Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Иероним
Вульгарной когда-то прослыла латынь Пред греческим царственным Словом, Но в буквах народных воспев благост ы нь, Свой почерк, рожденный во славу святынь, Блаженный назвал и напутствовал; словом, Великому – в малое путь сотворил.
Как и греки, римляне использовали для деловых документов и книг восковые таблички, папирус и пергамен. По вощеным табличкам прочерчивали буквы металлическим или костяным стилусом. На папирусе и пергамене писали тростниковыми перьями тушью, иногда пользовались багряницей, добываемой из моллюсков. Первоначально под книгой подразумевался свиток папируса, на котором (обычно с внутренней стороны) были написаны последовательно сменяющие колонки текста, перпендикулярные длине свитка. Эту форму римляне называли volymen (свиток, книга). Однако свиток был неудобен в пользовании. Прообразом книги современного типа – кодекса – были связанные между собой деревянные вощеные таблички, содержавшие последовательный текст. Сгибая вдвое прямоугольные листы папируса или пергамена и вставляя несколько согнутых листов один в другой, получали подобия современных тетрадей; сшивая несколько тетрадей, получали кодекс, книгу в ее современном понимании. Уже во времена поздней Республики существовали писарские канцелярии. В Империи появились книгоиздатели, содержавшие собственные скриптории. В обиходном письме грамотные римляне использовали восковые таблички. Естественно, когда человек с помощью стилуса пытался в достаточно быстром темпе прочертить по воску графемы монументального шрифта, то наличие нервного импульса, особенности материала и недостаток времени не позволяли тщательно нарисовать буквы. Стило не давало штрихов разной толщины; пишущий не соблюдал ни точной высоты строки, ни вертикальности основных штрихов, ни единообразия букв. Памятники, исполненные таким гораздо более округлым, слегка наклоненным вправо и небрежно написанным шрифтом, найдены на восковых табличках и на стенах в Геркулануме, Помпеях, Риме. Этот шрифт называют классическим, или ранним римским курсивом, или же капитальным курсивом, т.к. он еще не знает строчных знаков. Это самое обычное обиходное письмо, представляющее объявления о публичных играх, сдаче домов в наем, цитаты из стихов, дразнилки и совершенно вульгарные и циничные надписи абсолютно современного содержания. (Илл. Папка Рим. Курсив: Класс_рим_кур_1в.tif (по Ф. Музыке). Некоторые знаки курсива, особенного написанного пером на папирусе, сначала напоминают раннюю рустику (A, C, J, H, частично М). Буква R больше напоминает рустическое А. Однако более всего ранний курсив несет в себе нарождающиеся черты более позднего римского каллиграфического письма – унциала. Это касается изменения формы буквы D, как будто развернувшейся почти на на 180о, с наклоненной вертикалью, идущей вверх. Так проще и быстрее писать. В книжном курсиве буква вообще приобретает тенденцию писаться в одно движение и начинает напоминать унциальную. Kyrs_KN_1v.tif по Ф. Музыке Буква Е постепенно приобретает округлые формы, близкие унциалу. D, и F, и S, переходящая в прямую длинную форму, приобретают устойчивую тенденцию выходить по вертикали за границы строки. В один прием начинают писать букву L, ее угол становится округлым. Очень широкие формы, близкие раннему унциалу, приобретает N. Постепенно начинают различаться U и V. Во 2 веке появляется напоминающая современную строчную форму буква А. Kurs_2v.tif по Ф. Музыке Во 2–4 вв. на основе более округлых и удобных для письма форм старого римского курсива и под несомненным влиянием греческого унциала, существовавшего уже несколько веков, постепенно формируется римский унциал, являвшийся еще маюскульным, т. е. заглавным письмом, но носивший уже все характерные черты так наз. первоначального минускула, или строчного шрифта. Начинается постепенное, растянувшееся на полтысячелетия, формирование строчных букв, составляющих ныне львиную долю любого развернутого текстового материала. Так уж случилось, что именно унциал стал первым книжным шрифтом христианского Запада. Греческий унциал, круглый функциональный почерк, использовался с третьего столетия до н.э. и был как бы официальным почерком христианской церкви. Во 2 в. н.э. христианство стало широко распространяться по всей территории Римской Империи и весьма вероятно, что ранние христиане приспособили унциал к латинскому языку как шрифт, соответствующий их новой религии. Ведь и Евангелия, за исключением самых ранних арамейских текстов, были написаны по-гречески; греческий язык был языком высокой античной культуры, на нем были написаны сочинения философов и историков, на греческий язык еще при Птолемеях был переведен текст Ветхого Завета – знаменитая Септуагита, перевод 70 (на самом деле 72-х) толковников, участие в котором, по преданию, принял св. Симеон Богоприимец. (Папка Унциал старый: S_Сним_Палест019.tif)
Ранний унциал писался пером, срез которого наклонен приблизительно на 30о к линии письма. Это сообщало тексту своеобразный текучий характер и единство стиля. Текст также, как и раньше, писали сплошняком (scriptura continua). Сам термин «унциал» означает «унцию», дюйм, т.е. «буквы высотой в дюйм» (ок. 25 мм). Термин приписывают Блаженному Иерониму – переводчику библии на латынь и составителю так называемой простонародной Библии, или Вульгаты. (Образованные люди того времени обязаны были читать на греческом языке, «латыни» античности.) Возможно, он использовал это название как термин-насмешку над распространенной привычкой занимать всю ширину страницы пергамена, используя для репрезентативных, роскошных книг буквы непомерно большого размера. Иногда шуточное высказывание Иеронима подают чуть по-другому, что-де буквы так велики, что в строке их умещается только 12, т. е. буква – это 1/12 («uncia», двенадцатая часть) строки. Возможно, рост букв сравнивался и с величиной старинной римской монеты, также называвшейся унция.
Еще раз подчеркнем, что унциал играет в развитии латинского шрифта чрезвычайно большую роль в качестве так называемого первоначального минускула, т.е. первоисточника современных строчных букв, хотя по характеру является капитальным письмом, т. е. строится на двухлинейной строке. Буквы d, h и l пока еще незначительно возвышаются над ростом большинства других букв, а буквы i, f, n, p, q и r приобретают вынос ниже базовой линии строки. Закругленные буквы гораздо больше соответствовали естественному движению кисти руки вокруг лучезапястного сустава. Поэтому изменяются формы букв A, D, E, H, M, Q, V – на A, D, e, h, m, q, u.. Е становится округлой, резко удлиняется ее средний штрих. Левый вспомогательный штрих А и соединительный штрих все больше напоминают тонкую петлю, присоединенную под углом к резко доминирующему по толщине правонаклонному основному штриху. Расширяются буквы M, N, V. Последняя приобретает форму u. Очень характерна для унциала округлая форма буквы m (хотя иногда находим и традиционную заглавную М, как в унциале, вырезанном в камне в конце 3 века. Папка Унциал стар_греч: S_Рим_монум_Унц_3в.tif Дальнейшим отклонением от капитальных (заглавных) форм является отсутствие сложно выполняемых засечек. В этом смысле старый, или ранний унциал является очень простым и удобным видом письма. Высота строки 4 или 5 срезов пера. Основной угол письма 300, так что выгодно применять перо с прямым срезом. Характерные для F, P, Q, R хлыстовидные нижние завершения образуются быстрым отрывом пера одновременно с его поворотом, так что левый угол чуть дольше еще касается бумаги.
|