Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Виды конкуренцииСтр 1 из 5Следующая ⇒
ТЕОРИЯ КОНКУРЕНЦИИ Конкуренция (от лат. concurrentia – столкновение) – состязание, соперничество между участниками рынка за лучшие условия производств, реализации и покупки продукции. Конкуренция – это состязание между экономическими субъектами, борьба между производителями (продавцами) за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод. Конкуренция представляет цивилизованную, легализованную форму борьбы за существование и один из наиболее действенных механизмов отбора и регулирования в рыночной экономике. Конкуренция выполняет следующие функции: 1) регулирующую - определяет структуру и объем производства продукции в обществе, обеспечивающие максимальный уровень благосостояния; проявляется в подсчёте на рынке общественно необходимых затрат по производству каждого конкретного вида товара. Она указывает производителям, какие затраты должны быть ориентиром для них в производстве; 2) аллокационную – выражается в эффективном размещении факторов производства в местах, где их применение обеспечивает наибольшую отдачу; 3) инновационную - конкуренция заставляет производителей внедрять более эффективные технологии, осуществлять нововведения; 4) распределительную - конкуренция распределяет созданную стоимость; большие доходы получают те, кто владеет более эффективными и качественными факторами производства и оказывает прямое и косвенное воздействие на распределение суммарного объёма произведённых благ среди потребителей; 5) адаптационную – нацелена на рациональное приспособление фирм к условиям внутренней и внешней среды; 6) контролирующую – призвана не допустить установления монополистического диктата одних агентов рынка над другими. ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ 1. По масштабам: ü индивидуальная; ü местная; ü внутриотраслевая; ü межотраслевая; ü национальная; ü международная. 2. По методам конкурентной борьбы: ü Ценовая конкуренция – это конкуренция, осуществляемая посредством снижения цен. ü Неценовая конкуренция – это конкуренция, осуществляемая посредством улучшения качества продукции и условий продажи при неизменных ценах. Существенную роль в неценовой конкуренции играют оформление, упаковка, предпродажная подготовка, послепродажное техническое обслуживание, реклама. 3. По типу конкурентного поведения: - добросовестная – ведет к выигрышу потребителей и выражается в повышении продукции и снижении издержек производства; - недобросовестная (продажа по цене ниже себестоимости, ложная информация и реклама, коммерческий шпионаж, незаконное использование товарного знака). С учётом условий, в которых протекает конкуренция, выделяют несколько типов рыночных структур. Рыночные структуры отличаются друг от друга по ряду признаков: 1) количество и размер предприятий; 2) характер производимой продукции; 3) условия входа на рынок и выхода из него; 4) доступность производственных ресурсов; 5) уровень соперничества между предприятиями. Рыночные структуры по вышеперечисленным признакам подразделяются на рынок совершенной или свободной конкуренции и несовершенной конкуренции, который складывается из монополии, олигополии и рынка монополистической конкуренции. Свободная конкуренция характеризуется следующими признаками: · большое количество покупателей и продавцов, при этом ни одна фирма не способна повлиять на рыночную ситуацию; · продукция однородная (идентичная), в следствии этого покупателю не важно у кого он купит этот товар; · компании могут свободно вступать на рынок и покидать его - не существует препятствий к вступлению или выходу, все участники рыночного процесса идеально информированы и получение информации является бесплатным; · наличие единой общей информации о рынке всех продавцов и покупателей; · отдельные покупатели или продавцы не могут повлиять своими действиями на рыночную цену - они принимают цену как данную, это происходит вследствие того, что размер компании является небольшим по сравнению с рынком, цены определяются рынком. Рынок несовершенной конкуренции подразделяется на монополию, олигополию и монополистическую конкуренцию.
|