Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Модель рынка чистой монополии
Монополия – это фирма, являющаяся единственным производителем товара. Характерными чертами монополии являются: - единственный продавец; - отсутствие близких продуктов-заменителей (нет альтернативы); - диктуемая цена; - вступление в отрасль заблокировано. Причинами возникновения монополии могут быть: - исключительные права, предоставленные правительством; - исключительная собственность на какой-либо производственный ресурс; - возрастающая отдача от масштаба – случай естественной монополии. У естественной монополии по мере роста производства затраты на единицу продукции снижаются. Естественная монополия – это фирма, способная удовлетворить любой рыночный спрос с меньшими долгосрочными средними затратами, чем при существовании двух и более фирм. Разукрупнение естественной монополии нецелесообразно, поскольку приведет к потере эффективности. Различают монополию и монопольную власть. Монопольная власть означает, что фирма может влиять на цену, изменяя объем выпуска товара. Такая фирма не обязательно является монополией, может быть также олигополией или монопольно-конкурентной фирмой. Обладание монопольной властью ведет к тому, что кривая спроса на продукт фирмы перестает быть горизонтальной (как у совершенно-конкурентной фирмы), а приобретает отрицательный наклон (рис.1). Это означает, что фирма может повысить (снизить) цену, но тогда она столкнется со снижением (ростом) спроса на свой товар. Монополия, так же как и любая другая фирма (совершенно-конкурентная, олигополия или монопольно-конкурентная) стремится к максимизации прибыли. Особенность монополии заключается в том, что кривая спроса на ее продукт совпадает с кривой рыночного спроса на данный товар. Монополия может установить любую цену, что приведет к изменению величины спроса. Цель монополии – установить такую цену, при которой прибыль будет максимальной. Общее правило максимизации прибыли – равенство предельного дохода и предельных затрат – остается верным и для монополии. Разница в том, что для совершенно-конкурентной фирмы линия предельного дохода (MR) горизонтальна и совпадает с линией рыночной цены, по которой эта фирма может продать любое количество своей продукции. Для монополии линия MR не горизонтальна и не совпадает с линией цены (кривой спроса). Поскольку предельный доход есть приращение выручки при увеличении выпуска на одну единицу (MR = Δ TR/Δ q), рассмотрим ее изменение при увеличении объема выпуска монополией (рис. 2). При первоначальной цене Р1 монополия может продать q1 товара. При этом выручка TR1= Р1* q1(соответствует площади прямоугольника Р1Е1q10). Монополия увеличивает выпуск на Δ q (q2 – q1). Однако чтобы продать больше товара, ей приходится изменить цену на Δ Р (Р2 – Р1).После этого выручка монополии (TR2=Р2*q2) соответствует площади Р2Е2q20. Таким образом, выигрыш в выручке из-за роста выпуска равен площади FE2q2q1 (Δ q*P2), а потери из-за снижения цены – площадь Р1Е1 FР2 (Δ Р*q1). Следовательно, прирост выручки Δ TR = Δ q*Р2 +Δ Р* q1. Поскольку цена снижается, Δ Р является отрицательной величиной. Предельный доход составит: Δ TR/ Δ q = Р2 + (Δ Р/ Δ q)* q1 Следовательно, при выпуске дополнительной единицы продукции выручка увеличивается на цену продукта (Р2). В то же время, чтобы продать эту дополнительную единицу выпуска, приходится снижать цену на величину Δ Р/ Δ q. Поскольку по новой цене продаются не только последняя, но и все предыдущие единицы выпуска (q1), потери в выручке составят (Δ Р/ Δ q)* q1. Просуммировав выигрыши от роста выпуска и потери от снижения цены, получаем величину предельного дохода, который оказывается меньше цены. Таким образом, для монополии величина предельного дохода, относящаяся к каждому значению выпуска (кроме нулевого), оказывается меньше соответствующей цены (рис.3). Соединив на одном графике кривые спроса, предельного дохода, предельных и средних издержек, в точке пересечения кривых MR и МС определяют выпуск (qm), при котором прибыль монополии максимальна (рис.4). На кривой спроса находится монопольная цена, соответствующая этому выпуску (Рm). Сверхприбыль монополии – разница между ее выручкой и суммарными затратами: П = TR – TC = Pm *qm – AC* qm. На рис.4 выручка соответствует площади 0PmEqm, суммарные затраты – площади 0СFqm. Прибыль равна площади СPmEF.
|