Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разработка программы по формированию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества






 

Исходя из теоретических положений, рассмотренных в первой главе настоящей квалификационной работы и из результатов диагностической части исследования, где отмечены «слабые места» в формировании экологических представлений детей, видно, что требуется проведение соответствующей работы в данном направлении.

В связи с этим нами разработана программа по формированию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества «Тыыннаах айыл5а».

Обоснование для разработки программы. Разработка программы «Тыыннаах айыл5а» обусловлена целевыми установками современного образования, направленного на формирование эмоционально-ценностного отношения детей дошкольного возраста к окружающему миру.

Программа направлена на формирование экологической культуры детей через включение в учебный материал народных сказок, пословиц и поговорок, загадок, легенд. Одухотворённые и очеловеченные образы природы настраивают ребёнка на особое отношение к природе – как живой, нуждающейся в участии человека, взаимодействующей с ним. Развитие природной чувствительности направлено на познание окружающего мира, активное присвоение общечеловеческих ценностей и нормативов поведения.

В основу написания программы «Тыыннаах айыл5а», кроме литературных источников с произведениями народного творчества, легли научно-популярные издания: «Экологическое образование», «Биология в школе», «Начальная школа».

Программа «Тыыннаах айыл5а» может быть использована воспитателями старших и подготовительных групп учреждений дошкольного образования, педагогами дополнительного образования, учителями начальных классов, руководителями групп продлённого дня.

Цель программы: формирование экологической культуры детей средствами устного народного творчества.

Задачи программы:

- развить интеллектуальный, познавательно-практический интерес детей к миру природы;

- познакомить детей с устным народным творчеством и экологическим опытом, заключенным в народных традициях, обрядах, праздниках;

- воспитать уважение к устному народному творчеству, традициям, воспитать любовь к родной природе, гуманное отношение к окружающему миру;

- развить физическое здоровье и эмоциональное состояние детей;

- включить в совместную деятельность воспитателей и родителей детей, направленную на формирование экологической культуры детей средствами устного народного творчества.

Механизмы реализации программы:

- разработка программы «Тыыннаах айыл5а»;

- разработка сценариев мероприятий программы;

- приглашение работников культуры для проведения занятий и мероприятий по устному народному творчеству;

- приобретение раздаточного материала и оборудования для организации занятий по формированию экологической культуры детей;

- приобретение дипломов, грамот, сертификатов, призов для награждения детей и других участников мероприятий;

Продолжительность действия данной программы мероприятий рассчитана на год.

Формы работы:

- рассказ, беседа,

- практические занятия (викторины, конкурсы, экскурсии на природу, организация дидактических и подвижных игр, наблюдение за природой, проведение первых опытов) и др.

Программа «Тыыннаах айыл5а» представлена в таблице 2.

 

Таблица 2.

Воспитательная программа «Тыыннаах айыл5а»

Форма работы Наименование мероприятий Цели и задачи мероприятий Организация среды
Сентябрь
Наблюдение в природе Визуальное наблюдение за состоянием погоды облаками, ветром, солнцем, листопадом, птицами 1.Развивать интерес детей ко всему живому, к природе во всех её проявлениях. 2.Создавать условия для наблюдений за живыми объектами, явлениями природы. 3.Обобщить представления о связях между природными явлениями. 4. Объяснить смысл пословиц, стихов и песен про осень 5. Привлечь родителей к совместной деятельности по формированию экологической культуры Подкормка для птиц
Дидактические игры «Куьунну маьы ойулаа» «Кыылы таай» Картинки и иллюстрации с изображением осени, явлений природных явлений.  
Экскурсия Экскурсия по лесному массиву  
Подвижные игры «Кун уонна ардах», «Огурсу», «куобах-кобах барахсан»  
Беседы «О5уруокка», народные приметы прихода осени Показ мультфильма
Трудовая деятельность Уход за комнатными цветами Комнатные цветы
Устное народное творчество Разбор пословиц, стихов, песен про осеннюю пору, сельский труд, сбор урожая, ягод. Выставка-защита осенних даров природы «Мааны остуол» в виде загадок. Пословиц, поговорок Аудио и видео записи  
Октябрь
Наблюдения Визуальное наблюдение за листопадом, ветром, облаками, за отлётом птиц, дождём, рассматривание деревьев 1.Развивать интерес детей ко всему живому, к природе во всех её проявлениях, 2.Приобщать детей к разнообразной деятельности в природе 3.Формировать бережное отношение к природе, доброжелательное и одновременно осторожное отношение к животным. 4. Привлечь родителей к совместной деятельности по формированию экологической культуры 5. Обобщать представления о связях между природными явлениями.  
Экскурсия Экскурсия по территории парка  
Дидактические игры «Куьунну кун» Картинки с явлениями природы
Подвижные игры «Куоска уонна кутуйахтар», «Кун уонна ардах»  
Беседы   «Того чыычаахтар куьун сылаас сиргэ бараллар?», народные приметы Иллюстрации с изображением времён года
Художественно-продуктивная деятельность Рисование осеннего леса  
Трудовая деятельность Уход за комнатными цветами Комнатные цветы, лейка
Устное народное творчество Конкурс семейных постановок якутских сказок «Куьунну киьи кулбутунэн» Конкурс детских рисунков Сценические костюмы, атрибуты
Ноябрь
Дидактические игры «Котор уонна коппот», «Ким манна олорор?» 1. Формировать у детей элементарные обобщённые представления о местах обитания домашних и диких животных. 2. Формировать бережное отношение и осторожное отношение к объектам природы. 3. Объяснить смысл поговорок про осень 4. Обобщить представления о связях между природными явлениями. Иллюстрации с изображением животных и птиц
Беседы Тыа кыыллара кыьынныга хайдах бэлэмнэнэллэр, народные приметы прихода зимы Просмотр видеофильма
Подвижные игры «Хаастар»  
Художественно-продуктивная деятельность Рассматривание репродукций якутских художников с изображением осени и зимы Репродукции якутских художников
Трудовая деятельность Уход за комнатными цветами Комнатные цветы, лейка
Устное народное творчество Разучивание чабыр5ах о явлениях природы Аудио и видео записи  
Декабрь
Наблюдения в природе Визуальное наблюдение за снегом, деревьями 1. Развить интерес ко всему живому. 2.Обогащать представления о связях между природными явлениями. 3. Создать условия для детского экспериментирования, использовать игрушки-самоделки    
Дидактические игры «Киьи уонна айыл5а».    
Подвижные игры «Хаарчаан» Наборы для опытов  
Опыты С водой, льдом, снегом.
Чтение Рассказ легенды «Эьээ Дьыл уонна Хаарчана»   Сказка с иллюстрациями
Беседы «Кыьынны тыа», народные приметы, «Эьээ Дьыл», «Тымныы о5ус» Изображение времен года, схемы-строения деревьев
Трудовая деятельность Уход за комнатными цветами Комнатные цветы, лейка
Устное народное творчество Конкурс чтецов чабыр5ах    
Январь
Беседы Дьиэ уунээйитэ, народные приметы 1.Развить интерес к явлениям природы во всех её проявлениях. 2. Объяснить смысл поговорок про осень 3. Обобщить представления о связях между природными явлениями. 4. Привлечь родителей к совместной деятельности по формированию экологической культуры Комнатные цветы
Наблюдения За снегом, природным явлением – туманом  
Дидактические игры «Дьыл» Картинки с временами года
Подвижные игры «Кыьынны туул»  
Трудовая деятельность Уход за комнатными цветами Комнатные цветы, лейка
Устное народное творчество Семейный конкурс загадок о природных явлениях и рисунков к ним Чтение якутских народных сказок Сказки с иллюстрациями
Февраль
Беседы «Кыьынны оьуор», народные приметы   1. Формировать простейшие связи между сезонными изменениями в природе. 2.Развить интерес ко всему живому. 3.Продолжить формировать доброжелательное и осторожное отношение ко всему живому.    
Наблюдения За узорами на стекле, солнцем, небом, ветром.  
Дидактические игры «Харамай дуу чыычаах дуу?» Картинки с изображением ранней весны, явлений природы, птиц
Художественно-продуктивная деятельность Рассматривание репродукций о зиме   Иллюстрации по теме  
Трудовая деятельность Посадка лука в ящики Уход за комнатными цветами Лук, ящики, земля
Устное народное творчество Прослушивание и обсуждение якутских стихов о природных явлениях Разучивание якутских песен в которых описаны природные явления Стихи якутских авторов Прослушивание музыкальных произведений, различных по характеру
Март
Беседы «Саас кэлиитэ», народные приметы прихода весны 1.Формировать доброжелательное и осторожное отношение ко всему живому. 2. Формировать умение видеть простейшие связи между сезонными изменениями в природе. 3. Создать условия для развития познавательных интересов. Использование художественного слова.
Экскурсия Экскурсия по территории парка  
Наблюдения в природе За птицами, солнцем, сосульками, сезонными изменениями, ветром.  
Дидактические игры «Котор-коппот» Картинки с птицами и животными
Подвижные игры «Турах уонна барабыайдар»  
Трудовая деятельность Уход за комнатными цветами Комнатные цветы, лейка
Устное народное творчество Конкурс якутских песен «Саас кэллэ» Фонограммы
Апрель
Беседы «Орус эстиитэ», «Сааскы кун», народные приметы 1. Обогащать представления детей о связях между природными явлениями. 2. Приобщать детей к разнообразной деятельности в природе, её охране и уходу за растениями и животными. 3. Создать условия для детского экспериментирования с объектами неживой природы.   Иллюстрации с изображением весны и её явлений
Экскурсия Экскурсия по лесному массиву  
Наблюдения в природе За солнцем, ручьями, небом, насекомыми, деревьями, первоцветом  
Дидактические игры «Айыл5а уьуктуута» Картинки с животными, насекомыми
Подвижны игры «Боро уонна куобахчааннар»  
Опыты и эксперименты С землёй, водой Наборы для опытов
Трудовая деятельность Уход за комнатными цветами Комнатные цветы, лейка
Устное народное творчество Разучивание отрывка из Олонхо Сценические костюмы и атрибуты  
Май
Беседы «Уон-койуур», народные примерты прихода лета 1. Развить интерес к живой и неживой природе. 2. Сформировать бережное, доброжелательное и осторожное отношение к природе и её обитателям. 3. Проводить экскурсии и целевые наблюдения с фиксацией изменений происходящих в природе. Фотографии цветов, вырезки из журналов
Экскурсия Экскурсия по территории парка  
Дидактические игры «Сибэккилэр»  
Подвижные игры «Кыыллар хороводтара»  
Опыты С солнечными лучами, песком, водой, глиной Песок, вода, глина
Художественно-продуктивная деятельность Рисование летнего леса, диких и домашних животных и птиц Карандаши, альбом для рисования
Трудовая деятельность Посадка садовых цветов Семена цветков, горшочки, земля. вода
Устное народное творчество Праздник прихода лета Показ постановки из Олонхо Конкурс детских рисунков «Сайынны дьол» Наборы для опытов и наблюдений.  

 

 

Как видно из таблицы 2, работа по формированию экологической культуры детей с использованием устного народного творчества включает: ознакомление с содержанием пословиц, поговорок по временам года, природным явлениям, конкурс семейных постановок якутских сказок, конкурс чтецов чабыр5ах, чтение сказок, разучивание песен, постановка инсценировки из Олонхо и др.

Формы проведения занятий по формированию экологической культуры разнообразные, без которых невозможно сформировать целостную картину мира, программа предусматривает следующие направления работы:

- тематические беседы;

- художественно-продуктивную деятельность: просмотр репродукций картин, рисование на заданную тему;

- наблюдение за состоянием погоды, природными явлениями: ветром, туманом, снегом, дождем;

- дидактические игры с применением разнообразных картинок, фотографий, иллюстраций;

- экскурсии на территории детского сада, парка, лесного массива;

- подвижные игры на свежем воздухе;

- опыты и эксперименты с водой, льдом, снегом, землей, песком, глиной;

- трудовую деятельность: уход за комнатными цветами, посадка лука, садовых цветов.

В конце каждого месяца проводится итоговое занятие, на котором закрепляются, систематизируются и конкретизируются полученные знания. Для оценки результативности опытно-экспериментальной работы запланированы контролирующие и диагностические мероприятия, показывающие уровень освоения детьми учебного материала: опросы, беседы. Процесс контроля включает в себя определение целей работы, выбор контрольных заданий, оценивание уровня достижения поставленных целей, прогнозирование результатов.

Ожидаемый результат работы по программе «Тыыннаах айыл5а»:

- в ходе систематической, планомерной и целенаправленной работы произойдут существенные положительные изменения в показателях экологической воспитанности у дошкольников посредством использования устного народного творчества как одного из средств экологического воспитания;

- развитие интереса к живой и неживой природе;

- формирование бережного, доброжелательного и осторожного отношения к природе и её обитателям;

- обогащение представления детей о связях между явлениями природы;

- формирование целостной картины мира, мировоззрения с учетом возраста детей и индивидуально-личностных особенностей.

Вывод. Для систематизации работы необходима программа экологического образования, обеспечивающая организацию познавательной, познавательно-развлекательной, практической и исследовательской деятельности у воспитанников, использование и сочетание инновационных и традиционных форм, активных методов и приемов работы, непрерывность и последовательность в изложении материала.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал