Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Петрарке
Я пишу, как Лауре мой н а званный брат, Тем же почерком муз; кто же в том виноват, Что забытые струи потока Разлил и сь так по-светски глуб о ко; Что придет и Вольтер, и кровавый Марат, И прекрасное – проклято будет стократ!..
Данте, «последний поэт Средневековья и первый поэт Нового Времени», несомненно, пользовался нотулой, флорентийской бастардой. А вот ученик Варлаама Калабрийского, оппонента Святого Григория Паламы, Франческо Петрарка из Ареццо (1304-1374) стал изобретать свой собственный почерк. Как многозначительны и провиденциальны бывают исторические связи и параллели! Григорий Палама, апологет исихазма, стоял у истоков утвердившегося на Руси взгляда на общение с Божеством, во многом, определившего нашу культуру Предвозрождения 15 века, и не только. А прямой противник его стал волей судеб учителем первого «зарегистрированного в истории» гуманиста Запада. Здесь прямое мистическое общение скорее уступало познанию Божества через познание Его прекрасных и мудрых Творений. Будучи страстным собирателем, хранителем, а часто и переписчиком плохо сохранившихся старых рукописей (а среди них была масса античных текстов, переписанных во времена Каролингского Возрождения), Петрарка был отличным каллиграфом. Не забудем, что он был еще и первым великим лирическим поэтом Нового времени. Его не могла устроить достаточно тяжелая и угловатая форма готического почерка, сразу напоминавшая о церкви и схоластике. Ведь именно с его легкой руки, знаменем времени стало Возрождение античных культурных ценностей, новое открытие красоты, гармонии и великолепия римской эпохи. Тайным ключом и движущей силой Нового времени стал индивидуализм, но остававшийся до поры до времени вполне в рамках католического мироощущения и не претендовавший на прямой атеизм. Именно Петрарка первым начал реформу почерка, которая привела к созданию гуманистического шрифта. Первый гуманистический почерк так и называют – «шрифт Петрарки», или готико-антиква (лат. littera fere humanistica, почти гуманистический шрифт). В нем еще много черт старинного беневентского письма, готической ротунды, однако в качестве образца для подражания взят каролингский минускул. Заглавные буквы еще готические. Шрифт исполнялся ширококонечным пером, угол наклона которого со временем менялся от почти 45о до приблизительно 30-20о. Одновременно общая картина шрифта постепенно высветлялась. (Папка антиква: S_Gotik_Ant_PETRARK.tif) Петрарка одним из первых начинает применять арабские цифры. Именно в этот время появляется характерная конструкция минускульных цифр, называемая медиевальной, когда 1, 2, 0 пишутся в высоту строчной, 6 и 8 выносятся вверх, а 3, 4, 5, 7 и 9 – имеют вынос вниз. Шрифт Петрарки вызвал множество подражаний. Усилиями его последователей к первой половине 15 века окончательно складывается гуманистический шрифт. (Папка антиква: Petrarka.tif) Предположительно, первые гуманисты, изучая античных авторов по памятникам Каролингского ренессанса, посчитали их истинно античными образцами, почему и нарекли свой шрифт, развивавший традиции каролингского, Littera antiqua, антиква, или древний шрифт. Поскольку идеалом красоты объявляется вновь обретенная античность, гуманисты уже не используют никакой «иерархии шрифтов», всецело отдав предпочтение античным капиталам. Тем более, что на руинах Древнего Рима еще можно было кое-что прочитать. И все же в рисунок книжных капиталов, несомненно, вдохновленных античностью, в середине 15 века еще вторгается иногда нечто от готики, как и курсивах даже первой половины 16 века будет заметно влияние бастарды. (Папка антиква: S_Гуман_минускул.tif) Если «иерархия шрифтов» смело использовала формы, конструктивно не совпадающие с ни с дуктом, ни с пропорциями каролингского минускула, то гуманисты подошли к вопросу комплексности уже вполне по-научному, подчинив заглавные и прописные буквы единому положению пишущего инструмента и единым принципам формообразования шрифта – характеру овалов, наличию и характеру засечек, общей цветности и контрастности знаков. (Папка антиква: Antik#311_La.TIF) В достаточно раннем варианте, который мы рассматриваем именно в силу его специфического отличия от современной рукописной антиквы, есть еще колебания и неустойчивости, но общий курс уже намечен. В дальнейшем, например, засечки у строчных прямого (Roman) минускула со свободными пятками вертикальных штрихов станут обязательными, крюкообразные завершения кроме t и u постепенно отойдут к курсиву. (Папка антиква: S_Снимок 040.tif) Кстати, к практике гуманистического минускула очень близок фундаментальный почерк Эдварда Джонстона. Заглавные буквы антиквы являются развитием упрощенной ленточной антиквы, которую усложняют добавлением засечек.
Ренессансный курсив (Italic) Письмо Претворяющее мысли в естество – Есть развоплощенье мирозданья. Мир – есть дух; и все его созданья – Миражи, стихи и божество, – Только в них, – наклонно и нетленно, –
|