Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И лечения заболеваний в бане






 

Издревле финно-угорские и тюркские народы используют баню не только для гигиенических целей, но и для профилактики и лечения некоторых заболеваний. При этом каждое средство (биологическое, минеральное и др.) может применяться самостоятельно или в сочетании с другими, в виде ванн, компрессов, растираний.

У финно-угров и тюрков Поволжья и Приуралья имеется свой, веками накопленный и проверенный опытом набор лекарственных растений. И это вполне закономерно, ибо народы проживали на просторах лесной и лесостепной зон, богатых растительностью. Познание целебных свойств растений давало людям возможность применять многие из них в качестве лекарств при различных заболеваниях. Почти в каждой семье хранились собранные в пучки разные травы, корни, ягоды. Профессор Е. Зябловский по этому поводу отмечал: «...Мордва немало знают годных трав в лекарство, и у всякого из них висит в сенях то та, то другая травка...» (1810: 239). О вере в способность растений излечивать болезни и возвращать здоровье свидетельствуют такие народные характеристики и рекомендации, как: «Одна травка от двенадцати (семидесяти семи, от ста) болезней излечить может», «На каждую болезнь есть своя трава», «Пей травяные настои — все болезни уйдут», «На лугу от всех недугов лекарства». Признание целебных свойств растений отразилось в многочисленных преданиях о магических травах, обладающих волшебной силой, в поверьях и обычаях, связанных со сбором и применением конкретных растений. Наиболее интересным и самобытным у коми является поверье о том, что у каждого человека якобы есть свой цветок в природе, и обладающий магическими силами (аслад-цвет). По поверью, показывается этот цветок только раз в жизни, и человек, сумевший найти и распознать его, обезопасит себя от всех болезней и несчастий. Понять, каким же образом можно узнать свой цветок, трудно — в народных преданиях не говорится, каков он, когда и где цветет. Сохранились лишь очень неясные упоминания о том, что кто-то встречал аслад-цвет, удививший причудливой формой, красотой или вызвавший необычные чувства, да не сорвал его по недогадливости или понадеялся сорвать на обратном пути. Так вот и нет до сих пор человека, обладающего этим, приносящим здоровье и счастье цветком. Чудесными целительными силами наделялись у коми и вполне конкретные растения — венерин башмачок, первоцвет весенний, характеризующиеся как «травы от ста болезней». Их поиск окутывался тайной, при сборе требовалось соблюдение полной тишины, иначе, по поверью, растения вообще могли «не показаться» сборщикам (Ильина, 1989: 97).

У мордвы были распространены предания о чудесной силе цветков орешника и папоротника. Волшебный цветок орешника будто бы может вернуть здоровье и продлить жизнь. Не каждому удается добыть его, поскольку цветет он ночью один раз в год, и к тому же нечистые силы стараются помешать этому — могут завести в чащу и запугать человека до смерти. Окутывался тайной и поиск чудесного всеисцеляющего цветка папоротника. Лишь человек с крепким сердцем и большим мужеством может найти его и использовать в своих целях (РФ ГУ НИИГН, Беляева, 1986: 63). Существует даже эрзянское поверье: «Варакань пазават Илиянь чиде икеле а сезнить, — кельме пры» — «Папоротник раньше Ильина дня не рвут — заморозки будут» (Евсевьев, 1931: 97).

У удмуртов также существовали легенды о чудодейственных возможностях некоторых трав. Так, легендарная трава улыб-турум считалась способной воскрешать мертвых и восстанавливать потенцию мужчин. Однако обнаружить ее может не каждый: счастливец, которому она попадалась во время сенокошения, ломал об нее косу-литовку. Легендарную способность восстанавливать здоровье приписывали весенним первоцветам, в чапстности, соевичнику весеннему (зяналтурын — удм.). Веником из него предлагалось хлестаться в бане, это могло излечить сразу от множества болезней (Гришкина, 1992: 51).

На протяжении столетий вырабатывались определенные навыки и традиции при сборе и сушке растений. Например, у мордвы: «когда рвешь травянистые растения, надо встать против солнца, чтобы не видеть своей тени, отойти подальше, чтобы не слушать пения петуха. Было известно, что особенно в день на Ивана Купалу старушки ходят в лес рвать травы для того, чтобы завораживать болезни» (Шахматов, 1910: 160). До сих пор сохранился обычай вечером на Аграфену-купальницу (23 июня) и утром на Ивана Купалу (24 июня), не пивши и не евши, отправляться в поля, луга, леса искать «сорок трав» (ПМА: 1991–2000). По народным представлениям, целительные силы трав именно в это время были настолько велики, что придавали лекарственные свойства и росе, выпавшей на Иванов день. Эту росу собирали, расстилая на лугах льняные, хорошо впитывавшие влагу полотенца, и хранили в бутылочках в красном углу избы. В случае болезни ее употребляли как лечебное средство. В Прилузье долгое время сохранялся обычай кататься в ночь на Ивана Купалу по росной траве, приговаривая: «С семидесяти семи трав роса — семьдесят семь болезней, исчезните». Во всех районах коми края накануне Иванова дня обязательно парились специально приготовленными вениками, составленными из березовых веток и различных луговых трав. Считалось, что эта процедура способствует сохранению здоровья до следующего лета. Использованные веники оставляли для гаданий. Смотрели: если воткнутый в забор веник почернеет, значит парившийся им человек тяжело заболеет; если веник засохнет, сохранив зеленый цвет, то хозяину его предстоит счастливая жизнь в здравии. Нижневычегодские, сысольские коми гадали иным образом. Встав спиной к бане, бросали веник через голову — упавший за баню веник предсказывал изменения в жизни. Если веник оказывался на крыше бани, то в последующие дни наблюдали за его цветом. Гадали, бросая в Иванов день веники в реку: утонул сразу же — тяжелая болезнь или смерть, прибило к берегу — жизнь без перемен, унесло вниз по реке — дальняя дорога, для девушки — выход замуж (Ильина, 1989: 98).

По мнению крестьян Вятской губернии, лекарственными травами должны запасаться между началом восхода и днем 24 июня (Иванов день). Лучшим временем сбора лекарственных трав считается май. Чаще всего для лечения знахари применяли спрык, папоротник, соловей, «арарат». Считалось, что папоротник цветет в ночь на 24 июня. Чтобы добыть цветы названной травы, нужно было идти в эту ночь в самое глухое место в лесу. Придя на место, где растет папоротник, нужно было обвести вокруг себя черту ножом или топором и положить на землю под листья папоротника чистую скатерть. Затем самому необходимо лечь на спину и, смотря в небо, считать звезды. Около полуночи к черте будут подходить в образе животных бесы и, угрожая смертью, выманивать лежащего из круга. В полночь папоротник расцветет и уронит 3 серебряных цветка. Тут лежащий будет испытывать странные видения и чувствовать нечистую силу. При первом пении петуха нечистая сила исчезнет, и, следовательно, цветы добыты (Верещагин, 1909: 80—82). По мнению знахарей, каждая травка имеет чудесную силу, но не каждая полезна для мужчины или для женщины. Необходимо строго различать, «какая именно назначена природой в лекарство женатым и вдовым мужчинам, замужним женщинам и вдовам, равно какую должны принимать при болезни холостые и девицы». Для сбора трав знахарь должен был изучить «некоторые слова и молитвы, относящиеся к заготовке трав», знать, каким образом и когда должно рвать ту или иную траву. Так, одну травку нельзя срывать голой рукой, другую надо рвать на утренней заре, чтобы сорвать третью, нужно читать определенные молитвы и слова, и, наконец, четвертую нельзя рвать никому, кроме самого больного. Больной, принимая назначенное знахарем лекарство, в случае улучшения состояния не должен был говорить об этом никому, иначе «пользы от лечения не будет». Выварки трав нельзя было «бросать в лохань или другое нечистое место, равно и во двор на потирание ногами, а должно непременно бросать в печь, иначе-де благотворительного действия не должно ожидать» (Верещагин, 1909: 85).

Сходные обряды и поверья, кстати сказать, связываются с Ивановым днем и во всех славянских традициях (Попов, 1903: 29). Это мотивировано тем, что травы и цветы, корни и т.п. необходимо собирать именно в период наибольшего цветения и в сухую погоду, так как в это время растительный мир достигает своего полного расцвета.

