Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 7. Информация по сегментам
В отдельном разделе пояснительной записки к годовой бухгалтерской отчетности организации должны раскрыть информацию по сегментам деятельности (операционным и географическим) с целью представления более достоверной информации о финансовом положении организации, порядке формирования финансовых результатов в разрезе сегментов для определения перспектив развития организации. Операционный сегмент – это часть деятельности организации по производству определенного товара или однородных групп товаров (работ, услуг), которая подвержена рискам и получению прибыли, отличным от риска и прибылей по другим товарам или однородным группам товаров (работ, услуг). Для определения операционных сегментов при составлении отчетности производится анализ деятельности организации по видам выпускаемой продукции (работ, услуг) и оценка рисков и прибылей, присущих производству данным видам продукции. Оценка рисков не предполагает их точного количественного измерения и выражения и производится на основании результатов анализа и профессионального суждения. При выделении информации по операционным сегментам несколько видов товаров (работ, услуг) могут объединяться в однородную группу при условии сходства по всем или большинству из следующих факторов: назначению; процессу производства; потребителям; методам продажи; системам управления деятельностью организации. Географический сегмент – это часть деятельности организации по производству товаров (работ, услуг) в определенном географическом регионе, которая подвержена рискам и получению прибыли, отличным от риска и прибылей по другим регионам деятельности организации. Формирование информации по географическому сегменту может осуществляться по определенному государству или нескольким государствам; региону или нескольким регионам на территории РФ. Географические сегменты могут выделяться по местам расположения активов, то есть по месту ведения деятельности или по местам расположения рынка сбыта. Перечень операционных и географических сегментов, по которым в течение отчетного года формируется информация, устанавливается организацией самостоятельно исходя из ее организационной и управленческой структуры. Порядок формирования показателей, раскрываемых в информации по отчетному сегменту, определен в Положении по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам», утвержденном приказом Минфина РФ от 27.01.2000 г. № 11н. Информация по сегментам деятельности организации формируется в бухгалтерском учете. Для этого могут использоваться данные синтетического и аналитического учета по счетам учета активов, обязательств, доходов и расходов. Если данные бухгалтерского учета не позволяют прямо отнести ту или иную информацию к определенному операционному или географическому сегменту, то они распределяются по сегментам. При этом бухгалтер сам определяет экономически обоснованный метод распределения. Метод распределения должен быть обоснован, надлежащим образом документально оформлен и закреплен в качестве элемента учетной политики. Обязательному отражению по каждому отчетному сегменту подлежит информация о выручке (доходах), расходах, финансовом результате, активах, обязательствах. В п. 12 ПБУ 12/2000 приведен перечень доходов, расходов и обязательств, которые не включаются в соответствующие показатели отчетного сегмента. Указанный перечень является закрытым, поэтому не перечисленные в нем доходы, расходы, активы и обязательства относятся к отчетному сегменту. В доходы отчетного сегмента включаются все доходы, относящиеся к нему непосредственно или путем обоснованного распределения, за исключением - процентов и дивидендов, кроме случаев, когда такие доходы являются предметом деятельности отчетного сегмента; - доходов от продажи финансовых вложений, кроме случаев, когда финансовые вложения являются предметом деятельности отчетного сегмента; - чрезвычайных доходов. В целях формирования информации по отчетным сегментам организация должна вести раздельный учет выручки по выделенным сегментам деятельности. В расходы сегмента включаются расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы за исключением - процентов, кроме случаев, когда предметом деятельности отчетного сегмента является получение доходов от финансовой деятельности; - расходов, связанных с продажей финансовых вложений, кроме случаев, когда финансовые вложения являются предметом деятельности отчетного сегмента; - налога на прибыль; - общехозяйственных и прочих расходов, относящихся к организации в целом (например, расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитной организацией); - чрезвычайных расходов. Финансовый результат сегмента определяется как разница между выручкой (доходами) и расходами сегмента. В обязательства отчетного сегмента не включается задолженность по налогу на прибыль. Данные о доходах и расходах сегментов формируются в бухгалтерском учете в течение отчетного года, а величина активов и обязательств каждого сегмента определяется по состоянию на отчетную дату. В бухгалтерской отчетности может приводиться не по всем операционным и географическим сегментам, а только по тем из них, которые считаются отчетными. Операционный или географический сегмент считается отчетным, если значительная величина его выручки получена от продажи внешним покупателям и если выполняется хотя бы одно из следующих условий: - выручка от продажи внешним покупателям и от операций с другими сегментами данной организации составляет не менее 10% общей суммы выручки (внешней и внутренней) всех сегментов; - финансовый результат деятельности данного сегмента составляет не менее 10% суммарной прибыли или суммарного убытка всех сегментов; - активы данного сегмента составляют не менее 10% суммарных активов всех сегментов. При этом под активами сегмента понимаются активы, которые используются для производства определенных товаров (работ, услуг), выделенных в операционный сегмент или для производства товаров (работ, услуг) в определенном географическом регионе, выделенного в географический сегмент деятельности. На отчетные сегменты, выделенные при подготовке бухгалтерской отчетности, должно приходиться не менее 75% выручки организации. Если по выделенным отчетным сегментам выручка составляет менее 75%, следует выделить дополнительные отчетные сегменты. Отчетный сегмент, выделенный в периоде, предшествующем отчетному, должен выделяться в отчетном периоде независимо от того, удовлетворяет ли он установленным критериям в данном отчетном году. При формировании бухгалтерской отчетности раскрытие информации по отчетным сегментам осуществляется посредством представления определенного перечня показателей, состав которой зависит от вида информации по сегментам: первичной и вторичной. Выделение первичной и вторичной информации по отчетным сегментам производится исходя из преобладающих источников и характеров имеющихся рисков и полученных прибылей деятельности организации, которые определяются на основе организационной и управленческой структуры организации, а также системы внутренней отчетности. Если риски и прибыли организации определяются главным образом различием в производимых товаров (работ, услуг), то первичной признается раскрытие информации по операционным сегментам, а вторичной – по географическим, и наоборот. Если риски и прибыли определяются в равной мере различиями в производимых товарах (работах, услугах) и различиями в географических регионах, то первичной считается информация по операционным сегментам, а вторичной – по географическим. Если система внутренней отчетности не основывается ни на производимых товарах (работах, услугах), ни на географических регионах деятельности, то выделение первичной и вторичной информации по отчетным сегментам производится на основе решения руководителя организации. В состав первичной информации по отчетному сегменту включаются следующие показатели: общая величина выручки, в том числе полученная от продажи внешним покупателям и от операций с другими сегментами; финансовый результат (прибыль или убыток); общая балансовая величина активов; общая величина обязательств; общая величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы; общая величина амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам; совокупная доля в чистой прибыли (убытке) зависимых и дочерних обществ, а также общая величина вложений в эти зависимые и дочерние общества. Если первичная информация по сегментам признается информацией по операционным сегментам, то вторичная информация по каждому географическому сегменту представляется следующими показателями: величина выручки от продажи внешним покупателям в разрезе географических регионов, выделенных по местам расположения рынков сбыта. При этом для каждого географического сегмента, выручка должна составлять не менее 10% от общей выручки организации от продажи внешним покупателям; балансовая величина активов по местам расположения по каждому географическому сегменту, если величина активов каждого сегмента составляет не менее 10% величины активов всех географических сегментов; величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы по местам расположения активов по каждому географическому сегменту, величина активов которого составляет не менее 10% величины активов всех географических сегментов. Если первичной информацией признается информация по географическим сегментам, то вторичная информация по каждому операционному сегменту раскрывается следующими показателями: величина выручки от продажи внешним покупателям; балансовая величина активов; величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы. Указанная информация предоставляется по тем сегментам, по которым выручка от продажи внешним покупателям составляет не менее 10% общей выручки организации, либо величина активов которой составляет не менее 10% величины активов всех операционных сегментов. В пояснительной записке информация по сегментам представляется в отдельном разделе, в котором приводятся следующие данные: - раскрываются положения учетной политики в отношении формирования показателей по сегментам (приводится перечень операционных и географических сегментов деятельности организации в отчетном году; раскрывается порядок формирования в течение отчетного года информации о доходах и расходах, порядок определения активов и обязательств на отчетную дату; указываются способы распределения доходов, расходов, активов и обязательств, относящихся к двум и более сегментам); - раскрывается порядок выделения отчетных сегментов; - приводится принцип разделения информации об отчетных сегментах на первичную и вторичную; - приводятся показатели деятельности сегментов в составе первичной и вторичной информации и их анализ.
|