Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учёт и отчётность в предпринимательской деятельности






Учёт и отчётность

Учёт – процесс фиксации фактов хозяйственной деятельности.

 

Отчётность – выражение результатов хозяйственной деятельности за определённый период или на определённый момент времени.

 

Цели учёта (по Л. Пачоли):

1) получение информации о состоянии дел (чтобы быстро получать информацию о долгах и требованиях);

2) исчисление финансового результата (чтобы получить выгоду от своего дела, по сути планирование и обуздание «напроизводительных доходов» предпринимателей).

 

Виды учёта

1) бухгалтерский учёт (финансовый учёт);

В РФ понятие «финансовый учёт» отсутствует его заменяется понятие «бухгалтерский учёт». Финансовый учёт служит как внешним, так и внутренним пользователям: инвесторы, акционеры, банки, финансовые органы.

Для кого: для внутренних и внешних пользователей.

Базовый принцип – система двойной записи.

 

Бухгалтерский учёт - упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движение (3 объекта, в новом ФЗ увеличили кол-во объектов => изменилось понятие).

 

Бухгалтерская отчётность – единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам (ст. 2 ФЗ «О бухучёте»).

Для КОМ ЮЛ бухотчётность состоит из:

1. бухгалтерского баланса - способ экономической группировки средств хоз-ва (активов) и источников этих средств (пассивов) на определённую дату в форме таблиц; Капитал – абстрактаная величина чистых активов, т.е. активы за вычетом пассивов –реальный размер имущества, обеспечивающий права кредиторов. Уставной капитал – мимнмальный размер имущества, обеспечивающий права кредиторов. Раньше в п.4 ст. 35 ФЗ «Об АО» было правило, если уставной капитал больших чистых активов, то нужно было уменьшить уставной капитал до размера чистых активов.

2. отчета о прибылях и убытках – итог за отчётный период, приводятся данные о доходах, расходах, прибылях и убытках => указывется чистая прибыль, с которой уплачиваются дивиденды;

3. приложений к балансу и отчёту об убытках, предусмотренных нормативными актами;

4. аудиторского заключения или заключения ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающих достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту или обязательной ревизии (обязательные случаи аудита в ст. 5 ФЗ об аудиторской деятельности);

5. пояснительной записки в произвольной форме (содержание в ч.4 ст. 13 ФЗ).

 

Для бухгалтерская отчетность НЕКОМ ЮЛ, которые не осуществляют п/д и не имеют (кроме выбывшего имущества) оборотов по продаже товаров (работ, услуг), включает (ч.4 ст.15 ФЗ):

1. бухгалтерский баланс (форма N 1);

2. отчет о прибылях и убытках (форма N 2);

3. отчет о целевом использовании полученных средств (форма N 6).

 

 

2) управленческий учёт;

Для кого: для руководителя ЮЛ.

Цель: принятие управленческих решений, разработка стратегии и плана развития.

 

Нет легальных требований, т.к. нужен для внутреннего пользования, но должен быть более детальным, чем бухучёт, дабы принимать правильные решения.

 

3) налоговый учёт;

Для кого: для налоговых органов. Ведут сами организации.

Цель: исчисление налогов.

 

Система налогового учёта выделилась из системы бухучёта, когда вступила в силу глава 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций», т.е. 1 января 2002.

Раньше до 1 января 2002 года налога на прибыль определялся исходя из данных бухучёта.

 

Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК (ст. 313 НК).

Налоговый учёт опирается на данные бухучёта.

 

Можно перегруппировывать регистры бухучёта, а можно вести самостоятельные регистры налогового учёта.

 

Стандарты финансвой отчётности

Станадарты необходимы для создания универсального «языка бизнеса».

 

Формирование единых стандартов началось после краха на мировых фондовых рынка в 1929 году.

 

Первые « общепринятые принципы бухучёта » - GAAP (Generally Accepted Accounting Principles) => созданы в США, распространены Англии, Италии и т.д.

 

Затем GAAP были вытеснены МСФО - международные стандарты финансовой отчётности (на англ. IFRS – Internaionl Financial Reporting Standards) => они утверждаются международной неправительственной организацией Комитет МСФО с 1973 года.

 

Российские стандарты отличаются от МСФО, но в концепции развития бухгалтерского учёта (одобрена Минфином от 01.07.2004 №180) установлен курс на сближение с МСФО.

Российсике организации, которые выходят на международные фондовые биржи ведут учёт по российским правилам параллельнос с учётом по правилам МСФО.

 

Проблемы финансовой отчётности:

1) принцип приоритета содержания над формой => сложно реализовать, т.к. экономическое содержание и юридическая форма отличаются, а основой для отчётности как раз служат юридические документы. В налоговом праве есть доктрина существа над формой.

2) проблема оценки => как должны отражаться элементы отчётности => есть специальные ПБУ, в них установлены методы. Нужно следовать принципу справедливой стоимости (fair value).

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал