Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема№2 Общество и власть. Формы организации общества и власти






К. Маркс определял общество как «продукт взаимодействия людей».

Общество создается на основе взаимных интересов, которые осу­ществляются в результате взаимного сотрудничества его индивидов.

Но не всякая совокупность людей, объединенных общими интере­сами, является обществом. Зрителей в театре объединяет общий инте­рес — но это не общество. Совокупность индивидов должна быть заин­тересована не только в чем-то, находящемся вне ее, но и должна осозна­вать, что эта цель достижима только при совместном стремлении к ней. Это означает, что у совокупности людей должна быть заинтересован­ность друг в друге, дающая возможность осуществления интересов каж­дого.

Однако не всякая совокупность взаимодействующих индивидов на базе общих интересов образует общество (коллектив рабочих после выполнения работ по строительству дома может распасться). Об­ществом можно назвать только такую совокупность людей, в которой индивиды связаны между собой интересами, имеющими постоянный и объективный характер. Такие общественные связи обеспечивают нор­мальное функционирование сообщества людей, - его воспроизводство и саморазвитие.

Для общества как объединения взаимодействующих индивидов характерен организующий фактор, который определяет границы чело­веческого поведения в интересах всего общества. Эту функцию выпол­няет само общество через соответствующие органы власти и вырабаты­ваемые им правила общеобязательного поведения.

Таким образом, в понятие общества включаются следующие основные элементы-признаки:

—совокупность индивидов, одаренных волей и сознанием;

—общий интерес, имеющий постоянный и объективный харак­тер;

—взаимодействие и сотрудничество на основе общих интересов;

—регулирование общественных интересов посредством общеобя­зательных правил поведения;

—наличие организованной силы (власти), способной обеспечить обществу внутренний порядок и внешнюю безопасность;

—способность и реальная возможность к самообновлению и совершенствованию общества.

 

Образование общества предшествует государственной организа­ции его жизни. Было время, когда общество существовало, а госу­дарства не было. Это объективно подтверждается данными антрополо­гии, археологии, историческими и социологическими исследованиями.

Что же предшествует государственно-организованному обществу? История человеческого общества начинается с образования первобыт­нообщинного строя, при котором орудия производства были несовер­шенны (палка, топор), а производительность труда, естественно, низ­кая, не всегда соответствующая даже минимальному прожиточному уровню первобытного человека. Чтобы обеспечить свое естественное существование, люди должны были объединять средства производства и свой труд. Поэтому в основе жизни общества лежала общественная соб­ственность на средства производства, а распределение продуктов труда осуществлялось на началах равенства. Все члены общества в одинако­вой мере трудились и получали одинаковую часть общественного про­дукта.

Основой организации первобытного общества была община — род, племя, их объединения. Род (родовая община) — это объединение людей, основанное на кровном родстве, а также на общности имущества и труда.

Род — это личный, а не территориальный союз. Люди в нем объ­единялись не по признаку территории, а по родственным связям, в ко­торых концентрировались их экономические, нравственные, религиоз­ные и другие интересы. Роды могли перемещаться с одной территории на другую, но их организация при этом сохранялась.

Власть носила сугубо общественный характер. Она исходила от рода, который непосредственно формировал органы самоуправления. Властные функции осуществляли все взрослые члены рода. Органами общественной власти при первобытнообщинном строе являлись родо­вые собрания; старейшины (вожди), которые избирались из наиболее авторитетных, уважаемых членов рода; военачальники, выполнявшие функции власти во время войны. (слайд №1, 2)

Роды входили в более крупные объединения. Высшей формой объединения родов являлось племя, а иногда и союз племен. Общими делами племени руководил совет, который состоял из старейшин и вое­начальников родов.

В первобытном обществе действовали определенные правила по­ведения — социальные нормы. Такими нормами были обычаи — исто­рически сложившиеся правила поведения, которые вошли в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени и стали естественной жизненной потребностью людей. Они регулировали труд, быт членов рода, семейные отношения, то есть служили регулято­ром общественных отношений. Многие их них являлись одновременно нормами первобытной морали и религии, были связаны с отправлением укоренившихся обрядов и ритуалов.

Характерные признаки первобытных обычаев проявлялись в сле­дующем:

— они исходили от рода и выражали его волю и интересы;

—они действовали в силу привычки, исполнялись добровольно, а в случае необходимости их соблюдение обеспечивалось всем родом. Спе­циальных органов, охраняющих незыблемость обычаев, не было. При надобности к нарушителям обычаев применялось убеждение (внушение), а иногда и принуждение, которое исходило от всего рода или племени;

—в то время не было никакого различия между правами и обязан­ностями членов родового общества: право воспринималось как обязан­ность, а обязанность как право.

 

Важную роль в переходе от первобытного к качественно новому способу производства сыграло общественное разделение труда, которое пришло на смену естественному разделению трудовых функции между мужчиной и женщиной. Первым крупным общественным разделением труда явилось отделение скотоводства от земледелия. Затем от земледе­лия отделилось ремесло. Позже обособилась группа' людей, зани­мающихся обменом товаров, — купцов.

Общественное разделение труда и связанное с ним совершенство­вание орудий труда дали толчок к росту производительности труда. В этих условиях человек стал производить большее количество продукта, чем необходимо для поддержания его собственной жизни. В результате этого появился избыточный продукт, что и привело в конечном счете к возникновению частной собственности.

 

Обще­ство стало дифференцироваться по имущественному признаку. Появи­лись богатые и бедные, их интересы стали противоречить друг другу. Первые стремились к упрочению своего экономического преимущества, другие — к изменению своего зависимого положения.

Следовательно, требовался уже другой властный орган, который смог бы обеспечивать преимущество интересов одних членов общества за счет других, что первобытное общество не могло обеспечить.

Общество, в силу его рас­кола на экономически неравные группы (классы) людей, объективно порождает такую организацию власти, которая должна, с одной сторо­ны, поддерживать интересы имущих, а с другой — сдерживать проти­воборство между ними и экономически зависимой частью общества. Такой организацией, выделившейся из общества, стало государство. Опираясь на многолетние исследования Льюиса Моргана, Ф. Энгельс писал, что благодаря государству экономически господствующий класс становится и политически господствующим классом.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал