Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Народная хирургия и баня






Народные методы лечения мордвы, в том числе и хирургические, дошли до наших дней. Многие из них проводятся в условиях бани. Имена знахарок, помогающих больным при травмах, ушибах, других нарушениях функций двигательной системы, широко известны за пределами своих сел и деревень. Методами лечения травм, опущений внутренних органов в Лопатинском районе Пензенской области владеет О. М. Кокулина. Она лечит вывихи, растяжения. По ее мнению, подобные недуги лечить лучше в бане, когда разогретые и распаренные мышцы легче вправлять. У нее существуют свои способы диагностики: на месте вывиха мышечные ткани имеют обычный цвет, если же кожа синеет, то произошел перелом кости. Если чашечки коленного сустава не двигаются, а одна из них торчит вбок, имеет место так называемое выпадение чашечки, лекарь медленно, мягкими движениями массирует вокруг них и осторожно вправляет (до 15—20 минут). При болях в спине она делает массаж: движения рук идут вверх по позвоночному столбу (позвонки не трогает). Процедура длится минут пятнадцать и повторяется несколько дней подряд.

При вывихе плеча протягивает руку очень осторожно вперед и ставит на место сустав. Затем мягкими движениями делает массаж от локтя до предплечья к суставу и со стороны спины около лопатки.

При шейном радикулите (перекос шеи) осторожно потирает шею со стороны перекоса. Сильно массирует здоровую сторону шеи. Процедуру повторяет несколько дней подряд.

Искривление копчика (основание позвоночного столба) определяет так: кладет ребенка или взрослого на спину или на живот. Осторожно указательным пальцем ощупывает копчик; если чувствует, что на конце позвоночника небольшая горошинка смещена вовнутрь, определяет искривление и начинает лечение. Осторожным движением пальца как бы вытягивает горошину. Движение мягкое и плавное по направлению изнутри — наружу.

Обычно знания по вправлению вывихов передаются по наследству или по нужде. Например, наставницей современных знахарок П.А.Зубрилиной и ее дочери Г.С.Дубоносовой (Самарская область) была свекровь и бабушка Ф.М. Климушкина. Способы лечения у них почти одинаковы. Но Г.С. Дубоносова, в силу своей молодости и любознательности, совершенствует свои знания чтением специальной литературы, учебой на курсах массажа, частой практикой.

Исцеление заболеваний при опущении внутренних органов, «надсаде», по их методике, состоит из диагностики, лечения и определения режима больного в домашних условиях.

Так, при опущении внутренних органов желудочно-кишечного тракта у больного появляется ощущение тяжести в низу живота, тошнота; вследствие давления на кишечник сверху кишечника наблюдается малое, но частое мочеиспускание без рези в мочевом пузыре; у больных при осмотре ног (от колена и выше) заметны уплотнения — жировые «шишки» в виде «стиральной доски», которые прощупываются от колена до паха. Лечение проводится в следующей последовательности: хорошо протапливается баня, чисто моется пол, запариваются свежие веники, приготавливаются необходимые принадлежности: мыло, ковш с водой, полотно. Больной моется, хорошо пропаривается; знахарка споласкивает пол и стелит полотно, под голову больного кладет распаренный веник; больной ложится на пол ногами к порогу. Знахарка намыливает руки (ковш с водой и мылом находятся рядом для постоянного пользования при работе), кладет одну ногу больного себе на плечо, проводит общее поглаживание ноги (движения, скользящие сверху вниз); затем растирает пальцы ног и далее по подъему до сгиба стопы, чередуя поглаживания и растирания, после этого переходит на поглаживание, растирание и разминание колена, особо не задерживаясь, сходит к паху, почти совсем не массируя его; заканчивает весь этот цикл работы общим поглаживанием ноги (Рис. 1-2, Прил. 9).

Далее все эти процедуры проделывает со второй ногой. Все движения идут от стопы, не прерываясь. Как утверждают знахари, начинают править опущения внутренних органов обязательно с ног, так как при «надсаде» в ногах появляется чувство тяжести. И только после таких действий им и всему организму становится легче. Массаж обеих ног длится около 15 минут. После этого знахарка поднимает их до уровня своей груди и за стопы осторожно встряхивает обе ноги до трех раз. Ноги остаются в полусогнутом положении, а знахарка встает к изголовью и начинает править непосредственно желудочно-кишечный тракт: поглаживает руками, не сильно надавливая, от лобка к пупку; далее от пупка до пищевода, и так несколько раз; затем переходит к растиранию и как бы сгребанию перекатывающимися и продвигающимися снизу вверх движениями и от лобка к пупку, и далее до пищевода (его лишь слегка поглаживает, но движения идут тоже снизу вверх до горла). Заканчивается этот цикл общим поглаживанием (Рис. 3—6, Прил. 9). По длительности он занимает около 15 минут. Кроме того, знахарка поглаживанием массирует и бока, как бы подбирает их, сводя движения к пупку.

После этого больной осторожно, через правый бок переворачивается на живот, встает на колени, а голову опускает на скрещенные впереди руки. Действия знахарки следующие: поглаживание больной ноги от согнутых коленей до бедер и снова поглаживание ноги от колена до бедер и (сильнее) мышц бедер, при этом движения идут снизу вверх к пояснице; затем от шеи, плеч до поясницы. Длительность этих процедур до 5—7 минут.

Затем знахарка начинает массировать низ живота до пищевода. Движения и направление массажа то же самое, как в положение «лежа на спине». Длительность этих процедур до 10 минут. Положение самой знахарки — как удобно для работы (у изголовья или сбоку от больного; Рис. 7—11, прил. 9).

После всех этих процедур больной осторожно ложится на бок. Знахарка споласкивает его водой и дает отдохнуть 3—5 минут. После этого больной может помыться и не менее 2 часов лежит дома в постели. В дальнейшем следует остерегается носить тяжелое, в туалете нельзя сидеть на корточках, не есть соленое и острое. Перед лечебными процедурами нужно сделать клизму или за 4 часа принять слабительное и освободить кишечник. Количество процедур (не менее 5) определяет сама знахарка.

При опущении женских органов (матки) лечение проводится по той же схеме, за исключением правления от пупка и далее. Но большинство знахарок соблюдает всю последовательность лечения, т.е. процедура та же, что и при опущении желудочно-кишечного тракта, так как, по их мнению, нарушается положение всех органов в полости живота. Дополнительно лишь делается наказ для больной — держать ноги в тепле.

Опущение матки диагностируют таким образом: опускают указательный палец в пупок и прислушиваются — если есть «токанье», значит все в порядке, если нет — опущение. Г. С. Дубоносова (с. Старая Бинарадка) недалеко от пупка слева на животе находила и другое «биение». Если есть «токанье», значит, женщина может родить, если нет, значит, родить никогда не сможет. Как ей объясняла бабушка — это «второе сердце» (ПМА).

Знахарка Н. К. Мочалова (с. Городок), по отзывам сельчан, — хороший костоправ, многим помогает при вправлении вывихов, растяжении мышц и т. п. Легко отличает вывих от перелома. При переломе в больном месте появляется вмятина, прослушивается похрустывание. При приеме больных она указывает им на эти признаки и советует, что в данном случае им лучше обратиться в больницу.

При вывихе колена, знахарка его ощупывает, осторожно поглаживает с боков и снизу, растирает с боков около коленного сустава, затем сильно нажимает под коленом и быстро тянет к себе ногу больного (Рис. 12—18, прил. 9). Определяя вывих стопы (каждый пальчик имеет свое место, а при вывихе они торчат), она сначала аккуратно поглаживает, захватывая подъем ноги и голень; затем осторожно растирает их круговыми движениями по часовой стрелке; снова поглаживает и растирает; потом осторожно, но уверенно дергает их (или стопу) вверх. При этом должен быть глухой, мягкий щелчок — пальчики (или пальчик) встали на место. Женщина имеет опыт вправления вывихов плеча. При вывихе плеча под мышкой выпирает сустав. Она вначале осторожно массирует, поглаживая предплечье; затем начинает растирать предплечье и плечо сидящего больного и снова поглаживает. После этого укладывает его на твердое место, фанеру, жесткий ровный матрац; держит осторожно за руку больного, а свою ногу подставляет под мышку, потянув руку, подталкивает ногой сустав на место (Рис. 29—30, прил. 9). Должен раздасться глухой, смачный щелчок. По ее словам, больной при этом, как правило, кричит, но, не было случая, чтобы ей не удавалось вправить плечо на место. Она также рассказала о том, как однажды помогла женщине при резкой боли в пояснице. С тех пор правит радикулиты, устраняет некоторые боли в позвоночнике. Однажды, когда была еще сравнительно молодой, она вместе с другими женщинами убирала помещение. В это время одна из них неловко повернулась и, охнув, рухнула на пол. Ее очень аккуратно положили на бок, знахарка помассировала бок, который был сверху, затем немного около поясницы, перевернули ее на живот. Далее лечила так: вначале аккуратно и легонько погладила верх спины; потом стала поглаживать, растирать спину по бокам; поколотила вдоль спины по обеим сторонам позвоночника; растерла и размяла ягодицы (Рис. 32—42, прил. 9). После этого одна из женщин стала больную держать за плечи, а знахарка потянула больную на себя за ноги. Женщина ойкнула, но боль отпустила, и она уже самостоятельно поднялась с пола. Таким образом Нина Константиновна до сих пор лечит радикулиты, боли в области позвоночника. Но при лечении не трогает позвонки руками, а растирание, разминание проводит обязательно с поглаживанием (ПМА: Мочалова) (Рис. 19—23, прил. 9).

М. Е. Мадьянова из Самарской области стала лечить вывихи через свою беду. В прошлом она подвернула себе руку и вывихнула большой палец. Вначале испугалась, но ехать в больницу далеко, да и не было транспорта. Начала массировать кожу и мышцы вокруг пальца, потом потихоньку и сам палец. Когда почувствовала, что ткань вокруг него стала помягче, потянула его, и палец встал на место. Как она вспоминает, движения вначале были произвольными, и ею руководило одно желание — облегчить боль в руке. Когда почувствовала, что вроде бы что-то получается, появилась уверенность в том, что все будет хорошо. С тех пор правит вывихи не только пальцев, но и плеч, ног, рук и т. п.(Рис. 52—54, прил. 9).

Н. М. Шашкова (с. Старая Бинарадка) умеет вправить пятку. Вначале она осторожно обследует ее. После этого поглаживает и растирает стопу, подъем ноги; затем начинает править пятку: плавно тянет ее левой рукой на себя, а правой придерживает за подъем ноги. При этом должен раздаться мягкий и глухой щелчок. Затем проверяет свою работу: осторожно двигает пяткой в стороны и слегка массирует (Рис. 24—28, прил. 9).

О. А. Кудашова из Самарской области (Кошкинский район) правит вывихи подобным же образом, но только после установки сустава на место она чуть ниже вывиха обязательно перевязывает сустав на несколько секунд шерстяной ниткой. Считает, что в этом месте «...кровь спеклась» и ее надо разогнать. Нитки после этого снимать не рекомендует, со временем они могут спуститься, развязаться, тогда их надо просто сжечь — «боль исчезнет вместе с ними».

Н. М. Шашкова в отличие от других знахарок-костоправов лечит перекос шеи, который может быть при простуде, от неловкого поворота. Она сажает больного на стул, сама садится или стоит около него со стороны повреждения. Осторожно ощупывает место сосредоточения боли. По опыту знает, что в этом месте ощущается припухлость, немного твердая на ощупь; поглаживает мышцу вверх, вниз; растирает пальцами вверх-вниз и в сторону позвоночника, затем растирает сильнее, подключая большой палец, по тем же направлениям (рис. 43—46, прил. 9). После этого поглаживает в том же направлении. На все движения уходит около 20—30 минут. Боль исчезает постепенно (ПМА). Подобным же образом женщина правит растяжения мышц кистей рук, устраняет боль в области локтевого сустава. Такая боль бывает у людей, которые много пишут. Знахарка вначале поглаживает от кисти рук до локтевого сгиба; растирает в том же направлении; немного потягивает руку вперед и снова поглаживает, растирает; массирует в области локтевого сустава; проверяет сделанное (рис. 47—51, прил. 9).

Знахари-костоправы используют при работе вазелин, масло, мыло. Обычно процедуры делают дома или в бане. После вправления некоторым больным рекомендуют делать ванны. Так, при растяжении связок можно попарить в отваре полыни.

У башкир при вывихе, переломе помощь оказывалась костоправами. Укороченная в связи с травмой, конечность вытягивалась следующим образом: сначала костоправ, увлажнив руки каким-либо жиром (или намылив их), нежно массируя, согревал поврежденную часть тела. Это обычно вело к расслаблению мышц, успокаивало пострадавшего человека. На фоне такого массажа, как правило, без значительного физического усилия осуществлялось вправление вывиха или репозиции перелома.

При застарелых процессах сначала в течение нескольких дней травмированная часть тела распаривалась, массировалась в бане или в домашних условиях способом ванны, компресса. Лишь затем следовало вмешательство костоправа. После вправления вывиха рекомендовалось поврежденную часть тела в течение нескольких дней оставить в покое. При застарелых вывихах на неделю накладывалась тугая повязка. После репозиции обломков кости практиковалась их мобилизация с помощью импровизированных шин (дощечка, палка и пр.).

Интересно, что для ускорения срастания костных переломов башкиры употребляли внутрь в сыром виде корневище заячьей капусты. По наблюдениям народных врачевателей, при долго не срастающихся костных переломах эта мера была весьма полезна. Биостимулирующие свойства заячьей капусты по регенерации костной ткани, возможно, заинтересуют ученых (Гумаров, 1985: 65—66).

Широко распространённый в народной медицине массаж применяли при опущении внутренних органов брюшной полости, кишечной колике, метеоризме, сердцебиениях и болях в области сердца, связанных с испугом, при ломоте в мышцах и суставах и т.д. Лечебный массаж был обязательным компонентом при вправлении вывиха, репозиции обломков кости, в помощи повивальной бабки (Баймурзин, 1995: 65).

При вывихе или переломе рук, ног, ключицы, отмечал врач Н.В. Никольский, чуваши привлекают своих хирургов. Для иллюстрации приводит примеры из жизни: «В д. Юрмикейкино Шуматской волости Ядринского уезда есть семья бр. Никитиных. Идет летняя работа. Вывозят навоз. Старший брат ведет лошадь. Неизвестно, в какой момент, догнал телегу младший брат, пытался вскочить на телегу, но вместо этого ноги его попали между ступицами заднего колеса и оказались совершенно раздавленными. Один из членов семьи немедленно поехал в с. Александровка, звать Дарью Ефимовну, которая известна своей опытностью далеко за пределами волости. Она пришла в чистой одежде, потребовала мыла, теплой воды, чистое полотенце, чистые тряпки, лубки. Все это быстро сделано. Осматривает больного. Укладывает его на чисто вымытый пол. Велит одному держать больного за голову, другому за ноги. Сама моет руки, затем больные места и начинает налаживать кости на прежние места. После этого обвязывает чистыми тряпками и марлей. Накладывает лубки и вновь завязывает. После этого больного кладут на постель» (НАЧГИГН, Никольский, 574: 19 об., 20).

У ряда народов применяется кровопускания. У коми практиковались процедуры надрезания и кровопускания. Место кровопускания на теле распаривалось, к вскрытому сосуду подставлялся рог с отверстием для высасывания воздуха, а после окончания процедуры накладывалась тугая повязка. От ненцев был заимствован способ лечения глазных век. Весной, после того как глаза зимой подвергались действию блеска снега и дыма от костра, разводимого в чумах, у заболевшего появлялась резкая боль в висках и орбитах глаз. Ненцы считали, что это происходит от сильного прилива крови к глазам. Чтобы избавиться от этого, они обычно надрезали верхние веки ножом и выпускали кровь (Ильина, 1989: 113).

В.З. Гумаров отмечал, что в народной медицине башкир широко практиковалось кровопускание. Участок, откуда предполагалось удаление крови, мыли теплой водой с мылом. После этого ставилась кровососная банка, ею обычно служил стакан. На возникшем кровоподтеке с помощью рудомета (многозубчатый пробойник) или опасной бритвой делались надрезы, из которых кровь удалялась путем выдавливания.

Иногда для кровопускания (также путем выдавливания) использовались прокусы медицинских пиявок. Стремились удалить побольше черной крови, полагая, что она испорченная и является причиной недугов больного. Безусловно, желание удалить побольше «черной» крови было чревато опасными последствиями. Как мы знаем, кровеносные сосуды кожи, подкожной клетчатки содержат в значительном объеме венозную кровь, имеющую темный цвет. Поэтому указанное вмешательство могло обусловить большую кровопотерю, что, вероятно, иногда и наблюдалось (Гумаров, 1985: 67).

У татар в прошлом также большой популярностью пользовались медицинские пиявки не только при кровопускании, но они считались чуть ли не универсальным средством лечения многих болезней. В представлении народа, многие недуги (головные боли, шум в ушах, ухудшение зрения, боли в суставах и пояснице и некоторые опухоли) есть результат действия испорченной крови. Для её удаления пиявки (от 5 до 10 и более штук) «ставили» на ту область тела, где больше всего чувствовалась боль. После кровопускания больному усиливали питание и рекомендовали постельный режим. В лечебных целях пиявками пользовались преимущественно пожилые люди, которые через каждые два—три года повторяли эту процедуру. Поэтому среди татар, кроме специалистов-пиявочников, многие семьи держали пиявок у себя дома. Еще К. Насыров подметил, что применяя пиявки, татары, часто злоупотребляли кровопусканием и приносили вред своему здоровью (Татары Среднего Поволжья и Приуралья, 1967: 338).

Казалось бы, с развитием системы здравоохранения народная травматология должна была изжить себя. В этнографических экспедициях по многим регионам Поволжья мы убедились в обратном. Так, в Самарской области мы встретились с костоправом – чувашкой А. П. Комбаковой, которая умело владеет этим мастерством и неплохо разбирается в анатомии человека. «Я росла любознательной девочкой, особенно меня интересовало строение человека. Читала книги, потом уже, когда стала готовить пищу, рассматривала косточки птиц, других животных и сравнивала с человеком». Она считает, что у человека 47 костей на ноге и 37 костей на руке. Если не поднимается рука или плохо двигаются нога, шея, то, по её мнению, жила встала не на свое место. Степень заболевания может быть разной. В зависимости от того, насколько человек неправильно повернул тело, оступился и пр. Болезнь может приключиться и от сглаза, порчи. Определяет по пульсу: если он «мечется» или «бежит» к большому пальцу, то это, по ее мнению, от порчи. Если же пульс бьется ровно или «бежит» к сердцу, то никакой порчи нет, и болезнь пришла от неловкого движения.

На плече человека, где находится дельтовидная мышца, располагаются в виде раскинутой куриной лапки 4 косточки или плотных жилки. Если они не на месте, то рука у человека будет ныть, болеть. Легким, но сильным движением она подцепляет каждую и дергает, как струны, до еле слышного щелчка. Только тогда она успокаивается, считая работу законченной. Во время вправления боль в этом месте острая, но когда работа закончена, то руке действительно становится легче. Подобные вещи наблюдаются во всем теле, и знахарка терпеливо и настойчиво, очень ловко, как по струнам, восстанавливает работу этих жил. При этом читает по-чувашски молитвы: «Богородицу», «Отче наш» и другие, добавляет и собственные пожелания больному здоровья, а себе – успеха в лечении (ПМА).

В этнографической экспедиции в Федоровском районе Башкортостана мы познакомились с не менее интересной знахаркой М. Ф. Габидулиной, которая умело правит вывихи, занимается траволечением. Например, при радикулите смазывает поясницу, массирует и тепло укрывает.

Часто случается, что кто-то вывихнул колено. Знахарка различает на коленях по четыре шишечки — сверху две, снизу две (в суставном колене). Левой рукой держит больную ногу, а правой осторожно правит снизу, с боков, ставит на место суставчик.

При вывихе пальцев держит кисть больного левой рукой, а правой осторожно потягивает вывихнутые косточки, затем осторожно массирует их.

Перекос или радикулит шейный чаще всего бывает от того, что человек неправильно спал или застудился, а может быть, резко повернулся. Лекарь сажает больного на стул, сама встает сзади. Вначале слегка поглаживает с обеих сторон шею, затем сильнее. Большим пальцем массирует мышцу с боков и около позвоночника. Движения сверху вниз чередуются с круговыми. Потом на больной участок тела кладет компресс из любых трав и тепло укрывает (ПМА).

При болях вокруг позвоночника или лопаток больной ложится на широкую скамейку или диван вниз лицом. Положение знахарки при этом слева сбоку. Как правило, в начале она поглаживает, ощупывает места сосредоточения боли и осторожно с нарастающей силой массирует сверху вниз, вправо влево, задерживаясь на болезненных местах. Лопатки массируются круговыми движениями. Затем кладется компресс из трав (но лучше эти травы класть дома и лечь на теплую печь (ПМА). У ног чаще всего, по мнению знахаря, сворачиваются щиколотки. Больной садится на стул, ногу немного вытягивает вверх, но опирается на пятку. Знахарка, помассировав около щиколотки, ловким движением ставит ее на место, затем перебинтовывает часть сгиба ноги и щиколотки. Дома на бинтованную ногу больного ставят компресс или глину теплую (в целлофане). Как считает знахарь, на пятке имеется 9 косточек. Каждая — на своем месте. При диагностике внимательно изучает их через ощупывание, затем массирует и вставляет каждую на место. Кроме этого, правит и вывих тазобедренного сустава. Положение больного при этом лежа на спине, лекарь — слева сбоку. Поднимает ногу и сильным движением руки сжатой в кулак ставит кость на место. Бинтует полотном и пациент не должен вставать с постели три дня. Независимо от того, что больному лучше и кости вправлены, он ходит к знахарке еще три дня. В это время она продолжает делать массаж и следит за ходом его выздоровления. Правит органы, кости маслом, при лечении и массаже мышц, при их воспалении, использует пластмассовую палочку — подобие скалки, которую применяют чаще при массаже мышц ног, рук, шеи и бедер (ПМА).

В с. Верхне-Яушево (Башкирия) мы встретили отца и сына Дашкиных, Фуата Хуснудиновича и Нурфаиза Фуатовича, которые тоже правят вывихи, и их знает вся округа (ПМА). Это мастерство отцу передала его мама, а отец — сына. Оба — неплохие диагностики. Они ловко правят вывих, быстро отличают его от перелома: при переломе косточки могут хрустеть и в этом месте будет ямка глубиной в зависимости от объема кости. При вывихе колено сразу опухает. Костоправ поглаживает больные места и кулаком под колено вверх или же сбоку вправляет кость на место. На кисти руки располагаются семь косточек. При вывихе кисти эти косточки смещаются и могут торчать вверх или вниз, пальцы не двигаются и руке очень больно. Лекарь держит кисть в левой руке и сверху от пальцев начинает массировать легонько и ставить все на место (ПМА). При перекосе шеи знахари больше работают большим пальцем правой руки, растирая места перекоса, а левая находится на груди больного. При вывихе лопатки надавливают на три точки на лопатке ближе к позвоночному столбу, одну внизу по краю в середине лопатки и пятую — на уровне бока груди, ту что прикрывается рукой, когда она опушена. Затем сильным, но плавным движением своей ладони ставят лопатку на место. Часто у людей болит спина, и одной из причин бывает боль на обеих сторонах ягодиц, сосредоточенная в плотно катающихся шариках. Знахари облегчают боль в этом случае таким образом. Больной лежит на животе. Знахарь сильно массирует ягодицы и болезненные шарики: два пальца идут от ног снизу вверх, а движения 2-го, 3-го, 4-го пальцев направлены вверх и сгребают кожу к двум первым пальцам. Ягодицы же нужно сильно массировать для того, чтобы разогнать кровь. Опытные врачеватели говорят, что вывиха пятки не бывает, а вот растяжения часты. Правят движениями от пятки вверх.

При вправлении вывихов, жил в массаже применяют масло коровье, мыло (реже). Больные приходят два раза. Второй раз для проверки — все ли верно сам знахарь сделал и как чувствует себя больной. Первый раз отец правил вывих плеча у своей бабушки в 1955 году. С тех пор и начал этим заниматься (ПМА).

Х.Х. Дашкину из Верхне-Яушева знают как знахаря-костоправа. Этому мастерству ее научила бабушка по отцу, а потом и природные данные стали проявляться. Считает, что костоправством можно заниматься после 35 лет. Бабушка умерла в 84 года, ей тогда было 47. Вначале выправила вывих кисти у сельчанки, а потом стали приходить и другие больные, так до сих пор и лечит. На кисти к каждому пальцу идут свои косточки и при их вывихе движения пальцев или нарушаются, или они вовсе не двигаются. От локтя вверх идет одна кость, а вниз две и они также могут быть вывихнуты. Править их надо осторожно, иначе можно порвать вены или другие кровеносные сосуды. Вывих плеча правят таким образом: левой рукой захватывают снизу больную руку, а правой резко давят сверху «на погон»; слышится мягкий смачный щелчок — кость поставлена на место. При падении иногда может образоваться трещина на лопатке и при вправлении можно порвать кровеносные сосуды, поэтому действовать надо осторожно. Бывают случаи вывиха шейных позвонков. Если при диагностике позвонки шеи выпирают наружу, то лекарь левой рукой запрокидывает голову больного назад, а правой одновременно с левой большим пальцем давит на них и вставляет на место. Если же позвонки провалились внутрь, то обеими руками голову потягивает вверх, а потом влево, вправо, и все провалившиеся позвонки появляются. Вывих тазобедренного сустава определяет по шарикам на ягодицах с обеих сторон ниже поясницы: если один из них расположен ниже, чем другой, то это вывих: «...иногда чуть не ниже живота бывает». Начинает через массаж править, и все становится на свои места.

Копчик состоит из 7 костей. При длительном сидячем образе жизни, они могут сместиться. При этом может подташнивать, ощущается боль внизу и т.д. Больной ложится на спину, знахарка надевает резиновую перчатку и через задний проход осторожно правит копчик; после этой процедуры боль исчезает. На сгибе у ноги располагаются пять маленьких косточек (по числу пальцев), к каждой из них поперек подходят еще пять, т. е. всего от сгиба до пальцев получается 25 косточек. Если косточка провалится вниз, то палец надо согнуть вниз и она выскочит; если косточка торчит вверх, то палец надо потянуть на себя, и она встанет на место. Особо нежная — щиколоточная косточка. Она обычно при сильном ударе дает трещину. При опущении желудка человека все время тошнит, живот тянет вниз. Больной ложится на спину, ноги в полусогнутом состоянии. Знахарка вначале встряхивает одну ногу, потом другую. Далее снизу от живота массирует к желудку и выше. Все это длится 15—20 минут. Потом низ живота перебинтовывает, как бандажом. Если сломано ребро, то знахарка рекомендует дуть через трубочку в стакан с водой — внутренние органы это ребро вытолкнут. Если же вывих — процедура та же. Иногда при падении может быть сотрясение мозга. Знахарка по этому поводу говорит: «...голова у человека как тюбетейка, которая при падении съезжает в сторону». В какую сторону она сдвигается, определяет так: берет толстую нитку и обвязывает вокруг головы, делает метки. При их неодинаковости правит платком, повязав его вокруг головы (ПМА).

После вправления вывиха на особо болезненные участки накладывают распаренные березовые листья.

Собранный материал дает основание заключать, что в этномедицине исследуемых народов использовались травы, средства животного, минерального происхождения и их сочетания (мази, сборы, компрессы и пр.). Повсеместно главным физиотерапевтическим методом лечения является баня. Подмечено: чем чаще встречается то или иное средство в быту, тем шире спектр его применения. Одно и то же средство может применяться при разных болезнях, но способы и методы их использования, дозировка не обязательно должны быть одинаковыми. Ряд рецептов носит самобытный характер. Наиболее редкие, своеобразные вызывают особый интерес, и знания о них передаются из поколения в поколение. Травы используются чаще, чем средства животного и минерального происхождения (последние применяются, как правило, наружно и часто входят в состав мазей, смесей, применяются в физиотерапии и т. п.). В то же время, на наш взгляд, биологические средства лечения, имеют наибольшее распространение, нежели средства минерального происхождения. В основном это можно объяснить разнообразием растений, входящих в рацион питания, и т. д.

Наиболее сложными в этномедицине оказались способы и приемы оказания хирургической помощи. В этом случае необходимы навыки и опыт, определенные знания. Этим мастерством обычно владеют определенные люди. Знания они, как правило, получили по наследству, но нередки случаи, когда они овладели ими в силу необходимости (бездорожье, далеко до медпункта и т. п.). Через опыт, сравнение, анализ, интуицию определяют они причину травмы. Четко отличают вывих от перелома (в последнем случае отправляют в больницу), опущение внутренних органов. Костоправы в основном знают анатомию, в частности, скелет человека, расположение мышц, костей. У народов коми практиковалась процедура кровопускания, надрезания; татар, башкир, удмуртов — лечение пиявками. Как у всех народов, исповедующих ислам, у башкир, татар была принята операция циркумцизия (обрезание крайней плоти), которой занимались специальные народные врачеватели; обычай сохранился до настоящего времени.

Одним из главных принципов в этномедицине исследуемых народов является индивидуальный подход к больному, проявившийся в требованиях к личности и практике врачевателя, правилах приготовления лекарственных средств, рекомендациях по уходу за больным.

Общее и специфичное в этномедицине финно-угоских и тюркских народов Поволжья и Приуралья как части системы их жизнеобеспечения в определенной степени зависят от хозяйственно-культурного типа этносов (связь между природной средой, хозяйством и их материальной культурой; наблюдательность, мудрость, знания, сохранение традиций). Таким образом, в процессе адаптации к местности путем проб и ошибок у каждого этноса наряду с одинаковыми способами и методами лечения вырабатывались свои стереотипные навыки природопользования, формы мышления, поведения и другие традиции.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал