Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внутренняя двойственность и история лингвистики






Первое, что поражает, когда приступаешь к изучению языка, - это то, что для говорящего не существует последовательности эти фактов во времени: ему непосредственно дано только их состояние. Поэтому и лингвист, желающий попять это состояние, должен закрыть глаза на то, как оно получилось, и пренебречь диахронией.

Только отбросив прошлое, он может проникнуть в сознание говоря­щих. Вторжение истории может только сбить его с толку. Было бы нелепостью, рисуя панораму Альп, фиксировать ее одновременно с нескольких вершин Юрских гор, панорама должна быть зафикси­рована из одной точки. Так и в отношении языка: нельзя ни опи­сывать его, ни устанавливать нормы его применения, не отправляясь от одного определенного его состояния. Следуя за эволюцией языка, лингвист уподобляется наблюдателю, который передвигается с од­ного конца Юрских гор до другого, отмечая при этом изменения перспективы.

Можно сказать, что современная лингвистика, едва возникнув, с головой ушла в диахронию. Сравнительная грамматика индоев­ропейских языков использует добытые ею данные для гипотетиче­ской реконструкции предшествующего языкового типа; для нее сравнение не более как средство воссоздания прошлого. Тот же метод применяется и при изучении языковых подгрупп (романских языков, германских языков и т. д.), состояния языка привлекаются лишь отрывочно и весьма несовершенным образом. Таково направ­ление, начало которому положил Бопп; поэтому его научное пони­мание языка неоднородно и шатко.

С другой стороны, как поступали те, кто изучал язык до возник­новения лингвистической науки, то есть «грамматисты», вдохновляв­шиеся традиционными методами? Любопытно отметить, что их точка зрения по занимающему нас вопросу абсолютно безупречна. Их работы ясно показывают нам, что они стремились описывать состояния; их программа была строго синхронической. Например, так называемая грамматика Пор-Ройяля пытается описать состоя­ние французского языка в эпоху Людовика XIV и определить со­ставляющие его значимости. Для этого у нее не возникает необходи­мости обращаться к средневековому французскому языку; она строго следует горизонтальной оси (см. стр. 113) и никогда от нее не отклоняется. Такой метод верен; это не значит, впрочем, что он применился безукоризненно. Традиционная грамматика игнорирует целые отделы лингвистики, как, например, отдел о словообразо­вании; она нормативна и считает нужным предписывать правила, а не констатировать факты; она упускает из виду целое; часто она не умеет даже отличить написанное слово от произносимого и т. п.

Классическую грамматику упрекали в том, что она не научна, между тем ее научная база менее подвержена критике, а ее предмет лучше определен, чем у той лингвистики, которую основал Бопп. Эта последняя, покоясь на неопределенном основании, не знает да­же в точности, к какой цели она стремится. Не умея строго разгра­ничить наличное состояние и последовательность состояний во вре­мени, она совмещает два подхода одновременно (elle est à cheval sur deux domaines).

Лингвистика уделяла слишком большое место истории; теперь ей предстоит вернуться к статической точке зрения традиционной грамматики, но уже понятной в новом духе, обогащенной новыми приемами и обновленной историческим методом, который, таким образом, косвенно помогает лучше осознавать состояния языка. Прежняя грамматика видела лишь синхронический факт; лингвис­тика открыла нам новый ряд явлений, но этого недостаточно: надо почувствовать противоположность обоих подходов, чтобы извлечь из этоговсе вытекающие последствия.

 

 

Стр. 123 – 124

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал