Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Текстура






Нетканное поле соткавшихся слов –

Твой сомкнутый облик, как призраки снов

Ступает пятою железной

Навстречу борьбе бесполезной.

Но я просыпаюсь, взволнован и нов,

И текст мне горит – воспаленный.

 

В 13 веке ранний готический шрифт превращается в довольно медленный, угловатый почерк, который называют текстурой. Чаще всего это текстура квадрата (не путать с римской капиталис квадратой!), характернейшим современным аналогом которой является гарнитура Old English. Именно так и называют на Западе текстуру: Old English, Black Letter.

(Папка Текстура квадрата: SS_GENEZIS.tif)

Страница текста, написанного текстурой, визуально напоминает тканый узор. Собственно, текстура – это и есть монотонный эффект плетения. Готическая текстура как рукописный шрифт знаменовала крутой поворот в соотношении отдельной буквы и строки, страницы в целом. Если столетиями акцент делался на ясном визуальном разделении букв, то теперь отдельные знаки превратились только в средство достижения общего «плетеного» эффекта страницы. Текстура квадрата характеризуется жесткими угловатыми штрихами с ромбовидными завершениями вверху и внизу (как бы головка [head] и ножка [foot], как их и называют по-английски (не путать с названиями элементов литеры металлического набора!). (Папка Текстура квадрата: S_Сним 077Fra1423.tif)

Довольно часто встречаются и курсивные, крюкообразные нижние завершения штрихов. (Папка Текстура курсивная: S_Text_kurs302La.tif)

Для достижения идеального текстурного эффекта расстояние между штрихами обычно принимают равным толщине штриха, независимо от того, какой это просвет – межбуквенный или внутрибуквенный. Расстояние между словами берут в два штриха (или для удобства – в два среза пера). Перо держат под углом 45о к линии письма.

Несомненно, текстура квадрата является для нас классическим воплощением готического стиля и вообще средневековья в шрифтовой форме. На севере Европы текстура использовалась для особо важных литургических манускриптов еще и в 16 веке. Она и по сей день используется для гравировки, вывесок, газосветных и световых реклам, заголовков на документах, газетных «шапок», будучи очень популярной на Западе вследствие своей особой образной декоративности.

По смутным детским впечатлениям от Братьев Гримм и ассоциациям с Третьим Рейхом, также считается, что текстура – это непременноГермания. Однако великолепные образцы средневековой рукописной еще текстуры демонстрируют как раз французские и английские памятники. Например, элитные французские рукописи 14 в. демонстрируют достижение безупречного текстурного эффекта путем дотошного соблюдения межштриховых расстояний и роста строчных букв. Контрастирующие с жирными штрихами волосные линии и росчерки выполняются уголком косо срезанного ширококонечного пера.

SS_Ra_англия1423.tif

И у Дэвида Харриса в его «The Art of Calligraphy», которую мы так часто вспоминаем, и в других книгах по каллиграфии часто приводится лист из молитвенника, являвшегося также календарем и сборником церковных гимнов, принадлежавшего Гильому Д’Оржемону и относящемуся приблизительно к 1386 г. На этой странице, украшенной роскошным ломбардским версалом Р, внутри которого помещен герб дома Д’Оржемон, написан почти полный алфавит минускульных букв текстуры квадраты, включая две версии букв а, r, и s.

(Папка Текстура квадрата: S_Текст_Ква_Д_оржемон.tif

Характеризующее текстуру однообразие букв вызвало к жизни появление короткого тонкого штриха-диакритика над буквой i. К концу 14 в. он превратился в точку. Этот значок позволял отличить одноштриховую букву от серий аналогичных штрихов, принадлежащих другим буквам (m, n) и тем избежать ошибок. Практически одновременно от буквы i дифференцируется буква j, обзаведясь хвостом вниз и сохранив верхний штришок. Во времена позднего средневековья в алфавит вводится w, полностью дифференцируются u и v. Так латинский алфавит стал состоять из современных 26 букв.

К рукописному шрифту иногда прилагают такое понятие как статус шрифта. Он обычно определяется количеством отдельных штрихов и отрывов пера, необходимых для выполнения букв, с точки зрения дукта данного почерка. Особенно отчетлива необходимость отдельных штрихов в квадрате. Действительно, чем угловатее и у же буквы, тем больше отдельных элементов в их конструкции. Низкостатусные, полукурсивные формы допускают некоторое упрощение конструкции, например, «одноярусную», полноовальную а, в то же время квадрата «высокого статуса» требует соблюдения «двухъярусной» формы «а».

(Папка Текстура курсивная: S_Снимок 081_Курс.tif)

 

Штрихи текстурного минускула еще в 14 веке часто представляли собой просто зигзаги, дважды меняющие направление с 45о (как и основной угол пера в готике) на вертикальное и снова на 45о. Относительно причин возникновения этих изломов высказаны следующие соображения в кн.: Киселева А. И. Готический курсив 13-15 веков. Ленинград, 1974, стр. 126–127. Во французском каллиграфическом письме первой половины 13 века преобладает излом вертикалей в верхней части, появившийся еще в 12 веке. У немцев излом первоначально формируется снизу, а сверху – только в 13 веке. Этот излом мог, по мнению Киселевой, происходить от уже описанного уплощенного «ласточкина хвоста», первоначально со скруглением слева, так что он напоминал скорее цветок лилии. Подобный вариант двойной засечки мог быть не только у выносных, но и у свободных вертикалей i, u. Приходилось делать дополнительный штрих.

 

(Папка Ранняя готика: S_Ran_Go_Razdv282_La.tif

Стремление писать быстрее, сохраняя украшение, подсказало упростить дукт: просто начать движение под углом с нажимом, а затем повернуть перо и двигать вертикально. «Готический» косой срез пера дал сначала неожиданный, а потом и умышленно подчеркиваемый эффект излома. В крупном литургическом письме 13 в. излом сначала вверху, а к концу века и внизу моделируется в виде почти правильных ромбиков. В начале же 13 века нижнее завершение может быть еще или скругленным, или вообще срезанным, предвосхищая вторую модификацию текстуры, распространившуюся затем в Англии и Северной Европе. Позднее в высокостатусном литургическом письме стали оформлять отдельными штрихами мощные ромбовидные засечки, чуть выступающие за пределы вертикального штриха. Середину 13 века характеризует также и все более тесную связь букв в текстурной строке.

И все же, несмотря на жесткую, тяжелую и почти нечитабельную с непривычки картину полосы, по «скелету» это тот же, сильно зауженный и потерявший все округлости каролингский минускул.

В отличие от все-таки достаточно простой (как увидим во втором варианте минускула, не всегда) и монотонной строчной, заглавная текстура очень сложна и в чтении, и в написании. Зато в контрасте несет мощный декоративный эффект. Многие буквы относятся к разряду «версалов», по английской терминологии.

 

В употреблении понятий версал и капитал наблюдается определенная путаница; в англоязычных источниках предлагается четкое их разделение. Капиталами называют заглавные буквы, исполненные штрихами в одну линию той или иной толщины, в зависимости от среза и положения пера. Версалами же предлагается называть буквы, чьи штрихи составлены из нескольких линий. Однако, «глядя со стороны», это разделение выглядит не очень-то убедительным. В немецких книгах все заглавные именуются версалами. Скорее всего, если уж сохранять разделение терминов, то только по относительному положению в тексте и сложности графического решения в целом.

Версал чаще всего использовался в качестве отдельной буквицы, или инициала, нарисованного в больший размер, чем текстовой штрих и обозначавшего начало новой части, главы или параграфа. Размер, использование золочения или цвета находились в прямой зависимости от значения инициалов. Обычные заглавные буквы, или капиталы, хотя и не были такими же впечатляющими как версалы, тем не менее также сильно отличались от минускула. В частности, для них были характерны усложнения в виде тонких вертикалей и диагоналей. Эти элементы, будучи помещенными во внутребуквенном пространстве, уменьшали количество белого поля в нем и одновременно как бы увеличивали весомость буквы на странице. Осложненное внутреннее пространство начинало отдаленно напоминать собой паутину. Одна моя студентка, впервые увидев версалы текстуры и ротунды, довольно метко окрестила их «паучьими домиками». Иногда к вертикальным основным штрихам добавлялись выпуклые или ромбовидные наросты или остроконечные шпоры как бы добавляющие им силы и выразительности. Капиталы, стоящие в верхней строке на странице, дополнительно могли оснащаться завитушками и росчерками, возвышающимися вверх.

(Папка Текстура квадрата: GOTMaju.tif (Версалы Веспасиано Амфиарео и Альбрехта Дюрера (по Ф. Музыке)

(Папка Текстура курсивная: Снимок 021.tif)

У Хильдегард Коргер (Korger H. Schrift und Schreiben. Leipzig, 1986.) приведена великолепная штудия на тему заглавных букв ротунды и текстуры, в которых чередуются буквы с одинарными и сдвоенными штрихами. Для заглавных букв текстуры и ротунды в данных прописях за основу и взят этот рисунок.

 

Текстура по Дюреру

 

Латинская текстура – достаточно специфический и необычный для русского глаза пошиб, по насыщенности букв близкий уставу, по плотному «частоколу» вертикалей – к вязи, особенно поздней, более прямоугольно-геометрической. Но вязь в книге – это одна строчка; быть может, несколько строк на колоколе, покровце, в стенописи. А текстура – текстовой шрифт, требующий в идеале неукоснительного соблюдения метра параллельных штрихов. В жесткую сетку перемежающихся черных вертикалей и белых пробелов примерно одной ширины вписываются конкретные знаки, максимально унифицированные по конструкции. Эта модульная структура отточенного позднего текстурного минускула великолепно выявлена в аналитическом анализе Альбрехта Дюрера, приведенном в вышедшей в 1525 г. книге «Наставления к измерению циркулем и линейкой линий и плоскостей, и объемных тел...», содержащая в своем третьем томе отрывок, посвященный искусству шрифта. (Дюрер А. О шрифте. Москва, 1981.)

(Папка Текстура квадрата: TextDurer.tif)

Взяв за основу Дюрерово построение, я, следуя современным западным пособиям, все же расставил стойки бкув на ширину штриха (у Дюрера – у же.) Текстура Дюрера строга и геометрична, она обходится без лишних декоративных элементов в виде добавочных боковых засечек или «ласточкиных хвостов». Именно с нее проще всего «набивать руку», добиваясь ровного, не дрожащего штриха и четкого соблюдения межштриховых расстояний. Основной модульной единицей является буква i. Угол пера 45о, Верхняя ромбовидная засечка чуть смещена влево, нижняя – вправо. Это осталось от более раннего единого штриха с двумя надломами.

Дюрер был истинным сыном Ренессанса: нижнее полукольцо от верхней арки буквы а у него построено по циркулю; на факсимиле видны наколки от иглы. Мы, конечно, обходимся уголком пера.

Кириллизация кричаще некириллического пошиба представляет достаточно сложную задачу. По этому поводу саркастически «прошлась» в свое время Анна Шмелева в статье «Черные буквы» (см.: Шмелева А. Черные буквы. “Publish” №2, 2002 г.). Адаптация текстуры – нечастое явление, и чаще всего она бывает малоудачна. Я не претендую на абсолютно бесспорное решение, но свой вариант во исполнение прокламированнных в предисловии целей – предлагаю.

 

Второй вариант текстуры – приведен Франишеком Музыкой в его капитальном труде об искусстве шрифта (Muzika F. Die Schone Schrift. Praga. 1965.) Это книжная высокостатусная текстура 15 века с ласточкиными хвостами на выносных и дополнительными шпорами сверху и снизу. Данный вариант гораздо более сложен в исполнении, поэтому к нему следует приступать только после освоения более простого варианта по Дюреру.

Представленные в прописях заглавные буквы применимы к любому из минусклов.

 

Текстура с плоским нижним завершением штрихов («с плоской пяткой»)

(Textualis Prescissa, Textura Prescisus)

Этот вид текстуры выделяется отличным от квадраты горизонтальным завершением основных штрихов и нижних выносных элементов минускула. Обе текстуры использовались параллельно и одновременно, используя одни и те же заглавные буквы.

(Папка Текстура_плоск: Text_PRESC_Mix.tif)

Оба родственных шрифта вышли из раннеготического; их появление датируется приблизительно концом 12 в. Логичнее все-таки предположить первоначальное появление более естественной квадраты. Дэвид Харрис предполагает, что вторая текстура возникла в Южной Англии и оттуда была завезена во Францию, на «каноническую территорию» квадраты, хотя уже сказано выше, что в начале 13 века нижнее завершение букв во французских псалтирях может быть и «срезанным». Причиной появления новой модификации Харрис же считает некий творческий акт проявления каллиграфической виртуозности, «выпендреж», говоря современным языком. Действительно, текстура пресцизус была проявлением особой изощренности и требовала особого терпения: нужно было, в основном, используя наклоненное к строке под 45о положение пера, создать искусственные, как бы срезанные «ноги» вертикальных штрихов, имитирующие «прямое» перо под 0о. Необходимо или постепенно поворачивать перо в ходе ведения вертикального штриха (сразу сверху или только в нижней части), или провести весь штрих пером, поставленным под углом 45о, и подрисовать «пятку» уголком пера.

(Папка Текстура_плоск: TextPres.tif (По Ф. Музыке)

Почерк теряет популярность к концу средневековья и пропадает с распространением книгопечатания.

Мы его не рассматриваем. (Папка Текстура_плоск: TEXTUPRE_Чеш1363.tif)

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал