Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Новый унциал
Вера Та неизбежность призрачного дня, Которую священной называю, Меня провидит пристальней меня; Небесному – соперник и родня, – Тружд а ю ум, – как будто забиваю сваю, – Земле неверия выстраивая Храм.
Как всегда, простой и практичный почерк перестает удовлетворять снобов, и изобретается «нечто веселенькое», чуть ли не более сложное в написании, нежели квадрата. А техническая причина изменения почерка – перемена основного угла постановки пера с 30о на 0о и, скорее всего, обращение к перу, заточенному на косой кончик (что на что повлияло, Бог весть). Действительно, в течение 6–7 вв. ранний вариант унциала эволюционировал в сторону все б о льшего увеличения выносных элементов. Приблизительно в 6 в. возникает форма унциала с вертикальной осью овальных элементов и сильным контрастом вертикальных и горизонтальных штрихов. Новый унциал обзаводится засечками и превращается в изощренно каллиграфический шрифт. Приблизительно в районе 5–6 вв. в качестве основного пишущего инструмента начинают употреблять птичье перо взамен тростникового. Птичье перо, особенно специально подготовленное путем «закаливания», описанного в начале повествования, более прочно, чем тростниковое и в то же время более эластично, позволяя гораздо более изощренные каллиграфические изыски. В 8–9 вв. возникают орнаментализованные формы унциала. В разных книгах по искусству шрифта обычно приводятся великолепные образцы английского позднего унциального письма 7–8 вв. Унциальное письмо прочно обосновывается в Англии во второй половине 7 в., распространение его явно связано с основанными предположительно в 674 и 682 гг. аббатствами Веармут и Ярроу (Джерроу), а следовательно, с поездками их основателя аббата Бенедикта Бискупа в Рим и привезенными оттуда позднеримскими образцами. Вдобавок, это было сразу после проримского синода (собора) в Уитби (664), усилившего римское влияние на англоирландскую церковь. Довольно быстро английские монахи-писцы достигли в унциальном письме мастерства, совершенно не уступающего общеевропейскому уровню. Одной из самых знаменитых работ был Codex Amiatinus, библия, написанная около 716 г. Это едва ли не самая ранняя из известных ныне библий на латинском языке. Великолепная книга была выполнена в скриптории монастыря Ярроу в самом начале 8 века в качестве подарка папе Григорию II. Книга представляет собой полный текст Вульгаты, или «Простонародной Библии», перевода Священного Писания на латынь, сделанного Блаженным Иеронимом. (Папка Новый Унциал: Cod_Amiat.tif) Другим очень известным манускриптом является Веспасианская псалтирь. Она написана в Кентербери, в аббатстве святого Августина в начале 8 в. Пометки («глоссы»), расположенные между широко расставленными строками, добавлены позднее, в 9 веке, и являются старейшим переводом псалмов на древний англосаксонский. (Папка Новый Унциал: Но_Унц_Весп_1.tif) Однако, образец чешского новоунциального письма, даже более ранний, 6 века, приведенный Франтишеком Музыкой в его капитальном труде по искусству шрифта (Muzika F. Die Schone Schrift. Praga. 1965), очень похож, в общих чертах, на английский романизированный унциал кентерберийского стиля. Видимо, общение католических монахов-книжников под эгидой Рима был и в эпоху натурального хозяйства достаточно оживленным. UNZIAL_Прага.tif
Во многом, несмотря на разницу конструкции некоторых графем, исполнение нового унциала сходно с исполнением квадраты. Это выражается в главном угле пера в 0о, в засечках, в «надутых» посередине больших наплывах и «подпрыгивающих» малых у В, R и их русских аналогах, что требует поворотов пера при ведении. Аналогична постепенная перемена угла при ведении диагонали N (а также русской М) и т. п.
Новый унциал в более позднее время, часто с декоративными засечками (опять-таки, подобно квадрате) используется как заглавный; или же шрифт «2 ранга», как бы теперь сказали газетчики и журналисты, в «шпигеле» или «вводке», выделенной более крупным кеглем преамбуле главы, в рамках «иерархии шрифтов» каролингского и посткаролингского времени. С небольшим углом пера к линии письма, но со сходной конструкцией графем он хорошо подходит в качестве заглавных букв к каролингскому минускулу. Его часто в то время так и использовали. Этот вариант будет представлен вместе с каролингским минускулом.
|