Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность гос-ва






В качестве одной из философских категорий сущность - это совокуп­ность наиболее важных, устойчивых свойств, определяющих самые необ­ходимые глубинные связи и отношения предмета, явления, от которых за­висят все их остальные свойства и признаки. Таким образом, проблема сущности государства - это проблема определения самой важной, опреде­ляющей его характеристики.

(слайд № 13)

Государство — это организация политической власти, содейст­вующая преимущественному осуществлению конкретных классо­вых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других инте­ресов в пределах определенной территории.

При рассмотрении сущности государства важно учитывать два аспекта:

1) то, что любое государство есть организация политической влас­ти (формальная сторона);

2) то, чьим интересам служит данная организация (содержатель­ная сторона).

Можно выделить следующие подходы к сущности государства:

—классовый, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти экономически господствую­щего класса;

—общесоциальный, в рамках которого государство можно опре­делить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп.

Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности государства, в рамках которых соответственно религиозные, национальные, ра­совые интересы будут доминировать в политике конкретного госу­дарства.

Иначе говоря, сущность государства многоаспектна. Она не сво­дится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеназванных начал

Практически все проблемы теории государства прямо или косвенно связаны с категорией «сущность государства». Некоторые из них будут рассмотрены в настоящем вопросе, другие - в следующих темах по теории государства.

♦ В чьих интересах государство осуществляет свою управленческую деятельность?

♦ В каких пределах государство осуществляет свою управленческую деятельность?

♦ В каких направлениях государство осуществляет свою управленче­скую деятельность? (См. тему «Функции государства».)

♦ Какими методами, способами государство осуществляет свою управ­ленческую деятельность? (См.: § 4 «Политический режим» темы 5.)

♦ На каких принципах базируется управленческая деятельность госу­дарства? (См.: § 2 «Принципы организации и деятельности аппарата госу­дарства» темы 4.)

♦ Каким образом создаются высшие органы государства, каким обра­зом распределяется их компетенция? (См.: § 2 «Форма правления», темы 4.)

♦ Какова территориальная организация государственной власти? (См.: § 3 «Форма государственного устройства» темы 5.)

С точки зрения отражения в управленческой деятельности определен­ных интересов в современной теории государства и права принято разли­чать две стороны в сущности государства - с одной стороны государство есть особая орга­низация власти, которая выступает в качестве инструмента организации жизни общества, средства управления им с учетом прежде всего общест­венных интересов. С другой стороны, государство служит орудием насилия в руках меньшинства для подавления большинства населения (например, эксплуатируемых классов), является средством реализации интересов отно­сительно немногочисленных социальных групп, которым принадлежит экономическая или политическая власть. Эти две стороны сущности в раз­личных сочетаниях присутствуют во всех государствах, как существующих в настоящее время, так и когда-либо существовавших в истории человече­ства.

Еще одна самостоятельная проблема, связанная с сущностью, с соци­альным назначением государства, - определение пределов управляющего воздействия государства на общественные отношения. Абсолютно все стороны функционирования человеческого общества должны находиться под контролем государства, или же публичная власть должна ограничивать свое вмешательство в общественные отношения?

И в науке, и в практиче­ской государственной деятельности известны два крайних варианта разрешения данной проблемы.

-С одной стороны, существуют различные концеп­ции тоталитарного государства - государства, которое абсолютно все ста­рается держать под своим контролем.

-С другой сторо­ны, есть и теории, имеющие противоположную направленность, к примеру, так называемая концепция государства- «ночного сторожа». Эта осно­ванная на либерализме концепция допускала только охранительные функции государства; государство - «ночной сторож» - не вмешивается ни в экономику (здесь единственный регулятор - рынок), ни в частную жизнь граждан.

Как правило, границы деятельности государства признаются широкими или узкими в зависимости от того, чьи интересы - личные или обществен­ные - являются приоритетными. Индивидуалистическое общество, общест­во которое признает в первую очередь ценности либерализма - личную свободу каждого и частную собственность - ограничивает вмешательство государства в жизнь граждан. Общество, объявляющее главными прежде всего общие, коллективные идеи, напротив, предполагает большой простор для государственной деятельности (см.: Лазарев В. В. Теория государства и права (актуальные проблемы): Учеб. пособие. М, 1992. С. 87-88).

Для уяснения пределов деятельности государства следует рассмотреть понятие гражданского общества.

(слайд № 14) Граждан­ское общество охватывает частную, личную сферы жизни людей, саморазвивающиеся социальные связи, самоуправление, рыночные экономические отношения. Его можно определить как СИСТЕМУ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ И НЕЗАВИСИМЫХ ОТ ГОС-ВА ИНСТИТУТОВ, КОТОРЫЕ ОБЕСПЕЧИВАЮТ УСЛОВИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЧАСТНЫХ ИНТЕРЕСОВ И ПОТРЕБНОСТЕЙ ИНДИВИДА. Гражданское общество включает организацию и деятельность общественных образований, политических партий, профсоюзов, сферу экономики, науки, культуры, образования, семью, СМИ. Гос-во оказывает влияние на гражданское общество, но вместе с тем и испытывает и обратное влияние например, правотворческая деят-ть гос-ва тесно связана с деятельностью политических партий, следовательно гражданское общ-во – посредник между личностью и человеком Госу­дарство не должно быть слабым и пассивным, как и не должно быть все­властным и возвышающимся над обществом. Гос. власть д.б. устроена так, чтобы создавать благоприятные условия для существования и развития гражданского общества. Гражданское общество должно направлять и контролировать гос.власть Необходимо сильное госу­дарство, осознающее вместе с тем пределы своего вмешательства в жизнь общества и регулирующее не все общественные отношения, а лишь наи­более важные с точки зрения интересов существования и развития обще­ства. Всю остальную власть (помимо государственной) в стране осуществляет сам народ, само гражданское общество непосредственно или через какие либо негосударственные образования (местное самоуправление, общественные объединения и т.п.)

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал