![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 1. Предмет и метод экономической теории
1. Понятие «homo economicus» означает: а) абстрактного человека, который в любой ситуации старается увеличить свой доход и уменьшить расходы; б) абстрактного человека, который в любой ситуации старается уменьшить свой доход и увеличить расходы; в) абстрактного человека, который в отдельных ситуациях старается увеличить свой доход и уменьшить расходы; г) конкретного человека, который в любой ситуации старается увеличить свой доход и уменьшить расходы. 2. Экономическая теория структурно не включает: а) микроэкономику; б) макроэкономику; в) мезоэкономнку; г) мегаэкономику. 3. Термин «политическая экономия» первым использовал в названии своей книги этот экономист: а) А. де Монкретьен; б) М. де ла Ривьер; в) Ж. В. де Гурнэ; г) Ф. фон Хайек. 4. Микроэкономика представляет собой: а) особую науку; б) раздел науки, в рамках которой изучается экономическая деятельность небольших хозяйственных субъектов; в) раздел науки, посвященный анализу деятельности групп отраслей экономики; г) искусство накопления денег и имущества. 5. Выделение в рамках экономической теории микро- и макроэкономики произошло под влиянием исследований: а) Дж. М. Кейнса и П. Самуэльсона; б) Дж. С. Милля и Ж.-Б. Сэя; в) А. Смита и Д. Рикардо; г) К. Маркса и Ф. Энгельса. 6. Объединение неоклассической микроэкономики с кейнсианской макроэкономикой носит название: а) кейнсианской революции; б) маржинальной революции; в) великого неоклассического синтеза; г) микроэкономического синтеза. 7. Дедукция, или логический метод, предполагает: а) переход от наиболее общих выводов к относительно частным; б) предварительное изучение фактов; в) мысленное разделение предмета на составные части; г) соединение частей в единое целое. 8. К смежным экономическим наукам не относится: а) эконометрия; б) клиометрия; в) менеджмент; г) экономическая география. 9. Ф. Кенэ выделяет следующие социально-экономические классы общества: а) землевладельцев, производительный и бесплодные классы; б) фермеров и крестьян; в) философов, воинов и ремесленников; г) рабочих и купцов. 10. Меркантилисты считали источником богатства: а) производство; б) потребление; в) распределение; г) сферу обращения. 11. Среди трех классов общества, анализируемых Ф. Кенэ, можно найти: а) тунеядцев; б) интеллигенцию; в) бесплодный класс; г) буржуазию. 12. Крупнейшее произведение Ф. Кенэ называется: а) «Экономическая матрица»; б) «Экономическая пропедевтика»; в) «Сумма экономики»; г) «Экономическая таблица». 13. Лозунгом физиократов являлось выражение: а) «l'etat c'est moi»; б) «laissez faire, laissez passer»; в) «liberte, egalite, fraternite»; г) «apres nous le deluge». 14. А. Смит ввел в экономическую науку следующее образное выражение: а) невидимый сторож; б) ночная рука; в) невидимая рука; г) ночной дозор. 15. Крупнейшее произведение А. Смита кратко называют: а) «Нищета нации»; б) «Богатство народов»; в) «Философия богатства»; г) «Экономика нищеты». 16. По мнению Д. Рикардо, стоимость подавляющего большинства товаров определяется: а) редкостью; б) полезностью; в) затратами труда; г) затратами капитала. 17. К трем основным факторам производства, по мнению Ж.-Б. Сэя, относятся: а) труд, предпринимательство и земля; б) труд, капитал и земля; в) предпринимательство, капитал и земля; г) капитал, труд и предпринимательство. 18. Согласно И. Фишеру, уровень цен зависит от этой причины: а) от свойств денег; б) от формы денежного товара; в) от скорости обращения денег; г) от функций денег. 19. Связь между объемом национального дохода и инвестициями, по Дж. М. Кейнсу, выражает особый коэффициент: а) аниматор; б) биномальный; в) ай-кью; г) мультипликатор. 20. В. Леонтьев разработал макроэкономическую модель, называемую: а) «затраты - выпуск»; б) «производство — потребление»; в) «капитал — предпринимательство; г) «факторы - ресурсы». 21. В настоящее время основное течение экономической мысли трактует экономику как науку: а) о системе объективных экономических отношений между классами людей, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ; б) о поисках эффективной формы организации общественного хозяйства, науку о богатстве; в) изучающую экономическое поведение через призму стереотипов социальных агентов; г) о рациональном поведении экономических агентов в процессе производства, распределения и потребления благ в мире ограниченных ресурсов. 22. Есть ли в вариантах ответов на тест 21 определение предмета институциональной экономики? 23. Что изучает категория «редкость»? а) высокое качество; б) ограниченность; в) эксклюзивность; г) трудоемкость. 24. Экономическая теория не исследует: а) неограниченные ресурсы; б) выбор между материальными и духовными потребностями; в) максимальное удовлетворение потребностей; г) распределение доходов. 25. Мезоэкономика изучает: а) влияние изменения курса рубля ни объем импорта; б) влияние изменения курса рубля на функционирование фирм в) эффективность производства фирмы А; г) конкуренцию фирмы А с фирмой В. 26. Институциоинализм в отличие от экономикса: а) более совершенная теория; б) не считает цену главной экономической категорией; в) ближе к марксизму; г) не может служить адекватной экономической теорией. 27. Какая из школ экономической теории была исторически первой: а) марксизм; б) меркантилизм; в) мелкобуржуазная политэкономия; г) кейнсианство. 28. Какая из экономических школ впервые сделала предметом своего анализа процесс производства, а не сферу общения: а) меркантилизм; б) физиократы; в) классическая политическая экономия; г) маржинализм. 29. Какое из определений наиболее полно характеризует предмет общей экономической теории: а) это наука о динамике материальных и духовных потребностей человека; б) это наука о мотивации поведения человека; в) это наука о производстве и критериях распределения производимых благ; г) это наука о наиболее общих законах развития человеческого общества в условиях ограниченности ресурсов. 30. Производственные отношения — это: а) использование ресурсов; б) этические, морально-нравственные взаимосвязи и отношения между людьми; в) отношения производства, распределения, обмена и потребления; г) взаимодействие человека со средствами производства; 31. Позитивная экономика занимается: а) определением имеющихся ресурсов; б) поисками путей выхода из кризиса; в) выявлением содержательной стороны экономических процессов и явлений, взаимосвязанных как внутри их, так и между ними; г) принятием решений по тем или иным социально-экономическим вопросам. 32. Нормативная экономика занимается: а) исследованием фактов, процессов, явлений с целью выявления их сущности: б) выявлением взаимосвязи между экономическими процессами и явлениями; в) определением взаимосвязей между природой и обществом; г) использованием экономических законов и принципов при решении определенных социально-экономических задач. 33. Укажите, какое из положений не имеет отношения к предмету экономической теории: а) экономическое благо; б) неограниченные ресурсы; в) максимизация удовлетворения потребностей; г) эффективное использование ресурсов. 34. Мезоэкономика как раздел экономической теории изучает явления и процессы на уровне: а) отдельно взятого предприятия; б) отдельных отраслей и сфер народного хозяйства; г) национальной экономики; в) мирового хозяйства. 35. Объектом исследования мегаэкономики являются: а) отношения на уровне национальной экономики; *) международные экономические отношения; в) отношения в рамках отраслей и сфер народного хозяйства; г) отношения, возникающие на уровне предприятий. 36. Каждому из приведенных ниже определений найти соответствующее понятие (1 — абстракция, 2 — анализ, 3 — синтез, 4 - индукция, 5 — дедукция, 6 — экономическая модель, 7 – нормативная экономика): а) метод умозаключений, основанный на обобщении фактов; б) метод исследования, при котором отвлекаются от случайных, неустойчивых черт, связей; в) метод умозаключений, основанный на распространении общего суждения на единичные факты; г) абстрактная структура, создающая упрощенную картину реальной действительности; д) экономическое знание, использующее оценочные суждения относительно того, какой должна быть экономика; е) мышление, которое направлено на выявление специфических свойств в явлениях; ж) мышление, которое сориентировано на выявление того общего, что связывает, объединяет отдельные стороны явлений. 37. Экономический закон отражают: а) необходимые и устойчивые взаимозависимости экономических отношений; б) случайные и неповторяющиеся экономические взаимосвязи; в) количественные оценки экономических явлений и процессов; г) переходные состояния экономических отношений. 38.Экономико-математическое моделирование позволяет: а) учитывать все возможности предприятий и национальной экономики; б) быть инструментарием определенной экономической теории; в) видеть взаимосвязи и сравнивать экономическое развитие и различные временные интервалы; г) определять абсолютно точно параметры системы в различные периоды. 39. Прибавочная стоимость — это: а) дополнительная единица блага, ведущая к более полному насыщению потребности; б) часть дохода работника; в) стоимость, созданная работником и превышающая стоимость его рабочей силы; г) стоимость, переносимая постоянным капиталом на создаваемый продукт. 40. Понятия «праздный класс» и «престижное потребление» были введены: а) традиционной русской экономической школой; б) институционализмом; в) кейнсианством; г) классической школой. 41. К модели социально-экономическогоразвития классическойполитэкономии не относится: а) «невидимая рука»; б) «экономический человек»; в) этика; г) свободная конкуренция. 42. В модели М. Вебера социально-экономической системы и ее развитии приоритет отдается: а) рынку; б) «экономическому человеку»; в) технике; г) этике. 43. Экономическая модель не является: а) Идеальным типом экономики или политики, во имя которых мы должны работать; б) инструментом для экономических прогнозов; в) комплексом экономических принципов; г) объяснением, как функционирует экономика и ее отдельные сектора. 44. Если экономические обобщения основываются на фактах, то такой метод анализа является: а) описательным; б) гипотетическим; в) дедуктивным; г) индуктивным. 45. Если утверждается, что две экономические цели взаимоисключают друг друга, то это означает: а) невозможность одновременного достижения обеих целей; б) отрицание их в качестве целей, которые должны быть реализованы в России; в) что реализация одной рассматривается, как результат достижения другой; г) что эти цели имеют количественное выражение. 46. Что из перечисленного изучает микроэкономика? а) производство в масштабе всей экономики; б) численность занятых в хозяйстве; в) общий уровень цен; г) производство сахара и динамику его цены. 47. Если исследуется экономика, как целостная система, то это анализ: а) микроэкономический; б) макроэкономический; в) позитивный; г) нормативный. 48. Позитивная экономическая теория изучает: а) «что есть»; б) что должно быть; в) положительные тенденции в экономическом развитии; г) оценочные суждения. 49. Экономическая теория: а) пригодна только для изучения капиталистической системы хозяйствования; б) пригодна для изучения всех экономических систем; в) не может быть полезной при изучении экономических отношений, свойственных социализму; г) все предыдущие ответы неверны; 50. Общий уровень цен и безработицы в экономической системе изучается в курсе: а) микроэкономики; б) макроэкономики; в) менеджмент; г) международных финансов. 51. Использование допущений в экономическом анализе: а) изменяет внутреннюю логику теории или модели; б) облегчает решение проблемы; в) делает модель более реалистичной; г) увеличивает число вопросов, которые должны быть включены в анализ. 52. Экономическая теория: а) занимается исключительно прогностическим характеристиками развития экономических систем; б) содержит положения, которые всегда принимаются всеми экономистами; в) не является наукой; г) не может предсказывать будущего, но может объяснить последствия определенных явлений в развитии экономики; 53. В экономике действует закон убывающей производительности факторов производства. Каким образом в этих условиях поддерживается экономический рост. а) потребуется все меньше и меньше производственных ресурсов; б) прирост дополнительных ресурсов не увеличит, а уменьшит общий объем производства; в) необходимый прирост ресурсов, но цена дополнительной единицы ресурсов будет возрастать; г) потребуется все больше и больше ресурса. 54. Фундаментальные экономические вопросы «что, как и для кого производить», решаются на микро- и макроуровне. Какой из этих вопросов может решаться только на макроэкономическом уровне: а) Что производится? б) С каким уровнем инфляции мы столкнемся? в) Сколько товаров и услуг будет произведено? г) Кто будет производить товары и услуги? 55. В каждой экономической системе фундаментальные вопросы «что, как и для кого производить» решаются на микро- и макроуровне. Какой из предложенных вопросов может решаться на микроэкономическом уровне: а) Каким образом можно достичь уровня полной занятости? б) Что и сколько производить? в) Как избавиться от инфляции? г) Как стимулировать экономический рост? 56. Доминирование кейнсианских взглядов в экономической теории в период с 1938 по 60-е годы связано с тем, что: а) они объяснили крах банковской системы в 30-е годы; б) они наиболее точно объяснили и причины Великой Депрессии, и способы «лечения» экономики; в) они были подтверждены статистическими данными; г) в США кейнсианская теория была использована для преодоления Великой депрессии. 57. Милтон Фридмен и его сторонники — это экономисты, которые внесли вклад в: а) кейнсианскую экономическую теорию; б) эволюцию количественной теории денег; в) анализ модели «затраты—выпуск»; г) развитие эконометрики. 58. Кейнсианцы: а) верят, что рынку внутренне присуща стабильность; б) верят, что рынку свойственна только свободная конкуренция; в) выступают против использования дискреционной монетарной политики; г) считают, что государственное вмешательство в развитие экономики является желательным. 59. Монетаристы: а) доказывают пользу дискреционной монетарной политики; б) считают, что государственное вмешательство снижает стабильность рыночной экономики; в) полагают, что рыночная экономика внутренне нестабильна; г) считают, что в современной рыночной экономике отсутствует свободная конкуренция. 60. Теория рациональных ожиданий утверждает: а) что члены общества понимают, как функционирует экономика и могут правильно оценить последствия экономической политики, их влияние на уровень своего благосостояния; б) что рыночная экономика исключает монополию; в) что члены общества могут на основе своих прогнозов заранее нейтрализовать отрицательное влияние государственной политики на уровень своего благосостояния; г) все предыдущие ответы верны. 61. Замечено, что наиболее крупные экономисты делали свои открытия, опираясь на материал той страны, в которой они жили. Это объясняется в первую очередь тем, что: а) каждый крупный ученый, как правило, патриот своей страны; б) в те времена средства сообщения между странами были недостаточно развиты; в) в данных странах было больше проблем, которые требовалось решить; г) в своей стране экономист сталкивался со всем множеством фактов реальной жизни и мог выбрать из них существенные для своего открытия. 62. Термин «Экономикс» получил всеобщее признание после того, как был употреблен в заглавии труда: а) Жана-Батиста Cэя; б) Джона Стюарта Милля; в) Альфреда Маршалла; г) Джона Мейнарда Кейнса. 63. Макроэкономика определяется как область экономической теории изучающая: а) роль государства в экономике; б) глобальные тенденции экономического развития человечества; в) процессы, происходящие в национальной экономике, взятой в целом; г) те же проблемы, что и политическая экономия в первоначальном понимании этого термина. 64. Понятие метода науки включает в себя: а) способы оптимального применения всей совокупности познавательных средств; б) структуру предмета; в) набор фактических данных; г) мировоззренческие установки ученого; 65. Что из приведенного списка нельзя отнести к институтам: а) обычай дарообмена; б) кооперативные предприятия; в) МГУ; г) министерство финансов. 66. Какое из утверждений не истинно применительно к модели: а) модель состоит из нескольких реалистичных предположений; б) модель строится на основе абстракции; в) на основе модели возможно дать представление будущего; г) модель полезна тогда, когда ее переменные поддаются прямому измерению. 67. Главной задачей экономической науки является установление законов, которые управляют распределением общественного богатства, считал: а) Карл Маркс; б) Джон Стюард Милль; в) Давид Рикардо; г) Альфред Маршалл. 68. Микроэкономика может быть определена как область экономической науки, которая изучает: а) экономическое поведение отдельных групп потребителей, фирм и собственников ресурсов; б) экономическое поведение отдельных фирм; в) отношения между отдельными представителями разных классов; г) то, как экономисту использовать микрокомпьютеры. 69. Основное значение экономической науки сегодня в том, что она: а) помогает предпринимателям вести успешный бизнес; б) дает ученым возможность реализовать свои способности; в) показывает пути наилучшей организации общественного устройства с точки зрения удовлетворения потребностей людей; г) раскрывает человеку истинные мотивы его поведения. 70. Какая из перечисленных задач является основной для экономической системы: а) определить технические условия производства; б) ликвидировать инфляцию и безработицу; в) установить справедливое общественное устройство; г) скоординировать действия отдельных экономических субъектов.
|