Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Философия Средних веков
Вариант I
I. В философии Средних веков номинализмом называлось (1б.): а) политико-экономическое учение, утверждавшее зависимость ценности того или иного предмета от его заявленной стоимости (т.е. номинала); б) философское направление, представители которого полагали, что подлинным существованием обладают лишь единичные вещи, а общие понятия — не более чем имена (nomina), посредством которых люди обозначают группы вещей, обладающих сходными признаками; в) религиозно-философское направление, доказывавшее зависимость сущности вещи от её имени (nomen): «Имя вещи есть сама вещь».
II. Найдите лишний член логического ряда. Обоснуйте свой ответ (1б.): Аврелий Августин, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский, Марк Аврелий.
III. Соотнесите философские суждения с тем или иным мыслителем (maximum — 3б.): А) Всякое явление имеет свою причину. Но эта причина, в свою очередь, порождена другой причиной. Цепь причин и следствий не может уходить в бесконечность; необходимо мыслить первопричину, являющуюся причиной и самой себя. А такой первопричиной может быть только Бог. Б) Nomina sunt consequentia rerum («Имена — производные от [свойств] вещей»). В) Форма (идея) вещи существует лишь в единстве с материей. Следовательно, душа, являющаяся формой человека, основой его личности, погибает вместе со смертью тела.
Философия Средних веков Вариант II I. В философии Средних веков реализмом называлось (1б.): а) литературное направление, стремящееся к правдивому изображению реалий повседневной жизни; б) течение в политической философии, согласно которому единственным мотивом политической деятельности должен выступать прагматический государственный интерес; в) философское направление, представители которого продолжали традиции платоновского идеализма и утверждали, что универсалии (общие понятия) обладают подлинной реальностью и являются бытийно-смысловым источником отдельных вещей.
II. Найдите лишний член логического ряда. Обоснуйте свой ответ (1б.): Релятивизм, ревеляционизм, теоцентризм, креационизм.
III. Соотнесите философские суждения с тем или иным мыслителем (max. — 3б.): А) Следует говорить об универсалиях троякого рода: существующих
до вещей (ante rem) — как вечные мысли Бога о будущих творениях; в вещах (in re) — как общая сущность того или иного класса предметов и «после вещей» (post rem) — извлечённых из вещей человеческим умом, преобразованных в понятия. Б) История человечества может быть представлена как история двух городов: града Божия (который населяют люди, возлюбившие Бога вплоть до презрения к себе) и града дьявола, жители которого возлюбили себя вплоть до презрения к Богу. В) Бог мыслится как существо всесовершенное. Но существование — одно из совершенств. Следовательно, Бог существует.
|