При сборе и технологии первичной обработки растений целители соблюдали определенные правила, обряды. Они были, как правило, доброжелательны, правдивы, не злословили, редко подвергались гневу и злобе, воздерживались от алкоголя, были сдержанными, аккуратными, милосердными, сочувствующими и любящими (ПМА: 1991–2003). Народные лекари считают, что почки следует собирать в момент их сильного набухания, перед появлением зеленых листочков, так как замечено, что распустившиеся почки лекарственной ценности не представляют; срезают их вместе с кусочками ветвей. Кору собирают только с молодых ветвей в период сокодвижения, т. е. в период набухания почек. Для снятия коры делают острым ножом два поперечных полукольцевых надреза на расстоянии 20—30 см друг от друга и соединяют их двумя–тремя продольными надрезами. Затем полосы коры слегка отслаивают в направлении к нижнему надрезу и, не доводя до него, оставляют на ветке для провяливания, после чего кора легко снимается. Кору обычно снимали, а не остругивали, чтобы не повредить ствол и не примешать древесину. Листья старались собирать только здоровые, обрывая их руками. Побуревшие, поврежденные и загрязненные листья не брали. Цветки и соцветия, а также отдельные части цветков с травянистых растений обычно срывают руками вместе с цветоножками. При сборе следили, чтобы собираемые части растений не были повреждены ржавчиной или мучнистой росой и не были изъедены насекомыми, сильно запыленными или загрязненными. Травы срезали ножом или серпом на небольшом расстоянии от почвы. Корни, корневища и клубни собирают обычно после отсеменения растения, когда его наземная часть увядает или уже подсыхает, а подземная становится мясистой. Выкапывают их лопатой на расстоянии примерно 10—15 см от стебля растения, после чего отряхивают и промывают в холодной проточной воде. Корни некоторых растений очищают от земли, снимают ножом верхнюю кожицу и просушивают. Плоды и семена собирают по мере их созревания. Если зрелые плоды плохо осыпаются, то наземные части растений срезают вместе с плодами до их полного созревания и связывают в пучки или снопы, подвешивая их в помещении, а затем обмолачивают и отслаивают плоды. Ягоды просушивают в печках на противнях или листах, на солнышке, прикрывая их тканью, чтобы они не потеряли свой цвет (ПМА: 1991–2003; Прил. 5). Перед употреблением сухое сырье промывали.

В марийской народной медицине основные правила сбора, сушки, хранения почти не отличаются от тех, о которых сказано выше, однако есть и свои особенности. «Знахари указывают, что заготовку лекарственного сырья нужно вести с учетом положения луны. Нельзя собирать растения и любое другое сырье в новолуние, т. к. эти растения не являются сильными. Даже веники для бань не рекомендуется собирать в этот период — от них будет чесаться тело. Большинство знахарей рекомендует собирать лекарственное сырье в период убывания луны. Другие же утверждают, что в этот период нужно собирать лишь подземные части растений, а наземные — цветы, травы, листья, плоды, кору и др. нужно собирать на растущую луну, когда она станет круглой» (Петров, 2000: 18).

При лечении лекарственными растениями практиковалось использовать отвары, настойки, настои, экстракты, мази, масла, порошки, чаи, сборы, соки и т.п. (Прил. 6). Для их приготовления использовались как наземные, так и подземные части растений. Для приготовления отваров и настоев сырье, как правило, измельчали. Отвары, настои и т.д. применяли как внутрь, так и в качестве наружных средств. Для их приготовления измельченное сырье заливают кипятком, кипятят 10—15 мин. и охлаждают до комнатной температуры, затем процеживают и пьют. Чаи и сборы, состоящие из смеси нескольких видов резанного или измельченного растительного сырья, заваривают кипятком — щепотку на обычный заварной чайник. Через 5—10 минут часть его отливают в стакан или бокал, доливают кипятком и употребляют. У мордвы есть при этом определенное правило: щепотка травы берется теми тремя пальцами, которыми молятся, а при принятии отвара внутрь его переливают из чашки в чашку три раза. Все это способствует, по их мнению, целительному воздействию лекарственного чая. Сам же человек, по мнению знахарей, психологически должен быть подготовлен к подобной трапезе: быть спокойным, расслабленным и верить в целительное лекарств (ПМА: 1991–2003). Для приготовления отваров в прошлом мордовские знахарки использовали так называемую ведьбря (эрз.) — «голову воды», которая, по представлениям мордвы, обладает сверхъестественной силой. Так называлась верхняя часть воды в колодце или водоеме. «Здоровому человеку ее нельзя пить, она может навредить ему». Поэтому когда мордва берет воду из колодца или реки, то старается как можно глубже почерпнуть, чтобы не захватить «голову воды», а почерпнувши, не начинает пить иначе, как только сняв предварительно «голову» ее, отлив частичку в лохань или на землю. Но при умелом пользовании такая вода, по поверьям, может принести пользу человеку, может «очистить» почти от любой болезни. Особенно большой целебной силой обладают ведьбря, собранные из семи источников или рек, «сисемь ведьбрят (эрз.) — семь водяных голов» (Евсевьев, 1931: 72).

Настой обычно выдерживают в печке по несколько часов, затем охлаждают, процеживают и пьют. Настойку готовят следующим образом: растение настаивается в течение восьми–десяти дней на спирте, самогонке или водке в темном месте, готовую настойку процеживают, сливают в банки, пузырьки, бутылки. Экстракты готовили выпариванием отваров в горячей печке в течение 4—6 часов в чугунках или глиняных горшках с крышкой, обмазанной тестом или плотно прикрытой (ПМА: 1991–2003). Мази готовились на основе свиного, овечьего, ежового, куриного и др. нутряного сала, а также на растительном, сливочном, топленом масле. Так, удмурты готовили мази на сметане, смешанной с сухими измельченными травами; как основу использовали также конопляное и сливочное масло, реже деготь (ПМА: Учанева). Подобное наблюдается и у других финно-угорских и тюркских народов.

Нередко при лечении названные народы использовали натуральные соки: ягодные, фруктовые, овощные и т. д. Для этого отбирают обычно зрелые, неиспорченные плоды, моют их в воде и измельчают в кастрюле, чугуне, горшке при помощи деревянной толкушки. Из измельченного сырья (массы) отжимают через марлю или хлопчатобумажную ткань сок в другую посуду и затем употребляют. Такой сок хранят не более 2—3 дней. При брожении его употреблять не рекомендуется, так как это может вызвать отравление организма (ПМА: 1991–2003). Порошки получают из растертых сухих корней, листьев, зерен, ягод. Хранят их обычно в закрытой от пыли и влаги посуде и, как правило, в сухом и темном месте. Так, угольный порошок мордва получала путем растирания в ступе остывших печных углей и принимала его во время отравлений и поносов. Мел соскабливали с побеленных печей и щепотку клали в суп при рахите у детей или разводили в воде и поили их при малокровии, неправильном пищеварении. Дети зачастую сами облизывали глину или мел с печек при прорезывании зубов, тем самым пополняя нехватку кальция в организме. Родители это считали само собою разумеющимся (ПМА: Родькина). Из распаренных в кипятке растений делали припарки, компрессы.

Знахари обычно распознавали целительные травы, отличали их от похожих, но не подлежащих заготовке, малоценных и ядовитых растений. Они понимали, что употребление ядовитых растений, вызовет расстройство организма человека или животных и может привести к смерти. К таким растениям мордва, например, относит борец высокий. При отравлении наступает тошнота, рвота, понос, жар чередуется с холодом, ощущается слабость во всем теле, сильное головокружение. К ядовитым растениям также относят белену черную. Особенно отравлялись этим растением дети. Они поедали семена растения, и через некоторое время у них отмечалось нарушение психического состояния (ПМА: 1991-2003).

У чувашей существовали определенные взгляды на некоторые виды растений. Есть растения вредные для организма, ими можно отравиться не только человеку, но и животным. К таким они относили чемерицу Лобелля, белену.Считалось, если человек съест белену, то может приключиться порча: он начнет сторониться людей, прекращает связь с родными, друзьями. Чтобы снять порчу, используют семена чемерицы. При этом обязательно произносятся молитвы. Если в семье нет лада, то говорят, что была порча этой травой (НАЧГИГН, Никольский, 210: 275). Травы чуваши собирают в день семика; рано утром выходили в поле и набирали трaвы семи сортов. Цветы многих растений применялись как лекарство и свои целебные свойства сохраняли целый год (хиновник, белена, синеголовник, душица, василистник простой). Хиновник кипятили в молоке и применяли от сглаза (НАЧГИГН, Никольский, 215: 410). Особое отношение чувашей к некоторым травам сохранилось до настоящего времени. Так, всем растениям от сглаза они предпочитают веточки можжевельника. Их привешивают над входом в избу и даже в хлеву (ПМА: 1996). Считалось, что особую опасность для здоровья представляют растения, имеющие ягоды. Ими зачастую отравлялись дети. К таким растениям, мордва, удмурты относили вороний глаз, волчье лыко, паслен сладко-горький, воронец колосистый (ПМА: 1991–2003). Отравляющее действие оказывали растения и при чрезмерной дозе. Так, мордва при лечении зубов настойкой из копытеня европейского полоскала ею только ротовую полость, остерегаясь заглатывания. При лечении алкоголиков спиртовой настойкой из чемерицы Лобелля также возможны отравления при передозировке (ПМА: Тюркина).

К подобным растениям относили также вех ядовитый, болиголов крапчатый, или омег пятнистый, вьюнок полевой, горицвет весенний, живокость посевную, омежник водяной и др. Но эти же растения могут быть и целебными в умелых руках. Не зря же говорят, что нет в природе ненадобной травы — каждая сгодится для чего-то. Хорошо различали растения, насыщенные витаминами. Их обычно запасали в зиму и приурочивали употребление к середине зимы и ранней весне. Готовили отвары, настои, начинки к пирогам. Поили ослабленных больных при истощении, плохом аппетите и т.п. К таким растениям относили землянику лесную, калину обыкновенную, шиповник и др. В народной медицине башкир пользование целебными растениями исходит из далекого прошлого. Природа республики богата и разнообразна, она представлена лесной, луговой, степной, водно-болотной, сорно-полевой растительностью, в ней насчитывается свыше 1300 видов цветковых растений, и естественно, что в такой богатой флоре не могут не выявиться различные полезные растения, которые в республике исчисляются более чем 200 видами (Кучеров, Лазарева, Десяткин, 1989: 5).

Сбор растений производился в зависимости от их вида и показаний к применению. Особенно высокие целебные свойства приписывались растениям, собранным в мае и начале июня — в период их цветения. Целебные растения использовались свежими или высушенными. Сушка производилась в затемненных и проветриваемых местах. Хранились в подвешенных пучках или мешочках. Наряду с употреблением отдельных растений сырыми, практиковалось изготовление отваров, настоев. Известны и сборы, которые употреблялись в качестве чая.

Для примера укажем используемый отвар душицы: брали горсть сухой травы, заваривали, как обычный чай, и пили перед сном 1—2 стакана в горячем виде. Нередко в отвар добавляли молоко. Вот рецепт одного из сборов: в равных частях брали сухую душицу и цветы шиповника в расчете на литр воды. Состав заваривался и употреблялся как обычный питьевой чай (Гумаров, 1985: 33). Основным источником витаминов, по мнению башкир, была дикорастущая зелень — борщевик, различные виды дикого лука и чеснока, кислица, свербига восточная, щавель, саранка и др. (ПМА: 1997). У мордвы широко использовались дикорастущие ягоды, плоды: земляника, клубника, брусника, малина, черника и красная смородина, вишня, черемуха, черника и др. Практиковалось групповое питье березового сока (Митропольский, 1876: 62).

При сборе и сушке растений народы также применяют свои знания и наблюдательность. Например, курдакско-саргатские, барабинские татары Западной Сибири тысячелистник рвут в любое время года: весной, летом, осенью примерно 15-сантиметровые стебли, а также листья этого растения. Летом для лечения используют свежее растение, а на зиму его сушат в пучках в сенях, но некоторые из информаторов запасают его с корнем. Барабинские татары душицу собирают в конце июля. Ее сушат в тени и хранят в сухом месте 2—3 года. Курдакско-саргатские татары, ялуторовские пижму собирают во время сенокоса, в начале августа. Растение обламывают у самого корня, сушат в тени, раскладывая на столе по одной веточке, в течение недели. Хранят в кладовке, завернув в чистую ткань. Траву полыни собирают обычно во время сенокоса в июле и используют только наземную ее часть. Сушат полынь в тени, хранят, завернув в газету, на печи или чердаке, связав в пучки и подвесив под крышей (Томилов, Кадырова, 1997: 124–126; ПМА: Ахаева).

Часто в экспедициях можно встретить людей, которые имеют специальное медицинское образование и глубокие познания в траволечении. К примеру, в Стерлибашевском районе мы встретились с удивительным человеком, фармацевтом по образованию, провизором районной аптеки, татаркой М. С. Багаутдиновой. Она поделилась с нами своими знаниями. Из ее рассказа можно понять, что у народа в настоящее время отмечается большая тяга к траволечению. Возрос интерес к таким растениям, как болиголов крапчатый, чистотел, белена и ряд других. На ее взгляд, это связано с возросшим количеством онкозаболеваний. И как в былые времена, народ сам пытается найти противодействие этому страшному заболеванию именно «дедовским» способом. Это еще раз подтверждает то, что недаром научная медицина порой соперничает с народной (ПМА).

В чувашском селе Больщое Микушкино Иссаклинского района Самарской области в аптеке при сельской больнице более 40 лет работает А. И. Егорова. Она отмечает, что в прошлые годы в аптеку сдавали большое количество разнообразных трав. Люди интересовались, при каких болезнях следует использовать собранные ими травы. Но наибольший интерес появился именно сейчас. Покупая лекарства, люди часто спрашивают присутствуют ли в них травы? Если нет, то можно ли заменить на аналогичные лекарства, но изготовленные на основе трав. Советуются с лечащим врачом. Если же таких препаратов нет, то интересуются, какие травки можно еще «попить» попутно с назначенным курсом лечения (ПМА).

Более 40 лет доктор биологических наук профессор Е. В. Кучеров изучает лекарственные растения в пределах Башкортостана, Оренбургской и Челябинской областей. Во время многочисленных экспедиций, проводимых Институтом биологии Башкирского филиала АН СССР и Башкирским научным центром Уральского отделения Российской академии наук, он изучал распространение более 150 видов дикорастущих лекарственных растений, определял их запасы, разрабатывал мероприятия по их охране и рациональному использованию. Ученый обращает внимание на изучение многих видов дикорастущих лекарственных растений, применяемых в народной медицине: подробно изучил растения из семейства норичниковых. Еще в 1958 году он обнаружил «черную траву» — марьянник обыкновенный, который в народе применяется от припадков и от бесонницы. Собранное им сырье марьянников (м. обыкновенный и м. гребенчатый) послужило материалом для глубокого их изучения фармакологами. Совместно с проф. Д. Н. Лазаревой, проф. Ф. С. Зарудий, кандидатом биологических наук С. Г. Каримовой и другими удалось доказать, что эти виды могут быть использованы для лечения эпилепсии. Кардиотоническим, гипотензивным, седативным и противосудорожным действием обладают и другие виды растений из семейства норичниковых — коровяк метельчатый, льнянка обыкновенная, норичник шишковатый, зубчатка обыкновенная и др. Эти исследования проведены совместно с проф. Лазаревой, проф. Х. М. Насыровым и др. фармакологами Башмединститута (Кучеров, Лазарева, Десяткин, 1989; Кучеров, Сираева, 1980; Кучеров, Федоренко, Попов, Гуфранова, 1963).

С многообразием и богатством лекарственной флоры в Татарстане, районами произрастания и заготовки лекарственного сырья, применением растений в народной и научной медицине знакомят нас М. А. Кузнецова и М. Г. Байгильдеева в монографии «Дикорастущие лекарственные растения Татарии и их ресурсы» (1970). В ней описано около 100 растений, выявленных авторами во время экспедиции 1967—68 гг.

А. Д. Плетнева-Соколова и А. Н. Львова в книге «Лекарственные растения Чувашской АССР» (1951) отмечают, что «несмотря на то, что территория Чувашии невелика, флора ее богата… Академик С. И. Коржинский, исследуя восточную часть европейской России, зарегистрировал более 1500 видов растений. Из них на территории Чувашии произрастает почти 1000 видов, около 2/3 всех видов растений востока европейской части России. Это объясняется историей развития растительного покрова республики, испытавшей после ледникового периода влияние тундровой растительности, покрывавшей территорию во время Днепровского оледенения. Затем эта растительность при потеплении климата уступила место лесам, пришедшим с юго-запада и юго-востока, которые позже были оттеснены на север степями, занявшими почти всю территорию и оставившими о себе память в виде степных сообществ на южных более теплых склонах с известковой почвой. Сейчас здесь растут горицвет весенний, чабрец и другие степные растения. Особенно много их близ Тюрлемы, по южным склонам речек Булы и Кише. «Леса в республике занимают 31% всей территории... Благодаря разнообразию растительного покрова в Чувашии произрастает более 80 видов лекарственных растений» (Плетнева-Соколова, Львова, 1951: 6—10).

В этнографических экспедициях по регионам России мы пытались выяснить, как обстоят дела с информацией о народных средствах лечения в районных и сельских библиотеках. К примеру, в Федоровской ЦРБ из фонда книг более 40 тыс. экз. более 50 видов разнообразной литературы и статей по традиционным методам лечения, в том числе имеются справочники по лекарственным растениям, произрастающим на территории Республики Башкортостан (Прил. 7). Проходила выставка, где в доступной форме были изложены рецепты из народной медицины и пр. Сотрудники библиотеки говорили о том, что интерес к народной медицине у населения возрос особенно в последние годы. Врачи из районной больницы проводят в библиотеке разъяснительную работу с сельчанами по использованию лекарственных трав. По их мнению, необходимо разъяснять жителям, где и какие растения можно заготавливать с учетом экологической обстановки в каждом селе, по каким признакам отличить лекарственные растения от ядовитых, больше выпускать книг по народной медицине, публиковать рецепты, собранные жителями данной местности, и т. д.

Эти примеры подчеркивают рациональность применения растений и повышение интереса научной медицины к народным средствам лечения. Подтверждением этому является и статья Г. М. Усмановой «О вреде знахарства и религиозных предрассудках», написанная в 1959 году. Кроме критического отношения к знахарству, в ней присутствует и признание народной медицины самой медицинской наукой: «Медицинская наука относится с большим вниманием к средствам и приемам народного врачевания и изучает их. Например, при заболевании туберкулезом легких в нескольких районах Татарской АССР народная медицина назначает капусту, тушеную на коровьем масле. При изучении этого способа установлено, что свежая капуста и молоко являются богатыми источниками легко усвояемых солей кальция. Научная медицина для лечения туберкулеза легких тоже назначает соли кальция в виде раствора хлористого кальция».

Таким образом, роль растений в жизни человека бесценна. Актуальность использования лекарственных растений неизмеримо возросло в последнее десятилетие. Это объясняется тем, что резко повысилось количество осложнений от применения различных, мало изученных и проверенных лекарств. По данным ВОЗ, до 5% госпитализированных составляют больные с лекарственными осложнениями. Печальнее всего то, что наиболее эффективные химические средства, как правило, излечивая один орган, разрушают другие органы и, как следствие, организм в целом. Препараты же растительного происхождения вполне естественно соединяются с клетками организма и, нормализуя его деятельность, не наносят вреда как раз в силу естественного слияния с ними. «В связи с широким использованием трав сегодня потребность в лекарственном сырье огромна и с каждым годом возрастает. Для примера укажем, что для лечения сердечно-сосудистых заболеваний 77% препаратов изготавливается из растительного сырья, для лечения болезней желудочно-кишечного тракта и печени — 74 %, для лечения заболеваний нервной системы — около 30 %». (Кучеров и др., 1989: 3). Тысячелетиями наблюдая и познавая природу, экспериментируя методом проб и ошибок, человек по крупицам накапливал знания о различных свойствах растений, об их удивительной способности излечивать практически все болезни. Сейчас мы вновь обращаемся к опыту наших предков. Этот опыт — часть нашей истории, к которой мы должны относиться бережно, охранять и приумножать её достижения.

Исходя из собранного материала, можно отметить, что указанные народы при лечении используют более 200 лекарственных трав. Повсеместно имеют применение более 150 видов. Из них большая часть используется при лечении в бане, приготовлении напитков для утоления жажды (береза белая, душица, калина обыкновенная, крапива двудомная, лопух, подорожник, ромашка, тысячелистник и др.).

Мордва Красноярского края для лечения использовала в бане метод растирания различными настойками, отварами. При гриппе, сопутствующем ему кашле, простудных и некоторых инфекционных заболеваниях здесь баня считается до сих пор одним из главных средств лечения. Целебное действие тепла, массажа березовым веником подкреплялось применением компрессов, ванн, ингаляций, растираний из отваров лекарственных трав. При кашле, насморке на каменку льют настой мяты, пихтовой хвои, тимьяна ползучего и дышат над поднимающимся паром. Из пихты делали ванны. В бане запаривали ветки в чугуне, выливали отвар в бочку и при ломоте суставов, тела (при простуде) больной погружался в нее на 10–15 мин. (ПМА: Абросимов). При ломоте в суставах, мышечных болях парились вениками из пихты, крапивы, на больные места накладывали компрессы из распаренных в кипятке тысячелистника, крапивы, мокрицы, полыни. Распространенной лечебной процедурой при кашле и простудных заболеваниях, ревматизме были горячие муравьиные и хвойные ванны (ПМА: Астахова, Каменина и др).

Лечение в бане у исследуемых нами народов распространено повсеместно. Основу его составляли действия, направленные на «выпаривание» болезни; но нередко оно проводилось в форме магического обряда, которому предшествовал процесс подготовки самой бани и необходимых для этого средств: воды, веника. Были приняты купания, ванны, припарки, укутывания и др. Указанными процедурами врачевали самые различные недуги — болезни органов дыхания, опорно-двигательного и мышечного аппарата, лихорадочные состояния и т. д.

Мордва при болях в пояснице, топила баню. Больного распаривали, поясницу натирали (как мочалкой) березовым веником. Так проделывалось не менее 5 раз. Затем больного укутывали, поясницу завертывали пуховым или шерстяным платком, а дома он ложился на теплую печь, хорошо укрывшись (ПМА: Меняева). Мордва и чуваши березовые листья запаривают в тазу и при ломоте ног парят их около получаса (ПМА: Тишкина, Ямщикова).

В Сосновоборском районе Пензенской области у мордвы до сих пор существует поверье, что траву и листья березы для лечения надо собирать обязательно в Духов День, когда трава и деревья освещаются церковью (ПМА: Сидорова).

У башкир при воспалении верхних дыхательных путей, кашле, воспалении легких широко применялась паровая ингаляция с добавлением душицы, чабреца башкирского (Гумаров, 1985: 50).

Повсеместно использовались различные ванны, которые нередко делали в теплой бане. Березовые листья (ванна) удмурты применяли при водянке. С этой целью «...насыпали сухих березовых листьев, набранных в конце мая и высушенных с сохранением зеленого цвета и запаха, в ванну, в которой больному можно было бы лежать. Раздевши больного донага, велели ему ложиться в приготовленную ванну и затем его засыпали сверху такими же листьями так, чтобы он только мог дышать. В ванне этой больной должен лежать до тех пор, пока не будет чувствовать онемения в теле» (Верещагин, 1898: 129).

Татары при лечении ревматизма также применяли всевозможные натирания и теплые ванны, горячие компрессы. Принимали ванны и из душицы (Татары Среднего Поволжья и Приуралья, 1967: 339).

Башкиры, мордва, татары в бане пьют отвар душицы в качестве потогонного средства (Бирючев, 1934:.327; Гумаров, 1985: 126; Иванова, 1988: 61). Кроме того, татары душицей лечат диатез у детей. Теплый настой готовят из листьев и цветов растения в количестве 1 стакана на ведро воды. Затем воду охлаждают до 20-30 градусов и купают в ней больного диатезом ребенка (Томилов, Кадырова, 1997: 126).

Очень часто этой травой лечат простуду, грипп и т.д. Мордва при простуде парила больного веником, смешанным из нескольких лекарственных трав (душица, зверобой, мята, береза, дуб), затем поила чаем из крепкого отвара душицы с медом (ПМА: Автайкина, Агеева, Атикова, Барыева).

Сбор мяты, зверобоя, душицы, ромашки, шалфея, липового цвета (по столовой ложке каждой травы) засыпают в литровый заварной чайник и заливают доверху кипятком. Сверху закрывают толстым колпаком для того, чтобы отвар хорошо пропарился. После двух часов процедить и пить после бани несколько раз в день в теплом виде при простуде (ПМА: Петрова).

Интересно применение дуба. Башкиры полагали, что мытье головы отваром дубовой коры улучшает рост волос. Им смазывали бородавки, кожный зуд успокаивали обмыванием больных мест этим отваром (Гумаров, 1985: 35).

Татары корень девясила используют при язве, гастрите, туберкулезе легких, свежие листья прикладывают к рожистым местам, опухолям (ПМА: Багаутдинова, Дашкина). Из отвара листьев готовили ванны, применяемые при золотухе (Дашкин, Хабибулина). Чуваши отваром травы моют тело от чесотки и коросты (ПМА: Емельянов, Леонтьева).

Марийцы и мордва при лечении ряда болезней используют иву. У мордвы крепким отваром коры обмывали тело при чесотке. С этой целью ранней весной, в период сокодвижения, кору снимают с молодых стволов и ветвей и немедленно сушат под навесом на открытом воздухе или в помещениях (ПМА: Одерова, Одеров, Христолюбова).

В баннных процедурах используются и другие травы: костяника, калина, кирказон, ландыш, лиственница, полынь, ромашка, сосновые почки, спорыш, лопух, шалфей, шиповник, чистотел, череда и пр. Отвар костяники с корневищем марийцы употребляют для мытья головы при перхоти и для улучшения роста волос (ПМА: Стафеева, Токарева); отваром корней кирказона обыкновенного в бане обмывают опрелости (ПМА: Москвина).

Коми отваром, экстрактом коры, молодых побегов калины поили и купали детей при золотухе (Ильина, 1989: 101). Соком свежих плодов калины смазывают места, пораженные экземой, лишаями; отваром плодов и листьев моют голову, пораженную грибковыми заболеваниями и в случае появления сильной перхоти (Дерябина, 1969: 199).

Но, пожалуй, наибольшее предпочтение из всех лекарственных трав, применяемых в бане, все народы отдавали крапиве. Татары при ревматизме принимали ванны из крапивы (Татары Среднего Поволжья и Приуралья, 1967: 339). Курдаксо-саргатские и тобольские татары Западной Сибири лечат ею ревматизм. Молодую крапиву собирают в конце мая — начале июля, засушивают, связав в пучки, на чердаке. Несколько горстей сушеной или свежей крапивы (в народной медицине количество зависит от интенсивности цвета приготавливаемого отвара) барабинцы заливают кипящей водой и кипятят в большой кастрюле. В теплой бане больной опускает ноги в таз с налитым туда отваром и прогревается. После этого он укутывается и пьет чай, заваренный из смородиновых листьев или ягод шиповника (Томилов, Кадырова, 1997: 124).

При крапивнице башкиры и татары парились веником из крапивы (первые – ошпаренным, вторые нет). А чуваши крапивную лихорадку лечили следующим образом. Очень жарко топили баню и «парили больного веником из крапивы: натирали земляным маслом. Оно добывалось в лесах в виде шариков белого цвета. Внутри этих шариков находится густая, слизистая, мучного цвета жидкость, которую чуваши называют земляным маслом» (НАЧГИГН, ед. хр. 574: 11 об.). При ревматизме же они парятся в бане веником из крапивы (Комиссаров, 1911: 78). От ломоты суставов и радикулита мордва ошпаривает в бане крапиву двудомную крутым кипятком в тазу или кадке и парит ноги в этой массе. Нередко применяют хлестание по больным местам веником из крапивы, который предварительно обдают горячей водой (ПМА: Тобукова). Удмурты парились веником из крапивы или пихты (Удмурты, 1995: 262). Барабинские татары тоже используют крапиву для наружного применения в жаркой бане. Для этого заготавливают веник из молодой крапивы, обдают его кипятком и парятся. Таким образом лечат радикулит, золотуху и чесотку. При радикулите парят спину, при чесотке – все тело; париться рекомендуют минут 10, можно и дольше – все зависит от организма больного. Барабинцы лечат детей от золотухи, купая их в отваре молодой крапивы. Для этого крапиву заливают кипятком в ванночке, затем остужают, траву выбрасывают и в отваре купают ребенка. Процедуру эту продолжительностью по 7—10 минут повторяют до 4 раз. Крапиву используют иногда в комплексе с другим препаратом. Охапку крапивы варят в тазу, добавив туда соль и муравьев, которых собирают в стеклянную литровую банку. Отвар готовят около 30 минут, слегка охлаждают; больной ревматизмом греется в этом растворе до остывания воды. Лечение повторяется 3–4 раза. При сильном кашле пользуются высушенным стеблем крапивы: его жгут в каком-нибудь старом ведре и вдыхают дым (Томилов, Кадырова, 1997: 124—125).

Для лечения ревматизма в с. Мордовское Маскино Краснослободского района также применяли майскую крапиву: «Кипятят воду и в кадушке запаривают крапиву. Заболевшего погружают в эту массу на 20–30 минут» (ПМА: Кудашкина). Нередко заваривают крапиву жгучую и лопух. Траву закладывают в равных количествах (по полведра) в большую емкость, кипятят 10 минут, настаивают, выливают в ванну, разбавляют теплой водой и погружаются на 15–20 минут. Необходимо не менее 10 процедур, которые лучше проводить в бане (ПМА: Леонтьева). Коми и татары в отваре корней мыли голову для укрепления волос (Дерябина, 1969: 199; Томилов, Кадырова, 1997: 125), а мордва – при облысении (ПМА: Артемьева). Удмурты лечили чесотку с помощью крапивы жгучей (Удмурты, 1995: 261). У мордвы при кожных сыпях смазывали кожу соком крапивы или парились ею в бане (ПМА: Кириллова, Горбунова).

У чувашей известны многокомплексные ванны, где крапива сочеталась с другими тавами: пустырником, чистотелом, лопухом. По несколько горстей каждого растения закладывают в емкость, заливают кипятком, накрывают брезентом или плотной пленкой и дают настояться. Затем остужают, и больной погружается туда на полчаса (зависит от состояния организма). По мнению целителей, через несколько таких процедур проходят суставные боли и радикулит (ПМА: Андрианова, Емельянова, Иванова).

По наблюдению старожилов, сибирская крапива жгучее, чем в средней полосе России. Применяют ее при кожных сыпях, головных болях, для роста волос. С этой целью в бане парятся крапивным веником, а настоем ополаскиваются после того, как помоются (ПМА: Родионова). По мнению М. А. Баранкиной, крапива хорошо помогает и при ломоте суставов. В бане распаренным крапивным веником растирают больные места, обмывают мочой (ПМА: Баранкина). При ломоте ног, ревматизме, радикулите парят крапиву в тазу и помещают туда ноги (после нескольких процедур становится легче). При кожных сыпях смазывали кожу соком крапивы или парились ею в бане (ПМА: Кулясова).

Повсеместно при болях в пояснице хорошо помогает ванна в бане из надземной части крапивы жгучей. Пока моют голову, принимают другие банные процедуры, стараются почаще сидеть в широком тазу с отваром из этого растения. Емкость должна быть свободной, чтобы не было ограничений для движений туловища (ПМА: Батаева).

Когда протопится баня, сбор из крапивы жгучей и весенних трав запаривают в большом чугуне, дают настояться. При мытье в бане парят ноги в этой массе. Очень хорошо снимает суставные ножные боли (ПМА: Бураева, Шамкина).

При входе в баню, запаривают сбор лопуха и крапивы в глубокой и широкой емкости. Минут через 15–20 погружают ноги до колен и парят в этой массе примерно полчаса, затем, немного отдохнув, пропариваются веником из крапивы с березовыми ветками и дома их натирают любым травяным настоем на спирте. Это средство хорошо помогает при очень сильных и ноющих болях в ногах (ПМА: Лачина).

При простуде у больных, как правило, ломят суставы, появляется кашель. Мордва в таких случаях использует для лечения настойку из ландыша. В литровую банку закладывают цветы, корни, листья, заливают одеколоном, спиртом или самогонкой, ставят на месяц в темное место, процеживают и при необходимости втирают в бане в больные места (ПМА: Чернова). У чувашей ландыш применяют при «собачьей старости». Его кипятят в воде и затем купают в ней больного ребенка (НАЧГИГН, ед. хр. 574: 29).

Распаренные зерна овса накладывают в виде компресса на больные ноющие ноги (ПМА: Сухорукова). В другом случае вареные зерна растирают до кашицеобразного состояния и доводят до кипения, влив немного воды. Затем эту массу расстилают на полотно и в виде пластыря прикладывают к больным местам. Считают, что это снимает боль при радикулите (ПМА: Тимошина). Помогает и горячая болтушка из овса, в которой держат ноги до тех пор, пока не почувствуют, что масса остывает (ПМА: Лачина). Рецепт известен в народной медицине всех исследуемых народов.

Коми использовали живицу лиственницы при кожных заболеваниях, а отвар гриба (лиственничная губка) применяли для мытья головы при перхоти (Ильина, 1989: 101). Удмурты при ревматизме «...берут 1 фунт белого скипидару, серы сосновой, лиственничной, пихтовой и еловой по равной части, и все это держат в бутылке в теплом месте 12 дней; потом сверху скипидар сливают и наливают вместо него деревянное масло; затем кладут туда 2 зол. камфары. Этой мазью натирают больные места за час до бани. Когда придут в баню, берут заранее приготовленные ветки деревьев: сосны, ели, пихты, и, изрубивши их мелко, варят в бане. Этой водой поддают пару и лежат в бане на полке до тех пор, пока не будет стрелять в пораженных ревматизмом местах. Отдохнувши, натирают больные места камфарным вином. Лечение повторяется до тех пор, пока не получится совершенного выздоровления» (Верещагин, 1898: 141). Живицей ели, смешанной с топленым маслом, смазывали места, пораженные чесоткой, а компрессами из ягод земляники лесной сводили веснушки (Ильина, 1989: 101). Отметим, что у мордвы отваром и настоем корневищ и листьев обмывали тело при сыпи (Назаркин, 1973: 140).

В народной медицине исцеление не обходится без лопуха. Коми мыли голову отваром корня при перхоти и выпадении волос (Ильина, 1989: 103). Марийцы применяли его (1: 10) наружно в виде отвара при кожных заболеваниях (Подымов, Суслов, 1989: 227, 233); удмурты и мордва в подобной ситуации заваривали корень лопуха (горсть на литр), настаивали, разводили теплой водой, ополаскивали тело и голову при кожных заболеваниях (Удмурты, 1995: 260; ПМА: Курмакаева, Пушкина, Чигирева, Артамонова, Атикова). Настой этой травы употребляется чувашами от ломоты костей (Никольский, 1911: 604). Татары водный настой из спорыша пьют при головной боли (ПМА: Дашкин, Багаутдинова; Кузнецова, Байгильдеева, 1970: 32) и моют им голову для роста волос (Иванова, 1988: 45). Мордва Красноярского края моет голову отваром корня лопуха при перхоти и выпадении волос; наружно (1: 10) при кожных заболеваниях (ПМА: Арискина).

После бани принимают чай из мелиссы (ПМА: Балашова).

Мордва Никольского района Пензенской области лечит радикулит в ваннах из отвара овсяной соломы (ПМА: Зажоркин). Удмурты ломоту в суставах лечат следующим образом. Настилают в горячую печь овсяную солому и выливают на нее кислую квасную гущу. Больной садится в печь и прогревается паром (ПМА: Боталов).

Для марийцев и удмуртов характерно применение осокоря или тополя черного. Марийцы из его почек готовят мазь (три столовые ложки измельченных почек растирают с тремя ложками сливочного масла) и применяют для лечения кожного зуда (ПМА: Москвина, Муравьева, Зимина), а молодые душистые листочки применяют в бане для ванн (ПМА: Токарева, Тореева, Фатина).

В народной медицине башкир особенно ценились листья осины. Для усиления эффективности припарок из них в земле делалось углубление, на дне которого разжигался костер. После сгорания топлива уголь и зола удалялись, прогретое ложе заполнялось осиновыми листьями, в них и зарывался больной человек. Неприкрытой оставалась лишь голова. Растительные припарки иногда делали в домашних условиях, но чаще всего в бане. Для этого растения либо ошпаривали кипятком, либо несколько дней (до сильного разогревания) выдерживали в мешке. С использованием этих же растительных начал делали в бочках ванны (Гумаров, 1985: 50).

Чуваши нервные расстройства лечили настойкой из полыни путем обмываний и натираний (НАЧГИГН, ед. хр. 574: 15 об). Татары размачивают траву и в виде пластыря привязывают к ногам при их ломоте (ПМА: Гималединова, Сагиров), применяют отвар полыни при чесотке, лишае, сыпи, золотухе, экземе (ПМА: Аглиулина, Габидулина). Ялуторовские сибирские татары для лечения золотухи готовят такой отвар: берут чайную ложку травы на 2 стакана кипятка и этим отваром промывают больные места или купают в нем детей (Томилов, Кадырова, 1997: 125). У чувашей полынь кипятят с водой и дают больному пить, а иногда и купают в ней детей, когда у них полость рта покрывается белыми пятнами, (НАЧГИГН, ед. хр. 574: 28 об.).

Если после ранения не заживает кость, то больное место парят в бане в теплом отваре, состоящем из сбора трав: перелески, каменного зверобоя, гусиных лапок (ПМА: Балашова).

Пихтовым маслом (его раньше получали в д. Томиловке) натирали грудь при кашле и парились через день пихтовым веником (ПМА: Кукушкина).

По мнению большинства мордовских информаторов Алтая, природа края позволяет иметь для лечения в домашних условиях многие травы, средства минерального и животного происхождения. Но необходимы знания особенностей каждого средства и случаев их применения, сопоставление собственного опыта с информацией в книгах, а при лечении серьезных болезней — советы с лечащим врачом, медсестрой сельского медицинского пункта. Во многих селах мы встречались и беседовали с знатоками народной медицины. В выражении их лиц виделась внутренняя умиротворенность, из глубины глаз проступала мудрость, в которой отражались и сила разума, и сложившаяся веками забота о самосохранении, защите здоровья близких, преодолении разного рода недугов, и необъяснимая тяга к познаниям. Информаторы с удовлетворением делились своим опытом. А мы, обобщив данные, могли уже делать соответствующие выводы. К примеру, повсеместно при ломоте тела, общей простуде считается полезным растирание в бане соком или кашицей из редьки. Широкий спектр применения у народов Алтая имеет душица обыкновенная. Чай с душицей и медом при простудных заболеваниях обычно пьют в бане. После такого напитка больной должен пропотеть, а поэтому ему следует укутаться и лежать (ПМА: Коротеева). Разнообразны сферы применения в лечебных целях того же лопуха: мыли голову отваром корня при перхоти и выпадении волос (повсеместно); ополаскивали больные места при кожных заболеваниях (ПМА: Лавкина).

У татар давно известно лечение отварами из ромашки аптечной. В заваренной ромашке тарские татары парят ноги при простуде. Барабинские иногда принимали ванну или обмывались отваром из нее. Для этого в 10-литровом ведре воды кипятили сушеное растение (4–5 горстей). После обмывания или принятия ванны в теплой бане больной укутывался и ложился в постель, чтобы пропотеть. Тобольские татары при простуде в ромашковом отваре парят ноги. Ялуторовские, как и барабинские татары, применяют ромашку в бане для лечения ревматизма. Для этого из сушеной травы в течение 10–15 мин. готовят отвар, процеживают, поливают им раскаленные камни в печке-каменке, если баня топится по-черному, и парятся. В ауле Тебис ромашку применяют наружно для лечения простуды и воспаления яичников. Для этого траву ромашки собирают с корнем как во время цветения, так и после него, затем сушат в пучках в темном месте примерно четыре дня. Несколько горстей травы кладут в ведро кипящей воды и кипятят 3–5 минут. Вытащив траву, дают составу немного отстояться и остыть, чтобы не был горячим. После этого отвар выливают в большой таз или ванну, чтобы страдающая воспалением яичников женщина смогла прогреться в теплой бане в течение получаса. Процедуру повторяют четыре дня по одному разу (Томилов, Кадырова, 1997: 124).

Татары из д. Большие Туралы Тарского района Омской обл. отваром ромашки полощут волосы. У барабинцев это растение применяют до сих пор в виде настоев, полосканий, примочек, ванн, как вяжушее, противовоспалительное, антисептическое средство. Обычно ее заготавливают в июле–августе (Томилов, Кадырова, 1997: 125).

Мордва лечили в бане простудные заболевания, грипп. Для этого весной собирали сосновые почки, в ведро крутого кипятка засыпали литр этих почек, настаивали, процеживали и выливали в емкость. Разбавляя жидкость теплой водой, погружали в нее больного по плеч, постепенно подливая горячей воды. Эту процедуру проводили обычно в жарко натопленной бане (ПМА: Сидорова, Русяева).

Отец Е. С. Камениной (Алтайский край) болел экземой. Много он перепробовал народных средств. Из хвойных почек готовил в теплой бане ванны. Два литра сухих почек, заваривал в пятилитровом чугуне, кипятил 20 мин. и выливал в бочку, куда затем погружался на 15–20 мин. Применял и чистотел. Пять горстей сухой травы кипятил в таком же чугуне, в бане окатывался этим отваром (ПМА: Каменина).

Мордовское население края при ломоте ног использовало шалфей. В бане запаривали в тазу две горсти этого растения. Сверху покрывали другим тазом. Через 20 минут опускали ноги и пропаривали их. При общей ломоте суставов или радикулите охапку травы закладывали в ванну и погружались в эту водно-травяную массу на 30 минут. После ванны укутывались и дома ложились на горячую печь (ПМА: Каменцева).

Шиповник у мордвы Алтая считается хорошим средством для ослабленных и хилых детей, так как в нем содержится много витаминов, необходимых для восстановления сил. Для этого берут три щепотки сбора, закладывают в небольшой заварной чайник, заливают крутым кипятком и держат на водяной бане примерно 40 минут. Затем снимают, накрывают толстым колпаком и настаивают два часа. Как остынет, пьют как чай в течение дня; особенно полезен после бани (ПМА: Кулясов). У мордвы Сибири шиповник широко применяется в лечебных целях: настой из плодов при заболеваниях мочевого пузыря и как профилактическое средство от гриппа и простудных заболеваний; настой цветков, отвар корней пьют при гипертонии, сердечных болезнях. Запасы плодов и корней делают каждый год. Хранят их около 2 лет, а когда выходит срок, делают отвары и применяют для ванны в бане, что хорошо чистит кожу (ПМА: Бебешевы, Родькин).

Башкиры кожный зуд успокаивали протиранием кожи отваром корней из этого растения. Применяли его и для лечения чесотки, парши, стригущего лишая (ПМА: Кутлугульдины); от головной боли избавлялись вдыханием порошкообразного измельченного сухого корня растения (ПМА: Кульсарина). Татарское население отваром из корней чемерицы мыло голову при педикулезе (ПМА: Хабибулина). У чувашей корни этого растения собирают весной (ночью) и употребляются против наговоров. Они входят в число 77 сортов трав так называемых — вода корней, отвар из которых служит целительным средством против наговоренных болезней (ПМА: Пахомова).

При чесотке многие народы обмывают больные места отваром чистотела большого (Клерр, 1878: 67). Свежим соком сводили бородавки (Ильина, 1989: 104; Верещагин, 1898: 137; ПМА: Тишняева, Елизарова, Мочалова, Киршева). Удмурты к золотушным ранам прикладывали сок или растертое растение, признавая его как «траву от болячек» (Сысоева, 1984: 260). Мордва соком чистотела сводили угревую, сыпь (ПМА: Жиляева). При сыпи и чесотке у детей чуваши обмывали их в бане отваром из всего растения (ПМА: Манзуров, Ямщикова). Татары в народной медицине в виде мази также использовали его при чесотке (ПМА: Исламуратова, Туктарова). Чуваши тоже рекомендуют отвар чистотела для мытья в бане против чесотки (ПМА: Манзурова, Улядарова). «Они повсеместно отваром чистотела обмывают тело в бане» (Плетнева-Соколова, 1951: 107).

При аллергии башкиры заваривают по щепотке чистотела, дубовой коры, ромашки, череды, березовых листьев в эмалированной кастрюле (сухую траву заливают крутым кипятком, но не кипятят) и дают немного запариться. После процеживания это полотно с травой кладут на больные участки тела. Можно вначале на больные места положить ваты а сверху травы, а потом только то полотно, через которое процеживали (ПМА: Кульсарина).

Любопытно применение ярутки полевой у мордвы. Пучок сухой травы поджигают и дымом окуривают кожу, покрытую сыпью (ПМА: Пашкова, Привезенцева). Удмурты в прошлом отваром этой травы обмывали золотушные пятна у детей (ПМА: Золотаревы, Акузина, Баженовы).

Исследуемые народы при простудных заболеваниях и гриппе издавна используют много различных способов и средств. Одним из них является прогревание над паром. С этой целью калили камни в печи бани, потом закладывали их в чугун и обливали горячей водой. Рядом с чугуном сажали больного, накрывали его с головой, и он старался дышать над паром, от раскаленных кирпичей. Эта процедура длилась около 20 минут. Больной сильно потел, но этим достигался эффект лечения, так как считалось, что с помощью пара болезнь выходит наружу через пот больного. Обычно через несколько таких процедур больному становилось лучше (ПМА: Асташкина, Дозорова и др.).

Мордовские знахарки считали, что причины появления сыпи могут быть различными, в том числе — от мытья в чужой бане. В этом случае лечат болезнь следующим образом: берут воду из трех родников, сливают в одну кружку, затем больной обмывает больные места, а эту воду собирает в одну емкость. Снова идет в ту же баню, где мылся, входит в нее спиной и выливает эту воду через левое плечо назад. В это время не разговаривает, не оборачивается. В ближайшую субботу в баню не ходит, так как необходимо, чтобы в ней вымылись другие, но не с целью, чтобы на них перешла болезнь, а для того, чтобы жаром и дымом сгорела вся вода, слитая с больного (ПМА: Тишкина). При радикулите мордва лечилась паром от красных кирпичей. Для этого их складывали в чугун, предварительно накалив в печи бани, затем плескали на них горячую воду и садились над паром. Больного в это время укутывали (ПМА: Мокшина). С той же целью мордвой использовалась и трава сандяацам. Это болотное растение, из которого в бане больному делали небольшой шалаш. В печи бани калили кирпичи, закладывали их в чугун, затем обливали крутым кипятком и помещали внутрь такого шалаша. Туда залезал больной и прогревался над паром около 20 минут (ПМА: Пашкова, Привезенцева). Эффект лечения был таким же, но, видимо, больному было легче переносить пар, так как сквозь травяные стенки шалаша был лучше приток чистого воздуха.

При ревматизме «...удмурты берут ложку бодяги, столько же чухонского масла и золотника три нашатыря в порошке. Смешивают все это и натирают больные места» (Верещагин, 1898: 140).

Головная боль при простуде чувашами лечилась так. Пили пиво, водку и садились на пар. При этом нельзя было пить сырую воду (НАЧГИГН, ед. хр. 615: 18).

При болезнях легких чуваши не только пьют жир барсучий в растопленном виде по столовой ложке натошак три раза в день, но и в бане растирают им тело и хорошо пропаривают больного (ПМА: Калугины, Комбаковы). Баню и конский кал у чувашей в прошлом использовали при лечении тифа. С этой целью «..к голове больного привязывали сложенное втрое полотенце с лошадиным калом. На грудь клали мед. Баню топили не слишком жарко и вели туда больного попотеть. Дома его укутывали в тулуп» (НАЧГИГН, ед. хр. 574: 12 об.).

Сочетание натираний и бани встречается и у татар. При крапивнице они парились в бане и натирали тело кислым молоком (Татары Среднего Поволжья и Приуралья, 1967: 339).

Мордовское население считает, что при перхоти хорошо делать маски на голову: простоквашу немного подогревают и в бане накладывают на волосы. Повязывают платок (лучше клеенку, а сверху платок). После того, как попарятся, моют волосы. От этого они блестят, а перхоть со временем исчезнет (ПМА: Спиридонова, Кукушкины).

Своеобразно использование башкирами жира при огрублении кожи, чувстве стягивания, ее болезненности, связанной с тяжелой физической работой. В бане до начала мытья в беспокоящие участки тела втиралось топленое масло либо конское сало, после чего человек потел, парился веником, затем мылся теплой водой с мылом. Кожа становилась мягкой и эластичной, исчезали неприятные субъективные ощущения (Баймурзин, 1995: 60).

У башкир также известны ванны для лечения с применением животных начал. При ноющих болях в суставах, костях брали ведро муравьиной кучи, запаривали горячей водой, затем полученный отвар разбавляли теплой водой и употребляли для ванн (88, с.50). Удмурты от застарелой ломоты и онемений раздавливают в мешке около 5 фунтов больших муравьев с яйцами и, наливши в сосуд кипяченой воды около 30 градусов, кладут туда раздавленную массу и погружают больного в эту ванну (Верещагин, 1898: 127).

При ломоте суставов, тела готовили ванны с навозом. Вначале топили баню. Потом в корыто закладывали навоз, заливали кипятком, остужали. Больной минут на 30 погружался в него до плеч. Сверху ванну плотно закрывали клеенкой (ПМА: Сараев). Известны подобные ванны и у чувашей. При ломоте суставов они делают ванну в бане и погружаются примерно на полчаса, сверху покрывают емкость плотной клеенкой или брезентом, потом пропариваются веником и дома, тепло укрывшись, лежат до утра (ПМА: Лазарева). У мордвы делали ванну из мочи – от простуды (ПМА: Осипкина).

Башкирские женщины для мытья волос употребляли только мягкую воду: дождевую или снеговую, способствующую исчезновению перхоти, зуда головы, более ускоренному росту волос. Вместо мыла обычно использовали катык либо курутную сыворотку (Баймурзин, 1995: 60).

В прошлом бани чаще топились по-черному, в связи с этим моющиеся часто угорали. И нередко кто-то из присутствующих мог оказать первую помощь пострадавшему. Его переносили в прохладное место, клали горизонтально, обеспечив приток свежего воздуха. Давали понюхать свежий конский кал, затем нашатырный спирт, растирали конечности крепким самогоном (ПМА: Помозанская, Родина, Горбунова, Аглиулина).

При ожогах на поверхность кожи накладывали повязку, смоченную в моче; гусиный, утиный, куриный, овечий жир (повсеместно); в Сергиевском районе Самарской области на место ожога накладывали жир, перемешанный с крахмалом (ПМА); во всех случаях больному обеспечивали покой.

При тепловом ударе или перегреве организма в бане у человека наступает общая слабость и вялость, чувство тяжести в го­лове, сопровождающееся головокружением, головной болью, тошнотой, шумом в ушах; даже может быть последующая потеря сознания с призна­ками нарушения сердечной деятельности и изменением дыха­ния, расширением зрачков. Пострадавшего переносят в прохладное, хорошо проветриваемое место, а на голову и грудь кладут смоченное холодной водой полотенце. Дают обильное питье.

В традиционной медицине исследуемых народов зафиксированы неординарные приемы использования глины. У мордвы глину разогревали, мешали с теплой или горячей мочой и прикладывали к больному суставу (ПМА: Чернова). У коми снимали ревматические боли, обмазывая больного горячей глиной (Ильина, 1989: 107). Глина красная башкирами использовалась при воспалении женских органов: накладывали, как пластилин на низ живота, и глина как бы вытягивала боль, и через некоторое время больной становилось легче. Перечисленные процедуры лучше всего проводить в бане, где намазанные глиной места можно было дополнительно пропарить веником. Все это применимо и при радикулите (ПМ: Кульсарина). А синюю глину башкиры до сих пор считают незаменимой при воспалении придатков; используют так же, как красную (ПМА: Кульсарина).

Красная глина применяется и у татар для лечения радикулита: ее нагревают и накладывают в виде лепешки на поясницу (ПМА: Габидулина). У чувашей несколько иные способы применения глины при лечении радикулита. Ее в сухом виде прогревают на печке и, засыпав в мешочки, прикладывают к болезненным местам. Для другого варианта необходимо в бане заложить в чугун глину, смешать ее с водой и поставить в печь. Затем всю вязкую горячую массу выкладывают в таз и обмазывают тело (полностью или только болезненные участки), ложатся на скамейку, покрытую одеялом, накрываются клеенкой и сверху байковым одеялом (ПМА: Архипова, Пахомова).

Древесная зола являлась одним из наиболее часто применяемых лечебных средств. Все народы при кожных сыпях, лишае, чесотке лечились щелоком, которым промывали больные места. Более целебной считалась зола, получаемая при сжигании осины, лиственницы. Золой натирались при чесотке, готовили из нее мази, которыми лечили гноящиеся раны, пиодермию с явлениями изъязвления, наличием гнойных корочек. Напомним, что лучшим местом для проведения всех этих процедур была и остается баня. Башкиры широко пользовались древесным щелоком. Последний получали путем смешивания 1–2 кг золы с ведром кипятка и последующего 1—2-часового «cозревания» и отстаивания. Щелок употреблялся как противозудное средство, а также при лечении чесотки и других кожных поражений (Гумаров, 1985: 36—37). При экземе в бане распаривали тело, терли мочалой болезненные места до чистоты и сверху присыпали золой (ПМА: Исанова, Кульсарина).

Удмурты при лечении волосатика приготавливали из древесной золы щелок. Больной ложился нагим в большое корыто, на него набрасывали хлебные колосья и медленно выливали ушат горячего щелока. На колосья постепенно выходили черви-волосатики. Лечение повторялось через день в течение трех недель (Верещагин, 1898: 135). Подобное есть и у мордвы, но при этом знахарка читала заговор.

Чуваши от перхоти мыли волосы щелоком, который готовили в бане: несколько горстей просеянной золы разводили в горячей воде. Через некоторое время он был готов к употреблению (ПМА: Горбунова). Больной чесоткой, придя в баню и не снимая нижнего белья, ложится на полок и потеет, пропаривается. После этого тело натирает золой и перед выходом из бани снова парится. Не ополаскивается, чтобы на теле остался запах веника (НАЧГИГН, ед. хр. 616: 10). До сих пор нагретую и засыпанную в мешочек золу они прикладывают к больному горлу (НАЧГИГН, ед. хр. 574:.37 об.).

В арсенале сибирских народных средств лечения важное место отводится соли. По мнению жителей с. Долженкова Красноярского края, соль обладает целебным свойством. К примеру: заболела поясница; в бане ее натирают мелкой солью, пропаривают и сразу становится легче. Солью лечились и дома: калили в печке, засыпали в полотняный мешочек и прикладывали к ломящим суставам (ПМА: Арискина, Абросимов, Юфкин и др).

В бане, прежде чем париться, мордва втирает в тело соль, после чего простуда, грипп быстро проходят (ПМА: Неомелев). Кроме этого, у мордвы смешивали с солью и медом натертую редьку и при простуде, гриппе в жарко натопленной бане втирали эту массу в тело. Долго сидели на полке, потом парились и дома пили чай с травой (ПМА: Елашева).

При чесотке чуваши обмываются соленой водой (НАЧГИГН, ед. хр. 616: 13). Коми часто причиной детской бессонницы, плача считали «щетинку», которая, по народным представлениям, имелась под кожей у некоторых новорожденных и мешала им лежать на спине. В этих случаях в протопленной бане спинку, щиколотки и предплечья ребенка обмазывали кислым тестом, покрывали льняным полотном и парили веником, надеясь, что щетинка выпарится. Мезенские коми с этой целью растирали спинку и предплечья грудным молоком (Ильина, 1989: 115). Если у новорожденного из мордвы появляются судороги, то заключают, что у него «щетина», которая его раздражает, и ее необходимо выщипать. С этой целью подбивают дрожжи пшеничными отрубями, старуха влезает в печь с ребенком, намазывает его тестом, прикрывает ветошью, парит веником, растирает спину и «выщипывает волосы» (ПМА: Шестакина).

А вот как о лечении в бане пишет А. А. Шахматов: «В Оркино заболеет мордвин, и его лечат всякими домашними средствами, а


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.028 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал