Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема № 4. Россия в первой четверти XVIII в. Реформы Петра I.






 

План занятия:

 

1. Реформы Петра I:

1.1. Причины и предпосылки реформ.

1.2. Преобразования в военной сфере.

1.3. Реформы государственного аппарата.

1.4. Реформы в социально-экономической сфере.

1.5. Преобразования в области культуры.

2. Внешняя политика России в первой четверти XVIII в. Северная война.

3. Итоги и значение петровских реформ.

4. Российский абсолютизм и его характерные черты.

 

Источники:

Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до 1861 г. Учебное пособие / Сост. П.П. Епифанов, О.П. Епифанова. – М., 1987.

Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. Учебное пособие / Авт.-сост.: А.С. Орлов, В.А. Георгиев и др. – М., 2000.

 

Литература:

 

Анисимов Е.В. Время петровских реформ. – Л., 1989.

Он же. Податная реформа Петра I. – Л., 1982.

Он же. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого. – СПб., 1997.

Он же. Самодержавие XVIII века: право править без права // Нестор. - № 7 (2005. - № 1). – С. 200-210.

Каменский А. Б. От Петра I до Павла I: реформы в России XVIII века (опыт целостного анализа). М., 1999.

Он же. Центральная власть и проблема самоуправления в контексте реформ XVIII вв. // Представительная власть в России: История и современность / Под общей ред. Л.К. Слиски. – М., 2004. С. 74 – 137.

Он же. Административное управление в России в XVIII в. // Административные реформы в России: История и современность / Под общей ред. Р.Н. Байгузина. – М., 2006. С. 60 – 84.0

Князьков С. Очерки из истории Петра Великого и его времени. – М., 1990.

Кротов П.А. Основание Санкт-Петербурга. СПб., 2006.

Б. Н. Миронов. Социальная история России периода империи (XVIII-начало XX в.): Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. СПб., 2003.

Очерки русской культуры XVIII века. – М., 1987.

Павленко Н.И. Петр Великий. – М., 1994.

Он же. Птенцы гнезда Петрова. – М., 1989.

Он же. Петр Первый и его время. – М., 1983.

Россия в период реформ Петра I. – М., 1973.

Стерликова А.А. Дипломатический корпус Петра Великого: старые и новые методы формирования и работы // Модернизация в России: экономика, политика, культура / отв. ред. В.А. Веременко. Вып. 2. – СПб., 2009. – С. 29-34.

Она же. Вопрос о новых территориях во внешней политике России во второй половине Северной войны // Столица и провинции: взаимоотношение центра и регионов в истории России / отв. ред. В.А. Веременко. Вып. 2. – СПб., 2010. – С. 14-18.

Эйдельман Н.Я. «Революция сверху» в России. – М., 1989.

 

Методические рекомендации:

 

Для раскрытия вопроса о причинах и предпосылках петровских реформ следует сформулировать, прежде всего, особенности геополитического положения России, побуждавшего страну к своеобразной конкуренции с Западом. Здесь уместно продумать и обсудить идею о том, что России для сохранения своей независимости и особой роли на международной арене в конце XVII – начале XVIII вв. было необходимо догонять европейские страны по уровню социально-экономического и военно-технического развития. Вспомните основные итоги социально-экономического и политического развития страны к концу XVII в., а также составьте краткую характеристику особенностей исторического развития западных стран в рассматриваемый период. Объясните, как повлияла на реформы Петра I Северная война (1700 – 1721 гг.).

Характеризуя предпосылки преобразований в первой четверти XVIII в., следует отметить попытки предшественников Петра в XVI – XVII вв. выйти к Балтийскому морю, а также привести примеры происходившего на протяжении XVII столетия проникновения достижений западной цивилизации и самих иностранцев в Московское государство (создание регулярных полков иноземного строя, расширение торговых связей с Англией и Голландией, привлечение в Москву европейских ученых, создание Славяно-греко-латинской Академии и проч.). Конечно же, важно подчеркнуть и наличие «субъективной» предпосылки реформ – сильной и энергичной личности царя Петра Великого. В связи с этим можно рассказать о воспитании царевича Петра в 70 – 80-е гг. XVII в., об особенностях его характера и мировоззрения.

Характеризуя реформы в военной сфере, необходимо выделить два основных направления: создание регулярной армии на основе рекрутской повинности и создание мощного флота.

Изучение вопроса о реформах государственного аппарата следует начать с выяснения основных причин и целей изменений в этой системе. После этого охарактеризуйте основные особенности губернской реформы, цели и особенности функционирования Сената, коллегий и специальных органов по надзору (в том числе тайному). Назовите основные черты сложившейся в результате петровских реформ системы управления. Насколько к ней применимы следующие понятия: «правовое государство», «военно-служилое государство», «абсолютная монархия»?

В следующем вопросе занятия целесообразно выделить несколько направлений социально-экономической политики государства: мероприятия по развитию городской промышленности и активизации деятельности частного промышленно-торгового предпринимательства, по изменению налоговой системы (введение подушной подати и рост косвенных налогов), по увеличению доходов казны за счет активной внешней торговли. При этом следует объяснить, для решения каких задач и какими методами осуществлялись все экономические мероприятия в стране. Расскажите, что изменилось в положении бояр, «служилых людей» (в первую очередь дворян), «посадского» (городского) населения, крестьян и холопов. Каковы были общие черты положения различных сословий в результате петровских реформ?

Далее следует назвать основные изменения в области культуры (создание профессиональных светских школ, появление первой газеты, распространение европейской моды и т.п.). Важно акцентировать внимание на произошедшем в результате реформ Петра цивилизационном расколе русского общества. Объясните, какая часть населения и под воздействием каких обстоятельств восприняла светские европейские начала, а какая часть сохранила в неизменном виде традиционный уклад жизни, сформировавшийся еще в допетровскую эпоху.

Ответ на второй вопрос занятия следует начать с характеристики результатов Азовских походов Петра, целей и итогов «Великого посольства». Затем надо перейти к раскрытию причин и целей Северной войны, назвать этапы войны, основные события, раскрыть итоги и значение Северной войны.

Третий вопрос занятия нацелен на обобщение изученного материала по истории России первой четверти XVIII в. и на выработку общей оценки реформ Петра I. Можно сформулировать следующие вопросы для размышления и обсуждения:

а) в чем проявлялись успехи внутренних преобразований Петра Великого;

б) чем отличались темпы и средства проведения политики модернизации при Петре от предыдущей эпохи;

в) в какой степени и как изменилась жизнь представителей различных слоев общества под воздействием петровских реформ;

г) какие новые проблемы и противоречия были порождены петровской ускоренной модернизацией.

При подготовке последнего вопроса занятия следует дать определение понятия «абсолютизм», показать исторические предпосылки и особенности формирования абсолютной монархии в России в первой четверти XVIII в., выделить ее характерные черты и особенности.

 

Темы докладов и сообщений:

 

· Организация управления в российском государстве в первой четверти XVIII в.

· Санкт-Петербург – столица Российского государства.

· Петр I как государственный деятель.

· Внешняя политика Петра I: цели, направления и итоги.

· Образ Петра I в исторической и художественной литературе.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал