Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Модель олигополистического рынка ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Олигополия – это рыночная структура, большая часть производства и продаж которой осуществляется небольшим числом сравнительно крупных предприятий. Для олигополистического рынка характерно: - небольшое число фирм; - удельный вес каждой довольно велик; - стандартизированная (сталь, цемент) или дифференцированная (автомобили, сигареты) продукция; - вход на рынок затруднен (теми же барьерами, которые имеются на монополистическом рынке); - необходимость учитывать при принятии решений возможную реакцию соперников; - отсутствие единой модели ценообразования, при этом основное правило максимизации прибыли (МR = МС) учитывается. На олигополистических рынках фирмы осуществляют контроль над ценами и объемами производства, имеют прибыль и в краткосрочном, и долгосрочном периодах. Назовем некоторые модели ценообразования. Модель ценовой войны (сознательное соперничество). Ценовая война – это последовательное уменьшение цены соперничающими на олигополистическом рынке фирмами. Названная ситуация возникает, если появляется искушение у конкурента увеличить свои продажи, сокращая цены и захватывая тем самым рынок сбыта. В этот процесс втягиваются все фирмы отрасли. Война цен продолжается до тех пор, пока цена не падает до уровня средних издержек; экономическая прибыль в этом случае уже равна нулю. Рис.7. Модель ценовой войны (равновесие при P=AC) Ценовые войны хороши для покупателей, фирмы-олигополисты в конечном итоге теряют свои доходы (кроме, пожалуй, начинающей войну фирмы). Поэтому данная ситуация возникает не часто. Модель, основанная на тайном сговоре, имеет большее распространение. Фирмы достигают соглашения (в фирме картеля) по поводу цен и объемов производства. Это дает возможность ограничить конкуренцию, уменьшить неопределенность и увеличить прибыль. Но существуют препятствия для тайного сговора (различия в издержках, правовые препятствия, возможность появления новых конкурентов, численность фирм и т.д.), потому он недолговечен. Рис.8. Модель тайного сговора (MR=МС; Р> АС) Еще моделью координации ценового поведения олигополистов является ценовое лидерство, при котором один из производителей-продавцов получает признанный другими статус ценового лидера. Он регулирует цену продукции, все другие фирмы следуют за ним. Ценовой лидер принимает на себя риск первым начать приспособление цены к изменяющимся условиям рынка, при этом придерживается следующей тактики: - устанавливает цену с учетом правила максимизации прибыли MR=МС, чтобы помешать вступлению в отрасль других фирм и сохранить ее олигополистическую структуру; - цену корректирует не часто (лишь при условии значительного изменения спроса или издержек); - о надвигающемся пересмотре цен сообщает в отраслевых печатных изданиях. Обычно различают два основных типа ценового лидерства – лидерство фирмы с существенно более низкими затратами, чем у конкурентов и лидерство фирмы, занимающей доминирующее положение на рынке, но не существенно отличающейся от последователей по уровню затрат. Рис.9. Модель лидерства в ценах Модель Курно. Впервые модель дуополии (две конкурирующих фирмы) была предложена французским математиком и экономистом Огюстеном Курно в 1838 году. Модель предполагает, что фирмы производят однородный товар. Каждая фирма должна решить, сколько производить, помнить, что ее конкурент тоже принимает решение по объему производства и что цена в итоге будет зависеть от совокупного объема производства обеих фирм. Суть модели в том, что, принимая решение, олигополист руководствуется стремлением к максимизации своей прибыли, полагая выпуск другого олигополиста заданным. В итоге процесс завершится уравниванием их выпусков, и тогда дуополия достигает состояния равновесия Курно, в условиях которого каждая фирма максимизирует свою прибыль. Рис.9. Модель дуополии Жесткость цен является основой модели ломаной кривой спроса фирмы-олигополии. Модель объясняет негибкость цен, но не само их установление. Фирмы стремятся к стабильности цен. Даже если снижаются затраты или падает спрос, олигополисты не спешат снижать цену (бояться, полагая, что могут быть неправильно поняты конкурентами, и начнется ценовая война). Если затраты или спрос растут – не стремятся повышать цену (думают: конкуренты могут не последовать за ними). Любое изменение цены приведет к нежелательным последствиям, поэтому фирмы стараются удержать цену.
Рис.10. Модель ломаной кривой спроса олигополиста
|