Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Немецкая классическая философия
Вариант II I. Какие из приведённых суждений являются синтетическими суждениями a priori? (Max — 2 балла). А) Характеристиками любой волны являются частота и амплитуда колебаний. Б) Сумма углов в треугольнике равна 180º. В) В мире насчитываются около 9 тыс. видов птиц. Г) Всякое тело может находиться в одном из четырёх состояний: твёрдом, жидком, газообразном и плазменном.
II. Соотнесите философские суждения с тем или иным мыслителем (max. – 4 балла):
А) «Действуй так, чтобы человечество, как в твоем лице, так и в лице всякого другого, всегда употреблялось тобою как цель и никогда как только средство». Б) Задачей философии, или наукоучения, должно быть систематическое развитие всего многообразия, всего богатства категорий сознания из одного единственного и вполне достоверного исходного положения — из деятельности реального, мыслящего Я. В) Смысл истории есть прогресс в сознании свободы: от свободы одного в деспотиях древнего Востока, через свободу многих в античных обществах к свободе каждого в христианском мире. Г) Человеческая сущность, отчуждённая в понятии Бога, должна быть возвращена человеку. Поэтому главным принципом новой религии — религии человека — должно стать положение: «человек человеку – Бог».
III. Объясните, что такое антиномии чистого разума? Сформулируйте их, вслед за И. Кантом. (Max. — 3 балла). _______________________________________________________ 10 – 9 баллов: 5; 8 – 7 б.: 4; 6 – 5 б.: 3; 4 б. и ниже: 2. Неклассическая философия XIX – н.XX в. («философия жизни», позитивизм, марксизм) Вариант I
I. Соотнесите философские суждения с тем или иным мыслителем (5 баллов):
А) Позитивная философия не имеет собственного содержания, её задача — обобщение и приведение в систему данных частных наук. Б) «Прежние философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его». В) «Человек — это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, — канат над пропастью … В человеке важно то, что он мост, а не цель». Г) Инстинкт и интеллект — две формы постижения мира, выработанные жизнью на пути её творческой эволюции. Д) Мало осознать вызванную мировой Волей кровавую междоусобицу жизни; необходимо пережить и оценить её — как несчастье и муку, от которых следует избавиться.
II. Как вы полагаете, почему представители философии позитивизма (кроме О. Конта) в вопросах III. этики придерживались позиций гедонизма (как, например, Г. Спенсер) и утилитаризма (как, например, Дж. С. Милль)? (Maximum — 3 балла)
III. Дайте определение понятию иррационализм. Приведите примеры иррационалистических концепций в философии XIX – н.XX вв. (Max. — 2 балла) ______________________________________ 10 – 9 баллов: 5; 8 – 7 б.: 4; 6 – 5 б.: 3; 4 б. и ниже: 2. Неклассическая философия XIX – н.XX в. («философия жизни», позитивизм, марксизм) Вариант II I. Соотнесите философские суждения с тем или иным мыслителем (5 баллов):
А) Задаваться вопросом о сущности вещей — бесполезно и ненаучно. Необходимо говорить о вещах в их отношении к нам, т.е. о их явлениях в нашем опыте, а только это и имеет для нас практическую значимость. Б) «Религия — это вздох угнетённой твари, сердце бессердечного мира, подобно тому, как она — дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа». В) Подлинным трансцендентальным субъектом и «вещью-в-себе» является иррациональная мировая Воля, создающая феноменальный мир в человеческом сознании («мир как представление»), для того чтоб иметь в нём объект своего воздействия, преодоления, обладания. Г) Сущность жизни может быть постигнута только с помощью интуиции, которая как бы непосредственно проникает в предмет, сливаясь с его природой. В интуиции нет противопоставления познаваемого познающему как объекта субъекту; в ней совершается узнавание жизнью самой себя. Д) Понятия о добре и зле, правде и неправде — ложны. По-настоящему важно все то, что поднимает жизненность, чем производятся аффекты, без отношения к их нравственной оценке.
II. Как вы понимаете утверждение К. Маркса о человеке как существе, производящем собственную сущность? (Maximum — 3 балла)
III. Почему, на ваш взгляд, учение А. Шопенгауэра называют философией пессимизма? (Max. — 2 балла) _______________________________________ 10 – 9 баллов: 5; 8 – 7 б.: 4; 6 – 5 б.: 3; 4 б. и ниже: 2. Русская философия XIX – нач. XX в. Вариант I I. Определите «партийную» принадлежность этих мыслителей (max. — 2 балла):
а) А.С.Хомяков, б) А.И.Герцен, в) В.Г.Белинский, г) К.С.Аксаков, д) И.В.Киреевский, е) К.Д.Кавелин, ж) Т.Н.Грановский.
II. Оцените справедливость суждений (1 балл):
А) Верно лишь первое суждение. Б) Верно лишь второе суждение. В) Верны оба суждения. Г) Ни одно из суждений не верно.
III. Реконструируйте текст (max. — 3 балла): «Чувства жалости, стыда и благоговения исчерпывают в основе всю область (1): к тому, что ниже его, что равно ему и что выше его. Эти нормальные отношения определяются здесь как господство над (2), как (3) с (4) и как внутреннее (5) (6). Прочие определения нравственной жизни (все (7)) могут быть показаны как видоизменения этих трёх основ, или как результат взаимодействия между ними и умственною стороною человека. Так (8) есть видоизменение стыда в отчётливой и обобщённой форме». (В.С.Соловьёв. «Оправдание (9)»)
а) солидарность; б) добродетели; в) материальная чувственность; г) нравственные отношения человека; д) живые существа; е) сверхчеловеческое начало; ж) совесть; з) добро; и) подчинение.
IV. В своей работе «Опыт эсхатологической метафизики» Н.А.Бердяев устанавливает следующие признаки объективации: «1) отчуждённость объекта от субъекта; 2) поглощённость неповторимо-индивидуального, личного общим, безлично-универсальным; 3) господство необходимости, детерминации извне, подавление и закрытие свободы; 4) приспособление к массивности мира и истории, к среднему человеку, социализация человека и его мнений, уничтожающая оригинальность». Определите 4 признака того, что противоположно объективации (max. — 4 балла). 10 – 9 баллов: 5 8 – 7 баллов: 4 6 – 5 баллов: 3 4 – 3 балла: 2 2 – 0 баллов: 1 Русская философия XIX – нач. XX в. Вариант II
I. Определите «партийную» принадлежность этих мыслителей (max. — 2 балла):
а) С.Л.Франк, б) В.Г.Белинский, в) Н.Г.Чернышевский, г) П.А.Флоренский, д) Г.В.Плеханов, е) Н.О.Лосский, ж) И.А.Ильин, з) В.И.Ленин.
II. Определите авторство текста (1 балл): «Разум имеет тенденцию всё превращать в объект, из которого исчезает экзистенциальность... Объективация есть выбрасывание человека вовне, экстериоризация, подчинение условиям пространства, времени, причинности, рационализации. В экзистенциальной же глубине человек находится в общении с духовным миром и со всем космосом». 1) П. А. Флоренский; 3) В.В.Розанов; 2) Н.А.Бердяев; 4) А.Ф.Лосев.
III. Оцените справедливость суждений (1 балл): 1) Вся русская философия — религиозна. 2) Одним из основных отличий русской философии от западной является преобладающее в ней стремление к внутреннему, интуитивному познанию сущего — тех скрытых живых глубин, которые могут быть постигнуты не посредством сведения к логическим понятиям и определениям, а только в образе и символе.
А) Верно лишь первое суждение. Б) Верно лишь второе суждение. В) Верны оба суждения. Г) Ни одно из суждений не верно.
IV. Реконструируйте текст (max. — 3 балла): «Главные условия, при которых человеческие отношения в области (1) становятся нравственными: 1) (2) не должно признаваться (3) хозяйственной деятельности человека; 2) производство не должно совершаться в ущерб (4) производителей, и ни один из них не должен становиться только (5); 3) должны быть признаны (6) человека к земле (материальной природе вообще). Без (7) к (8) для неё самой нельзя осуществить нравственную организацию материальной жизни». (В.С.Соловьёв. «Оправдание (9))
а) добро; б) человеческое достоинство; в) отношения; г) природа; д) материальный труд; е) обязанности; ж) орудие производства; з) любовь; и) самостоятельная цель; к) вещественное богатство.
V. Дайте своё определение понятию софиология (max — 2 балла). __________________________________________________________
10 – 9 б.: 5 8 – 7 б.: 4 6 – 5 б.: 3 4 – 3 б.: 2 2 – 0 б.: 1
Тематика рефератов: 1. Практическая действенность философии. 2. Религиозная картина мира глазами богословов и верующих. 3. Философская концепция материи. 4. Библия как памятник культуры. 5. Библия. Ветхий и Новый завет. 6. Идея Бога: философский анализ. 7. «Русская идея»: философский анализ. 8. Мое отношение к Фрейду. 9. Бытие и небытие - два возможных принципа философствования. 10. Вечные вопросы бытия: кто мы? Зачем мы? Что есть истина? Как жить? В чем смысл жизни? Что ждет нас в будущем? 11. «Аномальные феномены»: философские аспекты. 12. Сознание и бессознательное. 13. Проблема сознания в современной философии постмодерна. 14. Что такое телепатия (философские аспекты). 15. Существует ли объективная истина? 16. 3нание и вера. 17. Истина и заблуждение. 18. Место науки в современном мире. 19. Современные концепции общественного устройства и его развития. 20. Проблема соотношения объективного и субъективного в общественном развитии. 21. Человек и природная среда. 22. Материальное и духовное производство, их взаимосвязь. 23. Анализ теории социальной стратификации. 24. Нации и национальные отношения: современное состояние и проблемы в России. 25. Семья и ее будущее. 26. Социальная сущность государства. Проблема происхождения государства. 27. Правовое государство. 28. Сущность и основные черты политической культуры. 29. Понятие правовой культуры. 30. Бюрократия: суть, причины существования и воспроизводства. 31. Элитарная и массовая культура. 32. Сущность нравственной культуры. 33. Общественное и групповое (массовое) сознание. 34. Технические науки, их специфика и становление. 35. Различные версии (философские) места человека во Вселенной. 36. Проблема человека в философии (различные концепции). 37. Основные черты марксистского понимания человека. 38. Современное состояние проблемы происхождения человека. 39. Человек как высшая ценность. 40. Расщепленный человек в расщепленном мире. 41. В чем смысл человеческого существования? 42. Иметь или быть? 43. Неизменна ли природа человека? 44. Проблема личности в социальной философии. 45. Каждый ли человек является личностью? 46. Жизненный смысл и судьба. 47. Судьба человека как единство необходимости и свободы. 48. Человек между идеалом и реальностью, должным и сущим. 49. Личность и свобода. 50. Свобода и ответственность личности. 51. Самоутверждение личности: реальные и иллюзорные пути и средства достижения цели. 52. Духовный мир личности. 53. Личность и ее свобода в зеркале мировых религий. 54. Новые проблемы жизни и смерти в начале XXI века и пути их решения. 55. Сознание и личность. 56. Культ личности как социальный феномен. 57. Роль исторических личностей в общественном развитии. 58. Духовность, интеллигентность, образованность (общее и различное). 59. «Вечные» смысложизненные категории: добро и зло, смерть и бессмертие, любовь и ненависть, одиночество и страх. 60. Любовь, ее проявления и виды псевдолюбви. 61. Место и роль любви в духовной жизни личности. 62. Счастье и пути его достижения. 63. Совесть, честь и достоинство в духовном мире личности. 64. Душа человека. 65. Что значит быть современным? 66. В чем смысл тайны красоты? 67. Кризис мировой цивилизации на рубеже XX - XXI веков и пути его решения. 68. Научно-техническая революция: что ожидать от нее завтра? 69. Каковы основные черты информационного общества? 70. Есть ли у России будущее? 71. Техника: основные этапы и закономерности развития. 72. Проблема «духовного возрождения» России. 73. Место и роль религии в системе культуры. 74. Бессознательное и его роль в поведении и действии человека. 75. Концепция «конца света»: философский анализ. 76. Вненаучное знание и его формы.
Тема реферата для каждого студента утверждается преподавателем в индивидуальном порядке.
|