Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Местные шрифты эпохи варварских королевств






 

Очень коротко об общей картине письменности в эпоху, предшествовавшую империи Карла Великого.

После падения римской империи, в эпоху великого переселения народов (4–7 вв.) на бывших окраинах мировой державы образуется несколько молодых «варварских» государств, в которых возникают свои местные, национальные виды письма, базирующиеся на римском унциале, и еще более – полуунциале. Основными разновидностями были меровингское письмо во Франции MEROVI_2_пол_7в.tif, ирландско-англосаксонское («островное»), вестготское в Испании VESTG_951.tif и лангобардское (беневентское, или монте-кассинское) в Южной Италии, на территории так называемого Беневентского принципата

(Папка Беневентский: BENEV_12v.tif.

 

В связи с общим упадком культуры на территории Западной Европы грамотность во многом стала прерогативой монашествующих или же писцов королевских канцелярий.

Монастыри сыграли огромную роль в развитии книжного, следовательно, и шрифтового искусства средневековья. Распространение монашества было, возможно, одним из самых важных явлений в Европе после падения Рима. Монашество возникло на Востоке, где в Египте еще в 4 веке появились пустынники, бежавшие от преследования язычников или стремившихся уйти от соблазнов жизни. Вокруг Св. Антония Великого, жившего во второй половине 3 – первой половине 4 века, в поздние годы отшельничества собралась община последователей – прообраз монастырского братства. Около 340 года Св. Пахомий Велики й создал первый монастырский устав, который затем усовершенствовал Св. Василий Великий. Предполагают, что первые монастыри, организованные по уставу, на Западе основал «апостол Галлии» Св. Мартин Турский в 70-е годы 4 века. В 6 веке Св. Бенедикт Нурсийский создал новый устав, названный бенедиктинским и бывший долгое время наиболее распространенным в Европе. В 6-7 веке активную миссионерскую деятельность развили на континенте выходцы из Ирландии (Св. Гэлл, Св. Колумбан и пр.), основавшие в Галлии и Италии ряд монастырей по ирландскому образцу.

Устав монастыря нередко вменял монахам в обязанность переписку Св. Писания, литургических книг, сочинений Св. Отцов, теологической и учебной литературы. Для этого при монастырях создавались мастерские, где переписывались, украшались и переплетались книги – скриптории. В монастырских школах обучали грамотности и навыкам каллиграфического письма, здесь же готовили священнослужителей. Монастыри собирали библиотеки, где хранились старинные и современные книги. Таким образом, монастыри превращались в главные центры интеллектуальной жизни средневековья.

Хотя книги и переписывались исключительно в монастырских скрипториях, однако сами эти скриптории, конечно, не были полностью изолированы друг от друга. Странствующие монахи-миссионеры переносили некий объем информации из страны в страну. В частности, это касалось и искусства книги в целом, и шрифтового искусства, в частности. Во всяком случае, параллельно во многих местных областях, в основном на континенте, под воздействием нового римского курсива шло становление строчного письма.

 

Мы с вами подробно остановимся на самом известном, а с легкой руки автора «Хоббита» и «Властелина Колец», и культово-модном одно время у молодежи, «островном» шрифте в его двух ипостасях.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал