![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Стационарное развитие.
Первый путь типичен для подавляющего большинства патиентов, когда их размеры достигают границ рыночной ниши. Их деятельность в этом случае подчиняется уже описанной стратегии узкой специализации. Качественно фирма не меняется, но переходит в стационарное состояние. Если объем занимаемого ею сегмента рынка стагнирует, то и она прекращает свой рост. Если ниша увеличивается (растет популярность соответствующих специализированных товаров), то и патиент может немного увеличиваться в размерах. В этом своеобразном застое (впрочем, обычно в финансовом отношении вполне благополучном) сказывается встроенный недостаток патиентной стратегии: ограниченность размера ниши, т.е. рынка, на который работает специализированная компания. Приближение к этому пределу ставит фирму перед трудным выбором. Можно сохранить свою производственную программу, но тогда придется отказаться от дальнейшего роста. Можно освоить новые товары или выйти с прежними на новые (скажем, зарубежные) рынки. Однако, это связано с крупными капиталовложениями (средства для которых при малом объеме операций трудно собрать) и большим риском: за пределами своей ниши компания не имеет привычных преимуществ.
Реальный пример
«Наттерманн» не хочет быть независимым. Исследователи давно заметили, что у некоторых патиентов возможность поглощения вызывает не страх, а интерес к кооперации (в частности, международной) в рамках мощной транснациональной корпорации. В конце концов, независимость не является самоцелью для капиталистического предприятия. Многие предпочитают влиться на выгодных условиях в крупную корпорацию, а не обрекать свою фирму на застой или большой риск ради сохранения самостоятельности. Западногерманская компания «Наттерманн» – типичный патиент. Сравнительно небольшая по размерам, она является крупнейшим в Западной Европе производителем растительных лекарственных средств (фитомедицина). Долгое время фирма преуспевала, но во второй половине 80-х годов наступил кризис развития. Возникла реальная угроза, что компания не сумеет воспользоваться «зеленой волной» – возросшей тягой потребителя к натуральным продуктам. По расчетам финансировать соответствующие программы исследований могла лишь компания, имеющая оборот в 5 раз больший, чем «Наттерманн». Осознав это, ведущие менеджеры «Наттерманна» стали добиваться поглощения своей фирмы каким-либо фармацевтических гигантом. Что, кстати, оказалось нелегким делом. Сначала с проектом не хотели согласиться владельцы: они видели в предложении управляющих «предательство». Потом антитрестовские органы ФРГ фактически блокировали союз с любым из крупных национальных производителей. Более мелкие компании не смогли найти достаточную сумму, чтобы купить эту фирму. Лишь с трудом был найден иностранный партнер – французский концерн «Рон-Пуленк».
Вопросы для ситуационного анализа:
1. Какая особенность положения патиента на рынке толкала «Наттерманн» к поиску крупного партнера? 2. Чем выгоден захват «Наттерманна» для «Рон-Пуленк»?
|