Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бастарды






Исторически всегда складывалось так, что чем более отточенный, каллиграфически изощренный книжный шрифт набирал силу, тем более возрастала необходимость в удобном и практичном скорописном почерке ему в пару для документной, обычной переписки, а чуть позднее и светской литературы. Не забудем: настает время расцвета схоластики. В разных районах Европы уже в 12 веке возникают региональные и общенациональные вариации готического курсива, быстро развивавшиеся во вполне самостоятельные почерки. Более того, очень скоро они сами достигли высокой степени каллиграфического совершенства. Все они обычно объединяются общим понятием бастарда. Перевод слова означает незаконнорожденный, внебрачный. Действительно, эти почерки являются «незаконными детьми» курсива и официальной текстуры, оказавшей сильное воздействие на формирование каллиграфического варианта поначалу просто быстрого, даже небрежного письма.

Если репрезентативные текстура и ротунда не очень-то отличаются при перемене страны, то существуют вполне заметные особенности бастардных шрифтов, характеризующие их национальную принадлежность. Во французской форме бастарды сразу бросаются в глаза каллиграфически изощренные наклонные f и длинная форма s.

(Папка Бастарда_Фр_Батард: S_Снимок 066.tif)

Ранняя немецкая и чешская бастарда характеризуются довольно широкими строчными и длинными выносными элементами.

(Папка Бастарда чешская: Bas_Pshe1_1217.tif)

Итальянская бастарда нотула и в 14 веке, во многом, сохраняет более светлую картину и даже конструкцию букв каролингского минускула. Только удлиненные и надломленно и витиевато изогнутые выносные выдают готический почерк.

(Папка Баст итал.: NOTULA_Данте1337.tif)

В 14 в. трон императоров Священной Римской империи Германской Нации обычно занимали короли Чехии, тогда самого сильного королевства лоскутной империи. Поэтому в это время расцветает чешская бастарда в качестве курсивного каллиграфического письма для дипломатической переписки. При этом в нее, в частности, проникают некоторые французские элементы, например, уже упоминавшиеся наклонные и «пузатые» f и длинная форма s. Чешская бастарда 14-15 в. «обзаводится» тонкими хлыстообразными завершениями хвостовых элементов довольно многих и строчных, и прописных знаков. Также в течение 14 в. именно чешский дипломатический курсив как особо каллиграфическое по своим задачам письмо испытывает сильное влияние книжной текстуры. Это проявляется в надломленности прямых штрихов строчных букв и в характере их завершений. В течение 15 в. взаимодействие бастарды и текстуры в Германии ведет к постепенному складыванию к концу века двух форм позднеготического шрифта – швабахера и фрактуры, характерных своими надломленными формами.

Английскую бастарду более всего характеризует чрезвычайно характерная w. Она имеет вверху характерное петлеобразное завершение, достигающее высоты верхних выносных и употребляется в одной и той же форме и в минускуле, и в маюскуле. Нечто подобное наблюдается в чешском дипломатическом курсиве 14 в. В 15 в. в чешской бастарде строчная и прописная wW уже четко разделяются. Другой характерной особенностью английской бастарды является длинный загнутый вниз хвост от верхнего выносного элемента, часто именуемый «слоновым хоботом». Характер нижних завершений строчных букв бастарды в 15 в. может колебаться от обычного для курсива загнутого вверх хвоста до надломленной формы текстурной ромбовидной засечки.

(Папка Бастарда английская: S_ANG_BAST.TIF)

 

 

Чешский дипломатический курсив конца 14 века


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал