Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кто сочиненья прочтет достопочтенных отцов.






 

Кстати, Алкуин Йоркский был противником изображения текстов священного писания, и потому множество книг, переписанных еще при жизни Алкуина (особенное предпочтение отдавалось Библии), было лишено иллюстраций. Их красота определялась только красотой шрифта и шрифтового декора. (Что как бы предвосхищало чистоту позднейшей типографики.)

Ранний каролингский минускул повлиял на письмо других монастырских скрипториев, и довольно быстро, уже в начале 9 века характеризуемый чистотой и ясностью форм и единообразием, каролингский минускул стал универсальной формой книжного письма в границах Каролингской империи. Подобная быстрота была весьма кстати, потому что уже сразу после смерти Карла в 814 г., при его сыне Людовике Благочестивом империя начала трещать. Людовику пришлось воевать со своими строптивыми и далеко не благочестивыми сыновьями Лотарем, Людовиком Немецким и Карлом Лысым. Войну он проиграл, затем последовало некоторое примирение, но все окончилось в 843 г Верденским конкордатом, разделившим Империю на 3 де-факто независимых королевства, ставших основой Германии, Франции и Италии. Однако общеевропейский шрифт уже успел закрепиться, и во многом шрифтовое искусство европейского средневековья являет общие основные черты. Явные особенности имеет только итальянский средневековый шрифт.

Более чем через 400 лет каролингский минускул переоткрывают для себя гуманисты и кладут его в основу гуманистического минускула, а во второй половине 15 в. Николаус Йенсон и другие первопечатники Венеции используют его в качестве основы для строчных знаков типографской антиквы.

 

Главное различие между полуунциальным письмом и его реформированной версией – каролингским минускулом – коренится в различии угла кончика среза ширококонечного пера (для простоты – угла среза пера). Более ранний пошиб был написан пером с косым срезом, которое держали в руке прямо, т.е. перпендикулярно к линии строки и параллельно боковому краю листа. Такой способ письма на Западе, как уже говорилось, называют «прямое перо», которое и продуцировало прямо стоящие буквы с выраженным контрастом толстых и тонких штрихов. Каролингский минускул написан пером с прямым срезом, которое держали в руке под наклоном к линии строки. «Наклонное перо» продуцирует буквы со штрихами более сближенной толщины. Вдобавок, в 10 веке зрелый каролингский минускул чаще всего писали с легким наклоном букв вправо. Кроме того, конечно, есть разница и в написании некоторых букв, например, круглой а, незамкнутой g, заглавной N у полуунциала против «двухуровневой» строчной а, почти замкнутой g, строчной n. В раннем варианте каролингского минускула конца 8 века еще смешиваются эти черты. В то же время каролингский полуунциал 9 века внешне почти неотличим от каролингского минускула. И точно так же использует «иерархию шрифтов».

(Папка Полуунциал: S_Poluun_Kar_Ier257_La.tif S_Кар_Полуунц_Тем.tif

И если буквы полуунциала обладают выраженным статическим аспектом, то каролингские буквы обладают неуловимым стремлением вперед, особенно заметным по выносным элементам. В целом, минускульные буквы (корпус без выносных) жестко «прилипают» к двум основным линиям строки, подчеркивая упорядоченный и логичный аспект письма. Строка в целом строится теперь по четырехлинейной системе; две высоты выносных, равных корпусу, составляют междустрочие.

Основной угол пера около 30–35о. Корпус высотой примерно 4, 5 срезов пера, выносные элементы примерно равны корпусу или чуть меньше. Верхние выносы f и длинной формы s на полпера-перо ниже; обе эти буквы могут иметь дополнительно так же укороченный вынос вниз. Засечка верхнего прямого выносного элемента выполняется в два приема и имеет лопатообразную форму, иногда с тенденцией к заострению, подхваченной и усиленной в новое время Джонстоном, а иногда превращается совсем в круглую каплю. Левая засечка у верхней линии строчных меньше размером и более остроконечна.

(Папка Каролинг_прям: S_Karol_Korg.tif S_N_Рамсей_Пс.tif)

 

Ранний вариант каролингского минускула, появившийся еще при жизни Алкуина в конце 8 века демонстрирует прямо стоящие буквы, часто с легким наклоном вправо. Несколько более поздний вариант демонстрирует чуть наклоненные знаки, напоминающие наклонённый (oblique) вариант прямой антиквы, за который так ратовал уже в первой половине 20 века Стенли Морисон, считавший истинный курсив слишком уж вычурным.

(ПАапка Каролинг_накл: SS_Снимок 049.tif НЕО_Йончев 260!!!

Поздний каролингский 10-11 вв. снова «выпрямляется» и начинает все больше сужаться. Кривые при этом постепенно становятся чуть угловатыми.

(Папка Каролинг_прям: S_KAROL_поз_чеш1006.tif)

Поскольку каролингский минускул имеет только строчные знаки, к нему «прилагались» прописные из других пошибов.

Для удобства исполнения я позволил себе написать вариант нового унциала для заглавных, заголовков «второго ранга» и преамбул каролингского времени с небольшим наклоном пера, дабы приблизить его к минускулу по способу написания. Это – исторические капиталы к данному строчному пошибу.

Второй вариант капиталов, придуманных современными каллиграфами для наклонного минускула, приводит Илья Трофимович Богдеско в своей книге «Каллиграфия» (Санкт-Петербург, 2005). Я также переписал этот вариант, интерпретировав по-своему, особенно кириллическую часть, и включил в прописи.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал