![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Государственное регулирование цен
Экономическая категория цен Среди экономистов 2 подхода на понятие «цена»: 1) затратный подход: цена как мера стоимости товара. Суть в том, чтобы определить стоимость товара как количество труда необходимого на его производство (А. Смит, Д. Рикардо, К.Маркс); 2) теория полезности: цена как сумма денег, которую покупатель гото отдать за товар определённой полезности => цена не связана с затратами, главное полезность для покупателя, продукция может быть дорогой, но застраты на неё минимальны. 3) смешанный подход (современный): в основе цены лежит стоимость + полезность.
Ценообразование – процесс формирования и установления цены на товар.
2 системы ценнобразования: 1) централизованная (1.в основе затратный метод, 2.цена устанавливается на этапе производства, 3.цену устанавливает гос-во на основе плана, а не на основе рынка) => директивные(плановые) цены; 2) рыночная (1.в основе метод полезности, 2. цена устанавливается на этапе реалихации, 3. цену устанавливает производитель, продавец под влиянием рыночных факторов) => рыночные цены. Есть ещё понятие регулируемой цены – по сути, рыночная цена, но установленная под воздействием государства (налоги, пошлины, сборы, законодательство о ценообразовании).
Цена является одним из базисных элементов любой экономики => нарушение методологии ценообразования может привести к краху экономики. Цель государства: регулирование не только регулируемых, но и свободных цен, чтобы не допустить правил ценообразования.
Функции цены, как экономической категории: 1) учётная (средство исчисления всех стоимостных показателей) 2) стимулирующая (воздействует на величину производства и потребления) 3) распределительная (распределение национального дохода между отраслями экономики) 4) регулирующая (баланс спроса и предложения)
Цена как фактор предпринимательской деятельности РЫНОЧНАЯ ЦЕНА: Достоинство системы рыночного ценообразования => возможность самостоятельно определять цену товара. Но на практике есть ограничения: 1) антимонопольное законодательство => запрет устанавливать монопольно высоку и монопольно низкую цены, если лицо занимает доминирующее положение на рынке. 2) налоговое законодательство => налоговые органы вправе проверять правильность установления цен по сделкам (ст. 40 НК): 1) между взаимозависимыми лицами; 2) по товарообменным (бартерным) операциям; 3) при совершении внешнеторговых сделок; 4) при отклонении более чем на 20 % в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.
РЕГУЛИРУЕМАЯ ЦЕНА: Отличие от рыночной в том, что цена устанавливается частным субъектом, но при участии ОГВ или ОМС с соблюдением принципов ценообразованияи порядка принятия решений регулирующим органом. Регулируемые цены являются исключением из принципа
Цена как условие договора: Зависит от вида договора – в некоторых существенное условие (аренда недвижимости, купля-продажа недвижимости, в публичном договоре и т.д.), а в некоторых случайное условие (купля-продажа, поставка).
Может устанавливаться не только по соглашению сторон, но и по результатам торгов. Иногда торги – единственный разрешённый случай установления цены: 1) по ФЗ №94-ФЗ «О поставках для госнужд» (конкурс и аукцион); 2) при заключении концессионного соглашения; 3) при определении цены в договоре управления имуществом многоквортирного дома, где собственники не выбрали способ управления (ст. 156 ЖК, п.34 ПП РФ от 13.08.2006).
Государственное регулирование цен Государственное регулирование цен (в ширком смысле) – комплекс мер в целях поддержания стабильности рынка => государственная ценовая политика (см. 71 ст. Конституции РФ), относится к ведению РФ. Государственное регулирование цен (в узком смысле) – совокупность прямых методов воздействия на цены. Цели: 1) не допустить высокого роста инфляции в результате дефицита; 2) не допустить резкого роста цен на сырьё и энергоносители; 3) не допустить монополизма производителей.
Методы регулировани: 1) ПРЯМЫЕ (воздействие на сами цены): а) назначение твёрдых цен (тарифов), надбавок, наценок, б) замораживание тарифов; в) установление предельного уровня цен; г) установления уровня рентабельности.
Государственное регулирование цен осуществляется на те товары, которые образуют каркас экономической системы: энергоносители, услуги транспорта, связи и т.д. => рынок носит естественно-монопольный характер.
2) КОСВЕННЫЕ (воздействие на факторы, влияющие на ценообразование, которые носят макроэкономический характер): а) установление правил налогообложения; б) регулирование денежного обращения; в) регулирование оплаты труда; г) регулирование госрасходов; д) кредитная политика; е) товарные интервенции.
Нормативная база: п. «ж» ст. 71 Конституции РФ – в ведении РФ находятся основы ценовой политики. Но никакого
Есть подзаконные акты: Указ Президента РФ от 28.02.1995 N 221 " О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" => провозглашает либерализацию цен, государственное регулирование цен (тарифов) сохранить) в основном только на продукцию естественных монополий. Поручить Правительству утвердить перечни продукций производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке РФ подлежат государственному регулированию.
Постановление Правительства от 07.03.1995 N 239 РФ " О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" => устанавливает 3 перечня (указаны виды продукции, услуг, а не конкретные наименования): · перечень продукции и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) осуществляют Правительство РФ и ФОИВ; · перечень продукции и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) осуществляют ОИВ субъектов; · перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым ОИВ субъектов РФ предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.
!!! НО в действительности государственное регулирование цен осуществляется на больший круг продукции и услуг, чем в вышеуказанном ПП РФ, т.к. регулирование цен осуществляется в отдельных отраслях в соответствии со специальными ФЗ: · ФЗ от 14.04.1995 №41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую тепловую энергию в РФ» · ФЗ от 30.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и т.д.
Также субъекты РФ часто принимают свои акты, где расширяют перечень продукции и услуг, например Постановление Правительства Московской области от 28.06.2006 №572/20 «О мерах по государственному регулированию цен (тарифов) в МО» => включается ещё и ветеринарные услуги, услуги по содержанию лифтов, услуги по технической инвентаризации и т.д. Иногда субъекты делегирую ОМС.
ИТОГ: очень обширная система регулирования, но нет рамочного акта.
ОИВ в сфере регулирования цен 1. Федеральная служба по тарифам (ФСТ) => создана в 2004 году на основе Федеральной энергетической комиссии. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 332 " Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам".
Полномочия: 1) утверждает методики расчёта цен (на ж/д перевозку, на газ, плату за ТО и т.д.); 2) устанавливает цены (на услуги коммерческого оператора оптового рынка электрической энергии и мощности, плату за присоединение электрической сети, тарифы на транспортровку газа через трубопровод и т.д.); 3) привлекает к АДМ ответственности; 4) готовит законопроекты и т.д.
Иногд происходят конфликты с другими органами, например был конфликт с Минтрансом из-за регулирования цен на международные транзитные перевозки ж/д транспортом.
Идея создания 2ух мегарегуляторов: · ЦБ хотят объединить с ФСФР · ФАС хотят объединить с ФСФР. До 2004 было Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, потом разделилось на ФАС и ФСТ. Сейчас вновь хотят объединить. ФАС за объединения, ФСТ против.
2. Также регулирование осуществляют ОИВ субъектов, когда такое регулирование отнесено к их компетенции ФЗ или иными федеральными НПА (т.к. регулирование цен к компетенции субъектов). В иных случаях они выходят за рамки своей компетенции.
3. Также регулирование осуществляют ОМС, если РФ или субъекты РФ делегирую им свои полномочия.
|