Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие товарного рынка, его функционирование, инфраструктура.
Понятие рынка Различное понимание рынка: 1) рынок - территория, место, где встречаются продавцы и покупатели (бытовое) 2) рынок - сфера, территория обращения определённого товара: город, субъект РФ, РФ в целом, мировой или региональный рынок (такое понимание ФЗ «О защите конкуренции») 3) рынок – суммарный платежеспособный спрос, т.е. совокупность потребитлей (экономическая категория); 4) рынок – саморегулирующийся механизм спроса и предложения (экономическая категория)
Товарный рынок – совокупность структурно связанных продавцов и покупателей определённого товара, деятельность которых регулируется сходными правилами.
Понятие «товарный рынок» введено в законодательство в связи с принятием Закона о конкуренции на товарных рынках.
Товарный рынок - сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами (ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции»). Т.е. критерии: 1) сфера обращения товара (заменимого или незаменимого); 2) наличие определённых границ (главный критерий границ: отсутствие возможности или целесообразности приобрести товар за границей рынка). Возможность может быть экономической, технической и иной (ФАС, например, определила рынок в пределах аэропортов, где Кофехаус завышал цену => был монополистом на рынке кофеен в аэропортах) Понятие товар Товар - любая вещь, не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица к другому по договору купли-продажи (ГОСТ Р 51303-99). Не относится к 1. товары, которые приобретаются для личного, семейного или домашнего использования, за исключением случаев, когда продавец в любое время до или в момент заключения договора не знал и не должен был знать, что товары приобретаются для такого использования (т.е. будут товарами в случае перепродажи, но не в случае покупки для перепродажи); 2. фондовые бумаги, акции, обеспечительные бумаги, оборотных документов и денег; 3. судов водного и воздушного транспорта, а также судов на воздушной подушке; 4. электроэнергии; + 5. недвижимость, любая энергия, все ЦБ, товары на розничных рынка (ст. 1 ФЗ «О ГРТД»).
ИТОГ: товар имеет разные значения: 1) 1ый широкий подход: товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот => включает ещё работу и услугу. 2) 2ой широкий подход Товар - любая вещь, не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица к другому по договору купли-продажи (ГОСТ Р 51303-99) => просто объект купли - продажи. 3) узкий подход: Товар – не ограниченная в обороте вещь, которая предназначена для введения в торговые оборот (не входят товары, продаваемые потребителям, ЦБ, суда, недвижимость, электроэнергия) => Пугинский, но на счёт электроэнергии хз?
Роль гос-ва в регулировании рынка: Зависит от степени конкруенции, развитости экономики, уровня спроса предложения и иных факторов. 3 режима регулирования рынка: 1) активное регулирование – где обращаются важные объекты: энергоносители, транспортные услуги и т.д. 2) умеренное регулирование – устанавливаются определённые требования к продукции и организациями (соблюдение технических регламентов, наличие лицензий и т.д.), но не затрагивается свобода договора. 3) минимальное регулирование – туризм, зрелищные мероприятия и т.д., где не требуется госуадарственного вмешательства.
