Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды конкуренции






ТЕОРИЯ КОНКУРЕНЦИИ

Конкуренция (от лат. concurrentia – столкновение) – состязание, соперничество между участниками рынка за лучшие условия производств, реализации и покупки продукции.

Конкуренция – это состязание между экономическими субъектами, борьба между производителями (продавцами) за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод. Конкуренция представляет цивилизованную, легализованную форму борьбы за существование и один из наиболее действенных механизмов отбора и регулирования в рыночной экономике.

Конкуренция выполняет следующие функции:

1) регулирующую - определяет структуру и объем производства продукции в обществе, обеспечивающие максимальный уровень благосостояния; проявляется в подсчёте на рынке общественно необходимых затрат по производству каждого конкретного вида товара. Она указывает производителям, какие затраты должны быть ориентиром для них в производстве;

2) аллокационную – выражается в эффективном размещении факторов производства в местах, где их применение обеспечивает наибольшую отдачу;

3) инновационную - конкуренция заставляет производителей внедрять более эффективные технологии, осуществлять нововведения;

4) распределительную - конкуренция распределяет созданную стоимость; большие доходы получают те, кто владеет более эффективными и качественными факторами производства и оказывает прямое и косвенное воздействие на распределение суммарного объёма произведённых благ среди потребителей;

5) адаптационную – нацелена на рациональное приспособление фирм к условиям внутренней и внешней среды;

6) контролирующую – призвана не допустить установления монополистического диктата одних агентов рынка над другими.

ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ

1. По масштабам:

ü индивидуальная;

ü местная;

ü внутриотраслевая;

ü межотраслевая;

ü национальная;

ü международная.

2. По методам конкурентной борьбы:

ü Ценовая конкуренция – это конкуренция, осуществляемая посредством снижения цен.

ü Неценовая конкуренция – это конкуренция, осуществляемая посредством улучшения качества продукции и условий продажи при неизменных ценах. Существенную роль в неценовой конкуренции играют оформление, упаковка, предпродажная подготовка, послепродажное техническое обслуживание, реклама.

3. По типу конкурентного поведения:

- добросовестная – ведет к выигрышу потребителей и выражается в повышении продукции и снижении издержек производства;

- недобросовестная (продажа по цене ниже себестоимости, ложная информация и реклама, коммерческий шпионаж, незаконное использование товарного знака).

С учётом условий, в которых протекает конкуренция, выделяют несколько типов рыночных структур.

Рыночные структуры отличаются друг от друга по ряду признаков:

1) количество и размер предприятий;

2) характер производимой продукции;

3) условия входа на рынок и выхода из него;

4) доступность производственных ресурсов;

5) уровень соперничества между предприятиями.

Рыночные структуры по вышеперечисленным признакам подразделяются на рынок совершенной или свободной конкуренции и несовершенной конкуренции, который складывается из монополии, олигополии и рынка монополистической конкуренции.

Свободная конкуренция характеризуется следующими признаками:

· большое количество покупателей и продавцов, при этом ни одна фирма не способна повлиять на рыночную ситуацию;

· продукция однородная (идентичная), в следствии этого покупателю не важно у кого он купит этот товар;

· компании могут свободно вступать на рынок и покидать его - не существует препятствий к вступлению или выходу, все участники рыночного процесса идеально информированы и получение информации является бесплатным;

· наличие единой общей информации о рынке всех продавцов и покупателей;

· отдельные покупатели или продавцы не могут повлиять своими действиями на рыночную цену - они принимают цену как данную, это происходит вследствие того, что размер компании является небольшим по сравнению с рынком, цены определяются рынком.

Рынок несовершенной конкуренции подразделяется на монополию, олигополию и монополистическую конкуренцию.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал