Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Государственное регулирование монополии
Основными способами государственного регулирования монополии являются обложение монополии налогом и установление максимальной цены, выше которой государство запрещает монополии продавать ее продукцию. В условиях монополии государство считает свободную монопольную цену (Рm) слишком высокой, а потому вынуждает монополию продавать свою продукцию не дороже, чем по государственной цене (Рq). Обычно такая цена является фиксированной, т.е. не меняется по мере роста продаж. В результате кривая предельного дохода монополии (MR) становится горизонтальной на уровне государственной цены вплоть до пересечения с кривой спроса. Чтобы максимизировать прибыль, монополия как всегда выбирает выпуск qg, соответствующий точке пересечения кривых предельного дохода и предельных затрат (рис.6). Установление государством пониженной цены Рg ведет не к сокращению, а увеличению монопольного выпуска c qm до qg. Дефицит (qd — qg) все равно возникает, если спрос при государственной цене выше предложения, т.е. qd > qg. Особое значение во всем мире придается регулированию естественных монополий путем установления максимальных цен и стандартов качества продукции. Однако большинство монополий не относятся к естественным. Это означает, что эффективное производство в таких отраслях может быть обеспечено при высокой степени развития конкуренции. Антимонопольная политика представляет собой инструмент административного регулирования экономики с целью предотвращения нарушений экономического равновесия или социально нежелательных изменений. Цели антимонопольной политики государства: - обеспечение эффективности производства и распределения ресурсов в экономике; - предотвращение или ликвидация нежелательных рыночных структур и нежелательного поведения рыночных агентов – то есть таких ситуаций, которые рассматриваются как нарушение общественного благосостояния; - помощь одним группам экономических агентов за счет других (например, содействие малым фирмам в их конкуренции с крупными, независимо от их эффективности, или фирмам одних отраслей по сравнению с другими сферами деятельности). Согласно традиционной антимонопольной политике, к поведению фирм, которое считается незаконным, относят следующие типы действия: - фиксирование продажных цен, тайное и явное, так что назначаемые фирмой цены выпадают из сферы влияния рынка; - ограничения покупки: запрет заказчиками покупать какой-либо товар в другом месте, у другого продавца, по другой цене или в другом объеме, чем установлено фирмой-продавцом; - ограничения продажи: запрет поставщикам продавать товар другому клиенту, в другом месте, по другой цене или в другом объеме, чем это предусмотрено контрактом с фирмой покупателем; - связанные продажи: продажа одного товара клиенту при условии, что он покупает какой-либо еще (оговоренный заранее в контракте) продукт данной фирмы; - недобросовестная реклама: акцент в рекламных посланиях на таких качествах продукта, которые в действительности у данного изделия отсутствуют, или подчеркивание недостатков товара конкурирующей фирмы, которые на самом деле у него могут и не быть; - недобросовестная маркировка товара: оформление внешнего вида товара таким образом, который не отвечает его назначению, или указание таких его внутренних характеристик, которые продукту не присущи; - вертикальные или горизонтальные ограничения конкуренции: давление не поставщиков (потребителей) продукции или на другие фирмы, производящие данный продукт, с целью усиления собственного влияния фирмы на рынке через принудительное навязывание партнерам своих правил поведения.
|