Структура и инфраструктура рынка Структура товарного рынка – совокупность объединяемых договорно-хозяйственных связей звеньев, участвующих в продвижении товаров от изготовителей к потребителям => т.е. по сути связи между 3 звеньями. 3 участника рынка (структура товарного рынка): 1) изготовители; 2) посредники (оптовые торговые и иные посреднические организации) 3) приобретатели (розничные торговые организации и организации-потребители)
Есть ещё организаторы товарного рынка (биржи, ярмарки т.д.) Инфраструктура товарного рынка – совокупность организаций, обеспечивающих нормальную деятельность изготовителей, торговых посредников и потребителей в процессе товарообращения. · Программа развития инфраструктуры товарных рынков на 1998-2005 гг. (ПП РФ от 15 июня 1998 г. № 593) - подготовил Пугинский. · Стратегия развития торговли до 2020 (Приказ Минпромторга от 21.05.2011 № 422)
Подсистемы (Программа развития инфраструктуры рынка (ПП РФ от 15 июня 1998 г. № 593)): 1) подсистема складского хозяйства => нет ФЗ · реконструкцию и обновление складского хозяйства; · создание сети складов - отелей, консигнационных и таможенных складов; · строительство новых и реконструкцию действующих холодильников и баз для хранения сельскохозяйственной продукции; · совершенствование технологий складирования товаров (разработка современных проектов складов, новых видов оборудования, механизация и автоматизация складов); · развитие сети организаций оптовой торговли и складского хозяйства для обслуживания отдельных секторов товарных рынков; · создание и развитие объектов инфраструктуры малого предпринимательства, реорганизацию старых и создание новых организаций по закупке сельскохозяйственной продукции с последующей ее реализацией на переработку или длительное хранение; · создание оптовых продовольственных рынков межрегионального и регионального уровней, а также местного значения;
2) транспортная подсистема => ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» 2003, Транспортные уставы и кодексы. · создание и развитие транспортных мощностей и средств, обеспечивающих непрерывность торгово - складских и сбытовых процессов, выполнение погрузочно - разгрузочных операций; · создание торгово - транспортных фирм; · создание и развитие транспортных терминалов, обеспечивающих комплексное обслуживание транспортом, складскими помещениями, погрузочно - разгрузочными средствами, развесочными, расфасовочными цехами, тароупаковочными средствами, торговыми площадями и др.; · применение терминальных технологий; · развитие сферы услуг и повышение их эффективности при транзите грузов по территории России; · применение методов и организационных форм логистики в организациях транспортных услуг. Развитие организаций, оказывающих логистические услуги. Сокращение совокупных затрат (издержек) при транспортировке грузов на основе логистического подхода к совершенствованию методов их расчета и учета; · развитие региональных объектов транспортного обслуживания торговли; · сокращение продолжительности доставки грузов; · обеспечение сохранности товаров при их транспортировке.
3) подсистема тароупаковочной индустрии · создание научно - технической базы производства новых видов тароупаковочных материалов и тароупаковочного оборудования, а также переработки использованной тары и упаковки; · развитие производственной базы выпуска конкурентоспособных тароупаковочных материалов и оборудования; · развитие производства оборудования для сбора и переработки использованной тары и упаковки; · расширение производства конкурентоспособной тары и упаковки; · создание системы сбора и переработки вышедшей из употребления тары и упаковки; · совершенствование нормативного обеспечения, стандартизации и сертификации тары и упаковки с учетом требований международной торговли; · организацию выставок, конференций, подготовку кадров.
4) подсистема информационного обеспечения (перечень изготовителей, товаров и т.д.) · создание общедоступной федеральной системы обеспечения производителей, торговых посредников и покупателей товаров оперативной информацией; · создание общероссийского информационно - маркетингового центра товарных рынков; · разработку и внедрение информационно - аналитических сетей по стратегическому маркетингу, использование геоинформационных систем для передачи и обработки информации; · создание сети региональных информационно - маркетинговых центров; · формирование системы наблюдения за состоянием товарных рынков и механизмов распространения информации и рекламы; · разработку методического и программного обеспечения, формирование информационных банков данных.
5) кредитно - финансовая система: · организацию рационального товародвижения на основе безналичных денежных расчетов по товарным поставкам, сведение к минимуму бартерных сделок между организациями; · разработку оптимальных схем лизинга, экспортных поставок; · развитие различных видов кредитования; · организацию работы по долговым обязательствам; · создание методической базы ценообразования в организациях инфраструктуры товарных рынков; · развитие конкурентного ценообразования в сфере поставок продукции для государственных нужд; · организацию подготовки кадров; · развитие страхования финансовых рисков при торговых операциях, деятельности инвесторов и кредиторов организаций инфраструктуры; · создание новых страховых компаний и перестраховочных обществ; 6) организационное обеспечение - организационные мероприятия по обеспечению функционирования и развития инфраструктуры товарных рынков во взаимодействии с их исполнителями, обеспечивающие эффективное партнерство, развитие конкуренции между структурными элементами товарных рынков и способствующие снижению затрат на продвижение продукции от производителя до потребителя; 7) подсистема правового обеспечения.
2. Сущность товарных бирж,
|