Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Островные» шрифты






Толкин

Эльфийская, кельтская мудрость древес,

Как будто земля проросла до небес,

И вера с прекрасным неверьем

Цветет золотым суеверьем.

Чудесное – не продается на вес,

Кольчугою букв замыкаясь.

Островной маюскул (полуунциал)

Впервые христианство проникло в Британию в конце 2 в., но Ирландия еще долго была языческой. Христианизация началась лишь в 5-м столетии. По преданию, апостолом Ирландии был Святой Патрик (около 373–461), британец, который мальчиком был похищен ирландскими пиратами и увезен в Ирландию, затем бежал на континент, где получил духовное образование и возвратился в Ирландию в качестве миссионера. Святой Патрик и его последователи приняли абсолютно верную линию поведения, не нарушая древних обычаев и праздничных дат. От того Ирландия, вероятно, единственная христианская страна, где нет собственных мучеников. В Ирландии при отсутствии городов утверждается не епископальная, но монастырская церковь. В конце 5 в. вторжение англов и саксов в Британию превратило Альбион из бывшей римской провинции заново в языческую страну. К счастью, по бурному морю между Англией и Ирландией умели плавать только ирландцы. Поэтому англы и саксы в свое время туда не доплыли, а в начале 7 в. ирландцы начали новую христианизацию Британии. В 561 г. св. Колумбан основал монастырь Иона у западного побережья Шотландии, а в 635 г. его ученик основал монастырь на о. Линдисфарн, близ восточного побережья англосаксонского королевства Нортумбрия.

Около 600 г. папа Григорий Великий послал в Британию для восстановления христианства епископа Августина, основавшего на юге острова, в Кентербери, центр Римско-католической церкви. В конце 7 в. в Нортумбрии были построены большие монастыри, среди которых особенно славными были Веармут (674) и Ярроу (682). Оба монастыря были центами религиозного и книжного искусства. Как повествует британский историк Беда Достопочтенный, – основатель обоих монастырей Бенедикт Бискуп, обучавшийся в Риме, привез оттуда множество книг и ряд священных реликвий.

Наибольшим количеством дошедших до нас памятников англо-ирландского искусства 7-9 вв. представлены иллюминованные рукописи. И во многом они являются, быть может, вершинным достижением книжного искусства, едва ли не всех времен.

 

Самой ранней ирландской рукописью считают фрагмент Псалтири 6 в., известной под именем «Катах», «Воин», т. к. считали, что она приносит победу на поле боя. Рукопись приписывалась самому св. Колумбану. Шрифт ее – уже полуунциал.

Евангелие из Дурроу (или Дарроу), исполненное, вероятно, в скриптории монастыря на острове Иона ок. 680 г., являет уже зрелый образец островного искусства. Уже здесь появляется мотив использования множества сделанных пером декоративных точек.

(Папка Толкин строчный: S_Tolk_min_Durr248_La.tif

Расцвет островного искусства – 8 век. Множество скрипториев в Ирландии, в основанных ирландцами монастырях на о-вах Иона и Линдисфарн, в соседней с Линдисфарном северо-восточной провинции Британии Нотумбрии. Образованное еще в начале 7 в. на территории современного Уэссекса англосаксонское королевство Нортумбрия в это время было наиболее цветущим центром искусства и науки в западной Европе. Взаимодействие скрипториев августинских монастырей Ярроу и Вермаут, а также кельтского Линдисфарна привело к появлению выдающихся произведений средневекового искусства.

Большинство рукописей специфического «островного» стиля этого времени характеризуется слиянием кельтской и англосаксонской орнаментики, почти запредельной сложностью рисунка и высочайшей виртуозностью каллиграфии.

Чуть раньше, на рубеже 7-8 веков, создан шедевр островного искусства – Евангелие из Линдисфарна. Уже начинающий книгу великолепный ковровый лист, увенчанный изображением креста, задает тон изощренно-изысканной декорации книги. Богато украшенное Линдисфарнское Евангелие создано в то время, когда писцы нортумбрийских монастырей достигли своего наивысшего мастерства. Евангелие написано на латыни, написано единственным писцом Эдфритом, который стал епископом Линдисфарна в 698 г. Пометки на полях и между линиями (глоссы), представляющие собой перевод текста на древнеанглийский и написанные более беглым островным минускулом, добавлены в 10 в.

(Папка Толкин строчный: SSТолкин_Линдисфарн_2.tif

Орнаментально-декоративные капиталы Линдисфарнского Евангелия демонстрируют самые различные влияния – греческие, римские, полуунциальные, рунические.

(Папка Толкин Заглавный: SS_Снимок 021.tif S_Снимок_RUNmix 023.tif [фрагмент])

Начиная с предпосланного Евангелиям предисловия Блаженного Иеронима, в оформлении книги широко используется обводка инициалов линиями или плашками, составленными из многочисленных красных точек. Это добавляет фону как бы мягкую подсветку, оттеняющую буквы. Иногда линии из точек сопутствуют тексту. Всего том Линдисфарнского Евангелия декорирован более чем 10000 таких точек. (Папка Толкин строчный: S_Ost_Mau_str_LIND.tif)

 

8 век был золотым веком англо-ирландской христианской культуры. Росло число монастырей, активно работали скриптории. Однако уже в первой половине века Б е да Достопочтенный, заканчивая «Церковную историю англов», как будто предчувствовал бед у, когда повествовал о пренебрежении военными дисциплинами, характерном для жителей Нортумбрии, склонных скорее к монашескому, нежели к ратному подвигу. В 793 г. викинги напали на остров Линдисфарн и начали было планомерное ограбление богатых и почти беззащитных земель и монастырей. С ужасом писал об этих событиях их современник Алкуин Йоркский, «научно-культурный» советник Карла Великого. На некоторое время, правда, Карлу, проявившему молниеносную реакцию и собравшему в Булони гигантский флот из многих сотен кораблей, удалось запугать и присмирить северных разбойников.

Но как раз на начало 9 века приходится создание Книги (Евангелия) из Келлса, одного из самых знаменитых созданий островного искусства. Полагают, что она исполнена на острове Иона в начале 9 века, затем увезена в Келлский монастырь в Ирландию монахами, бежавшими с острова после того, как монастырь, некогда основанный св. Колумбаном, был окончательно разрушен в 807 году. Полагают также, что именно о Келлской книге с восхищением отзывался в начале 12 века автор «Топографии Ибернии» (старинное название Ирландии) Джиральдо де Камбре: «Можно сказать, что это работа ангела, а не человека… чем более изучаю, тем все более поражаюсь».

(Папка Толкин строчный: 198KELLS_Page.TIF KELLS_FR.TIF)

 

В Келлской книге, как и в Линдисфарнском Четвероевангелии, мы также встречаемся с отточенными формами англо-ирландского полуунциала, называемого островным маюскулом, с его характерной буквой а, напоминающей сочетание ос, плоско треугольными верхними засечками, широкой N и изогнутыми вертикальными штрихами b и L. Это – один из главных прототипов толкиновских «эльфийских» шрифтов.

Название «островные» шрифты, как и все англо-ирландское искусство раннего средневековья, приобрели вследствие их происхождения с островов Британии и Ирландии. Латинский термин «Insular» идет от слова остров. Маюскулом этот шрифт называют в противоположность сопутствующему ему более скорописного вида письма, называемого островным минускулом. Буквы полуунциального маюскула выше и шире. Он был престижным каллиграфическим письмом, писавшимся медленно и аккуратно, с большим количеством отрывов пера от поверхности письма. В ранней средневековой Британии и Ирландии он был любимым почерком для священных текстов на латыни.

Как полуунциальное письмо, островной маюскул обходится без заглавных букв в их современном смысле. Главы или части открываются строкой выделенных другим шрифтом капиталов, версалом или комбинацией обоих способов. Стихи начинаются с более крупной буквы, которая часто либо декорируется, либо выделяется другим цветом.

Островной маюскул в отличие от римского полуунциала 6 века, от которого он берет свое происхождение, отличается незначительными по высоте выносными элементами, что и приближает его к маюскулу. Высота строки корпуса букв – около 5 срезов пера, выноски – около 3-х. Шрифт в целом имеет тенденцию быть жирным. Главный угол пера – 10–150. Левый край верхней полки d в круглом варианте, g и Т требует поворота пера с 15о на 0о. Характерные для этого шрифта треугольные засечки вертикальных штрихов исполняются в два приема. Ширина верхней плоскости засечки равна двум перьям, левый угол 450.

Засечки букв с полуовалами типа Р вообще горизонтальны и опущены чуть ниже верхней линии корпусов букв, чтобы дать возможность верхней дуге полуовала вписаться в общую линию строчных. (Поскольку Линдисфарнское Евангелие дает полную возможность видеть видоизмененные формы островного полуунциала, ясно выполняющие роль прописных, то мы будем считать в нашем контексте «островной маюскул» все-таки строчными.) Порядок исполнения знаков подробно рассмотрен в прописях.

В букве а, напоминающей ос, дабы верхний хвостик был поуже, надо делать его быстрым беглым движением, отрывая перо от бумаги.

Нижние завершения вертикальных штрихов («пятки») расклиниваются. Харрис предлагает непрерывное движение пером вниз, смещение вбок, а затем движение вверх. Проще добавить толщины дополнительным коротким штрихом вниз под небольшим углом к вертикальному штриху. Наблюдение оригинала показывает, что «расклинивание» везде чуть разное. То ли направлено только вправо, то ли симметрично в обе стороны. Во избежание путаницы и для упрощения я принял добавление толщины только вправо от вертикально стоящего основного штриха. Сверху влево направлена мощная треугольная засечка.

Как и в западных пособиях, w решается наподобие русской ш. Русская б наиболее интересно и «строчно» выглядит при построении ее формы от амперсенда - & (et). Русская в идет от завершающей слова и строчки высокой е с длинным «языком» посередине.

Прописные варианты островного полуунциала довольно сильно отличаются, как уже сказано, от строчных текстовых и потому предлагаются в прописях как вполне самостоятельный корпус заглавных «эльфийских» букв.

(Папка Толкин Заглавный: S_Толк_Маю_Линдисф.tif S_Толкин_Линдисфарн.tif)

 

Островной минускул

 

В дополнение к каждому из главных престижных каллиграфических почерков обычно развивался соответствующий функциональный почерк для использования в повседневной жизни и для написания нерелигиозных манускриптов. В случае островного маюскула, медленного, торжественного полуунциала, его шрифтом-«побратимом» является так называемый островной минускул, который возник где-то в начале 6 в. Его использование продолжалось в Англии долгое время после норманнского завоевания (примерно до 12 века), а в Ирландии он использовался для гэльского (ирландского) языка вплоть до 20 в., сделавшись самым долговечным из всех латинских почерков.

Папка Островной минускул: S_Ostr_minu255_La.jpg S_Ost_Minus249_La.tif

(В качестве иллюстрации: к руководительнице одной из известных петербургских школ графического дизайна до сих пор пишет этим почерком письма корреспондент с Британских островов; чернила этот рыцарь каллиграфии делает из каракатиц).

Островной минускул был принесен на основную территорию Британии из Ирландии святым Колумбаном. Этому почерку учили в монастырях Ионы и Линдисфарн. Оба «островных» шрифта были впоследствии занесены на континент странствующими ирландскими монахами-миссионерами и оказали известное влияние на континентальное письмо начала уже следующего, второго тысячелетия, в частности, на формирование раннеготического шрифта.

В начале 9 в. своеобразный остроконечный курсивный минускул был наиболее популярным почерком в Южной Британии. Основной угол пера 40–45о. Хлыстовидные завершения нижних выносных образуются легким поворотом пера еще больше к линии письма (до 70о), начиная от главной линии шрифта. Высота выноса равна корпусу буквы. В отличие от островного маюскула часто употребляется типично курсивное исполнение нескольких последовательных штрихов в один прием.

К 10 в. островной минускул претерпел изменения. Сначала он стал более угловатым и вытянутым по вертикали, а затем под влиянием каролингского минускула, более округлым. Именно подобным почерком подписаны в 10 веке глоссы к более ранним книгам. К 11в. шрифт вступил в последнюю фазу своего изменения, когда буквы приобретают квадратный аспект.

Ранний период развития островного минускула показывает как писец периодически менял угол наклона пера в качестве выражения своей каллиграфической виртуозности. Этот элемент игры постепенно уменьшался до тех пор, пока почерк не стал квадратным.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал