Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Я пишу – как со-творю Вселенную.⇐ ПредыдущаяСтр 19 из 19
Курсив (от позднелат. cursivus – бегущий) в отличие от книжной антиквы – почерк частной переписки, деловых записей, документов, переписывания стихов, а также записей для памяти. Хотя еще у Леонардо да Винчи в его трактатах живет явная бастарда. Но Леонардо, чуть ли не гроссмейстер тайного ордена Сионской Общины, вообще был личностью таинственной и архинеординарной. В своих основных формах ренессансный курсив или канцелярский курсив ширококонечного пера, является производным гуманистического минускула. С течением времени он стал самостоятельным шрифтом со своими индивидуальными особенностями, переродившись постепенно в каллиграфический курсив остроконечного пера. Считают, что ренессансный курсив введен около 1420 г. итальянским ученым Никколло Никколи, который находил гуманистический минускул слишком медленным для письма. Четыре основных характеристики курсива естественно возникают сами собой, когда гуманистический минускул начинают писать быстро и с минимумом отрыва пера от бумаги: 1. почерк приобретает тенденцию к наклону вправо; 2. круги становятся более вытянуто-овальными; 3. многие буквы могут быть написаны в один прием; 4. буквы соединяются друг с другом соединительными штрихами. Наиболее характерным нововведением Никколли была буква а, которая превратилась из двухъярусной в одноярусную в рост строчных букв. (Папка Курсив италик: Italic#306_La.TIF) К 1440 г. этот менее трудоемкий шрифт был принят в качестве официального почерка папской канцелярией и стал называться Lettera di Brevi. Модификации этого же почерка стали широко использовать для переписывания стихов. (Папка Курсив италик: Lettera_di_Brevi_11.tif) В канцеляриях владетельных особ и государства развивался другой вариант каллиграфического курсива – канчеллареска, канцелярский курсив 16 века, который обычно и является для нас образцом курсива ширококонечного пера. На современном компьютере это Zapf Chancery. Канчеллареска существовала в нескольких подвидах: 1. Канчеллареска романа, близкая к леттера ди бреви истинно курсивная форма со слитным написанием букв и закругленными и ориентированными вправо концами выносных. Высота выносных обычно была равна росту минускула (может быть и чуть больше). 2. Канчеллареска формата, с раздельным написанием букв и прямыми завершениями выносных кроме f, длинной s и y. В формате нижние выносные кончаются горизонтально, обычно двусторонней засечкой, а верхние выносные – клинообразные с односторонней засечкой влево. 3. Канчеллареска бастарда, в соответствии с названием – смешанная форма обеих.
В 1522 г. в Риме вышла элегантно оформленная книга Лодовико Арриги, или Лодовико Вичентино, известного римского издателя, печатника и каллиграфа. Это было одно из первых практических руководств по обучению канцелярскому письму по наглядным образцам. Отсюда идут такие общепринятые правила курсивного письма, как вписывание в чуть наклоненный прямоугольник, суженный по вертикали, расчленение написания на последовательно исполняемые элементы (дукт), расстояние между словами, принимаемое в одну букву п, межбуквенный пробел – расстояние между двумя штрихами той же буквы п и т. д. Во втором издании книга дополнена новыми шрифтами готического, декоративного характера, прекрасными капиталами. (Папка Курсив_италик: Romana_Vichentino.tif) Чуть позже вышла книга придворного каллиграфа из Венеции Джованни Антонио Тальенте. Он также рассматривает конструкцию букв канцелярского курсива, чуть более угловатого, чем у Вичентино. (Папка Курсив_италик: Tagliente.tif) Джамбаттиста Палатино, родом из Калабрии, был одновременно каллиграфом и исследователем. Его книга, посвященная исследованию современных ему и исторических форм алфавитов, вышла первым изданием в 1540 г. в Риме и затем дополнялась и переиздавалась. Палатино дал строгое системное описание канчелларески, назвав элементы букв, дав четырехлинейную систему строки с равными расстояниями между линиями. Описаны разные формы канцелярского курсива эпохи Возрождения, исполнявшегося ширококонечным пером: канчеллареска романа, формата, бастарда; меркантиле романа, варианты венецианский, флорентинский и т. д.; леттера ди бреви и др. Палатино представил и более древние и экзотические образцы письма –древние и восточные, и в том числе две славянские азбуки. (Папка Курсив_италик: Formata_Palatino.tif Romana_11_Palatino.tif Romana_Palatino.tif) В 1548 г. в Венеции появился еще один трактат по вопросам шрифтового искусства. Он принадлежал перу виртуоза-каллиграфа, миноританского монаха фра Веспасиано Амфиарео. Как и Палатино, он рассматривает разные группы шрифтов. В их числе готические, канчеллареска романа и бастарда с дополнительными декоративными элементами, заглавные буквы антиквы и антиквенные версалы, в которых основные формы буквы декорированы растительными и архитектурными элементами. Книга Амфиарео переиздавалась дважды в 1556 и 1564 гг. (Папка Курсив_италик: Amphiareo_1554.tif)
Канчеллареска была последним рукописным шрифтом (если не считать позднейших бастардообразных канцлея и рондо) ширококонечного пера, которое уступило к концу 16 – началу 17 века пальму первенства перу, заточенному практически на острый конец. Это более соответствовало широко распространившейся эстетике тонкого «медногравюрного» курсивного шрифта, нарезанного на доске грабштихелем, с мягкими нажимами основных и волосяными соединительными штрихами. Отсюда в английском появился термин: «писать, как на медной гравировальной доске» = каллиграфически (copperplate = каллиграфический [шрифт, почерк]).
В заключение разбора исторических пошибов ширококонечного пера я даю не точное воспроизведение итальянского курсива рубежа 15–16 вв., с их чаще острыми углами арок, а современное вольное и скругленное прочтение ренессансного курсива, одинаково хорошо подходящее и для латиницы, и для кириллицы, великолепное для переписывания стихов, написания текстов особо значимых документов, выполнения подписей к репродукциям, гравюрам, написания изысканных писем и т. д. (Папка Курсив италик: Vaganov_A4.tif) Более того, этот почерк при творческом соединении с элементами древнерусской скорописи и полуустава может быть основой для создания собственного почерка, сочетающего красоту ренессансного письма с некоторыми характерными национальными элементами исторического русского письма, создавая неповторимый и гармонический ансамбль, включающий и общеевропейские, и восточнославянские мотивы.
|