![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Субъект естественной монополии –всегдадоминирующий.
Б. коллективное доминирование => 3 условия (ч.3 ст. 5 ФЗ) I. совокупная доля 2 - 3 субъектов более 50 %; 4-5 субъектов более 70% (не применяется, если 1 из субъектов меньше 8%) II. в течение длительного периода доли неизменны (не не менее 1 года); III. невзаимозаменяемость товаров (т.е. нет Критерии для финансовых рынков: Устанавливается ФАС в порядке, установленном в ПП РФ от 26.06.2007 N 409 " Об утверждении условий признания доминирующим положения кредитной организации и правил установления доминирующего положения кредитной организации" Но не может быть доминирующим субъект с долей: а) На федеральном рынках > 10%; б) На региональных рынках > 20%. Как определяют долю ХС на рынке? Определяет ФАС по результатам анализа состояния конкуренции (п. 8 Правил) => аналитический отчёт. Приказ ФАС РФ от 28.04.2010 N 220 " Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке" => порядок проведения анализа: I. определяется временной интервал; II. определяются продуктовые границы рынка; III. определяются географические границы рынка; IV. определяются все субъекты действующие на рынке; V. определяется доля каждого субъекта на рынке; VI. определяется уровень конетрации; VII. опредеялются барьеры входа на рынок. 4. Монополистическая деятельность Монополистическая деятельность - 1) злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, 2) соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью (ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции»). Субъекты монополистической деятельности: только хозяйствующие субъекты, раньше входили Виды: 1) злоупотребление доминирующим положением на рынке 2) соглашения о ведении деятельности + согласованные действия, ограничивающие конкуренцию + противоправная координация. 1. Злоупотребление доминирующим положений (ограничение свободы договора) – действия, результатом которых являются недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (п.1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции»); а) договорные - поддержание монопольно высокой/низкой цены; - навязывание невыгодных или неотносящихся к договору условий; - необоснованный отказ от заключения договора; - создание дискриминационных условий. б) внедоговорные: - изъятие товара из обращения, если на него есть спрос; - необоснованное сокращение производства, если есть спрос потребителей - препятствия доступа на рынок и выхода из него другим субъектам и т.д. Перечень нарушений открытый. 2. Соглашения => запрещаются следующие соглашения (ст. 11): а) горизонтальные (между ХС-конкурентами, т.е. действуют на одном рынке) (п.1 ст. 11 ФЗ): А. картельное [2] соглашение - соглашение ХС, влекущих 1 из 5 последствий => АБСОЛЮТНО НЕПРАВОМЕРНЫЕ: 1) установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок; 2) повышению, снижению или поддержанию цен на торгах; 3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков); 4) сокращению или прекращению производства товаров; 5) отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками) (бойкот). Б. иные соглашения между ХС, если они ограничивают или могут ограничить конкуренцию (п.4 ст. 11 ФЗ) => соглашения ХС, которые не влекут 1 из 5 последствий => МОЖНО ДОКАЗАТЬ, ЧТО ПРАВОМЕРНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ (если соответствую ст. 12 и ч.1 ст. 13 ФЗ) (п. 6 ст. 11 ФЗ): Например, сюда м.б. отнесены (п. 4 ст. 11 ФЗ): 1) о навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора; 2) об экономически, технологически и иным образом не обоснованном установлении ХС различных цен (тарифов) на один и тот же товар; 3) о создании другим ХС препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка; 4) об установлении условий членства в профессиональных и иных объединениях. ???? не только горизонтальные, но и вертикальные. б) вертикальные (не конкуренты) – запрещены, если влекут (п.2 ст. 11 ФЗ): 1) если устанавливают min цену перепродажи товара (кроме ограничения max цены перепродажи); 2) если есть условие не продавать конкурента продаваца (исключение: связаны с товарным знаком и средствами индивидуализации товара) => МОЖНО ДОКАЗАТЬ, ЧТО ПРАВОМЕРНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ (если соответствую ст. 12 и ч.1 ст. 13 ФЗ) (п. 6 ст. 11 ФЗ) Исключения (ст. 12 ФЗ), т.е. вертикальные допускаются, даже если есть вышеуказанные условия: 1) договоры коммерческой концессии допустимы (франчайзинг); 2) доля каждого ХС не выше 20 % на рынке (кроме финансовых) Согласованные действия ст. 11.1 ФЗ => нет соглашения или не во исполнение соглашения (например, подняли цены независимо друг от друга, т.е. не было сговора + не было объективных обстоятельств, таких как: повышение тарифов и т.д.) – введены в 2011 году · Запрещены согласованные действия, которые приводят к 1 из 5 последствий (п.1 ст. 11.1): 1) установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок; 2) повышению, снижению или поддержанию цен на торгах; 3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков); 4) сокращению или прекращению производства товаров; 5) отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками) (бойкот). · А также запрещены иные согласованные действия, если они приводят к ограничению конкуренции, например действия (п.3 ст. 11.1): 1) по навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора; 2) дейтвия по экономически, технологически и иным образом не обоснованном установлении ХС различных цен (тарифов) на один и тот же товар; 3) действия по создании другим ХС препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка; В отличие от соглашений, любые действия можно признать ДОПУСТИМЫМИ (п. 4 ст. 11.1 ФЗ) => НЕТ Неправомерная координация – согласование действихозяйствующих субъектов 3ими лицами, не входящими в группу ни с одним из этих лиц (часто СРО так делает) => такая координация, которая может привести к последствиям из ч.1 ст. 11 ФЗ, т.е. к образованию картеля. ДОПУСТИМЫЕ ДЕЙСТВИЯ, СОГЛАШЕНИЯ, СДЕЛКИ: Могут признаваться допустимыми, те, которые не относятся к категории 1) не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке; 2) не налагаются на их участников или 3-их лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких действий (бездействия), соглашений и согласованных действий; 3) результатом действия, соглашений и т.д. является: а) совершенствование производства, реализации товаров или стимулирование технического, экономического прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров российского производства на мировом товарном рынке; б) получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным ХС в результате действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок.
5. Недобросовестная конкуренция Парижская конвенции об охране промышленной собственности 1883 (в редакции 1979) => cтатья 10.bis «Недобросовестная конкуренция» (СССР с 1967 года). Соответственно понятие «недобросовестная конкуренция» появилась в отечественном зак-ве в 1965 году в связи с присоединением к данной конвенции. Недобросовестная конкуренция – любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (п.9 ст. 4 ФЗ). Признаки: 1) действия 2) направлены на получение преимуществ в осуществлении п/д 3) противоречат а) зак-ву РФ, б) обычаям делового оборота, в) требованиям добропорядочности, разумности и справедливости (т.е. морально нарвственным категория придаётся правовое значение); 4) причинили или могут причинить убытки/нанесли или могут нанести вред деловой репутации. ст. 14 ФЗ – перечень запретов – открытый: 1. смешение – введение в оборот товара, если при этом незаконно используются РИД и средства индивидуализации товаров, работ, услуг и ЮЛ(sony делает технику, а другие продавали по данным товарным знаком шоколад => смешение) (пп.4 ст. 14 ФЗ); 2. дискредитация конкурента и его деятельности: а) прямая (п.1 ч.1 ст. 14) - распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации; б) косвенная (п.3 ч.1 ст. 14) – некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами; 3. введение общественности в заблуждение, «ложь потребителям» (п.2 ч.1 ст 14) (в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей)!!! почему здесь – потому что антимонопольное зак-во охраняет не только конкурента, но и потребителя; Часто обманывают в рекламе => запрет искажать смысл и вводит потребителей в заблуждение (ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе»). 4. дезорганизация деятельности конкурента - незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну (п.3 ч.1 ст. 14); 5. демпинг (демпинговый импорт) - импорт товара на таможенную территорию РФ по цене ниже нормальной стоимости такого товара (п. 2 ст. 2 ФЗ " О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров" ). Как определить? Берём цену в данного товара в иностранном гос-ве и сравниваем с ценой в РФ. Если в РФ цена ниже, чем за рубежом (учитывая расходы на транспортировку и таможенные расходы) => демпинг, т.е. сравниваем экспортную цену в РФ и нормальную цену в гос-ве импортёре – соотношение двух цен, называется демпинговая маржа: (нормальная цена – экспортная цена)/экспортная цена. Последствия демпинга: 1. ущерб отрасли экономики (сокращение выпуска аналогичного товара, снижение спроса на него, сокращение работников в данной сфере и т.д.) 2. угроза такого ущерба. Антидемпинговые меры (вводятся Правительством РФ после расследования): Антидемпинговая пошлина – взимается независимо от ввозной таможенной пошлины. Взимается со всех импортёров товара, кроме тех, которые одобрены Правительство РФ. Размер не должен превышать размер антидемпинговой маржи. Срок не более 5 лет.
|