Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема № 7. «Великие реформы» 60 – 70-х гг. XIX в.






 

План занятия:

 

1. Отмена крепостного права в России: причины, условие, значение.

2. Реформа местного самоуправления.

3. Судебная реформа 1864 г.

4. Преобразования в военной сфере.

5. Итоги и историческое значение реформ 60-70-х гг. XIX в.

 

Источники:

 

Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. Учебное пособие / Авт.-сост.: А.С. Орлов, В.А. Георгиев и др. – М., 2000.

 

Литература:

 

Буржуазные реформы в России второй половины XIX века. Воронеж, 1988.

Великие реформы в России. 1856-1874. М., 1992.

Веременко В.А., Тропов И.А. Реформы и микросоциальные процессы в России (вторая половина XIX – начало ХХ вв.) // Социально-экономическая и политическая модернизация в России. XIX – ХХ вв. Сборник научных статей / Отв.ред. Кочетков И.В. – СПб., 2001. С. 55 – 63.

Виленский Б.В. Судебная реформа и контрреформа в России. Саратов, 1969.

Гармиза В.Б. Подготовка земской реформы 1864 г. М., 1957.

Зайончковский П.А. Военная реформа 1860-1870 гг. в России. М., 1952.

Он же. Проведение в жизнь крестьянской реформы 1861 г. М., 1958.

Он же. Отмена крепостного права в России. М., 1968.

Захарова Л.Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России. М., 1984.

Она же. Александр II / Российские самодержцы. М., 1994.

Литвак Б.Г. Переворот 1861 г. в России: Почему не реализовалась реформаторская альтернатива. М., 1991.

Б. Н. Миронов. Социальная история России периода империи (XVIII-начало XX в.): Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. СПб., 2003.

Нардова В.А. Городское самоуправление в России в 60-х - начале 90-х годов XIX в. Л., 1984.

Россия и реформы: 1861-1881 гг. Вып. 1. М., 1991. Вып. 2. М., 1995.

Чернуха В.Г. Внутренняя политика царизма с середины 50-х до начала 80-х гг. XIX в. Л., 1978.

Она же. Правительственная политика в отношении печати в 60-70-е годы XIX в. Л., 1989.

Яковлев А.И. Александр II и его эпоха. М., 1992

 

Методические рекомендации:

 

При подготовке к первому вопросу занятия следует, прежде всего, выделить как объективные, так и субъективные причины отмены крепостного права. Студенты должны охарактеризовать экономические, социальные, внешне- и внутриполитические обстоятельства, способствовавшие проведению реформы, а также продумать, как в целом связаны между собой отмена крепостного права и процессы модернизации в стране.

Далее необходимо рассказать о подготовке крестьянской реформы в конце 1850-х – начале 1860-х гг. и об условиях освобождения крестьян в 1861 г. Для анализа последней из названных проблем важно изучить, каково содержание «Положений 19 февраля 1861 г.»; как изменился правовой статус крестьян после реформы; что такое «временнообязанное состояние»; как проводилась выкупная операция и как она отразилась на экономическом положении крестьян и дворян-помещиков. Подумайте также, какие факторы способствовали в целом мирному проведению реформы.

Выясняя значение отмены крепостного права, можно придерживаться следующего плана ответа:

а) значение для различных социальных групп;

б) для экономического развития страны;

в) для развития внутриполитической ситуации в стране;

г) в целом для российской истории.

Прежде всего, необходимо обратить внимание на последствия отмены крепостного права для крестьянства, дворян, буржуазии, рабочих; определить связь реформы 1861 г. с формированием особой социальной группы – интеллигенции? Экономический аспект рассматриваемой проблемы предполагает анализ новых реалий в сельском хозяйстве, промышленности и торговле. Что активизировало и что тормозило развитие российской экономики? Для характеристики внутриполитической ситуации после 1861 года следует выяснить следующие вопросы: 1) насколько реформа соответствовала социальным ожиданиям, как отразилась на жизни людей и на их отношении к власти; 2) как реформа отразилась на дальнейшей политике правительства. Рассматривая последствия реформы для российской истории в целом, следует еще раз указать на место отмены крепостного права в процессе модернизации страны, обратить внимание на ее всеобъемлющий и необратимый характер, показать ее взаимосвязь с революционными событиями последующих лет.

Во втором вопросе необходимо раскрыть цели и содержание двух реформ – земской (1864 г.) и городской (1870 г.). Приведите конкретные примеры многообразной деятельности органов местного самоуправления, которые внесли большой вклад в развитие системы образования, здравоохранения, статистики и др. сфер местной жизни. Объясните, почему многие земства и городские думы стали центрами политической оппозиции царской власти.

Третий вопрос посвящен судебной реформе 1864 г., которая по общему признанию являлась наиболее успешной. Покажите, какие новые черты появились в системе судоустройства и судопроизводства. Какие пережитки прошлого сохранились в судебной системе России после 1864 г.?

При подготовке к четвертому вопросу обратите внимание на реорганизацию военного управления и изменение принципа комплектования армии (введение всеобщей воинской повинности). Сформулируйте, как данные преобразования отразились на боеспособности русской армии.

Заполните приведенную ниже таблицу.

 

Название реформы Что появилось нового Какие пережитки сохранились
Земская реформа Городская реформа Судебная реформа Военные реформы

 

Итогом обсуждения должен стать ответ на последний вопрос занятия – о значении «Великих реформ» 1860-х – 1870-х гг. Важно обратить внимание на то, каких сфер жизни общества коснулись изменения, как они были встречены населением. Какие проблемы в жизни общества были решены, а какие остались нерешенными? Можно ли говорить о «половинчатости», «незавершенности» реформ Александра II?

 

Темы докладов и сообщений:

 

· Причины и предпосылки буржуазных реформ 60 – 70-х гг. XIX в.

· Либерализация общественно-политической жизни страны во второй половине 50-х – начале 60-х гг. XIX в.

· Борьба в правящих кругах вокруг реформ 60-х – 70-х гг. XIX в.

· Влияние реформы 1861 г. на положение крестьян и дворян.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал