![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сущность гос-ва
В качестве одной из философских категорий сущность - это совокупность наиболее важных, устойчивых свойств, определяющих самые необходимые глубинные связи и отношения предмета, явления, от которых зависят все их остальные свойства и признаки. Таким образом, проблема сущности государства - это проблема определения самой важной, определяющей его характеристики. (слайд № 13) Государство — это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории. При рассмотрении сущности государства важно учитывать два аспекта: 1) то, что любое государство есть организация политической власти (формальная сторона); 2) то, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона). Можно выделить следующие подходы к сущности государства: —классовый, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса; —общесоциальный, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности государства, в рамках которых соответственно религиозные, национальные, расовые интересы будут доминировать в политике конкретного государства. Иначе говоря, сущность государства многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеназванных начал Практически все проблемы теории государства прямо или косвенно связаны с категорией «сущность государства». Некоторые из них будут рассмотрены в настоящем вопросе, другие - в следующих темах по теории государства. ♦ В чьих интересах государство осуществляет свою управленческую деятельность? ♦ В каких пределах государство осуществляет свою управленческую деятельность? ♦ В каких направлениях государство осуществляет свою управленческую деятельность? (См. тему «Функции государства».) ♦ Какими методами, способами государство осуществляет свою управленческую деятельность? (См.: § 4 «Политический режим» темы 5.) ♦ На каких принципах базируется управленческая деятельность государства? (См.: § 2 «Принципы организации и деятельности аппарата государства» темы 4.) ♦ Каким образом создаются высшие органы государства, каким образом распределяется их компетенция? (См.: § 2 «Форма правления», темы 4.) ♦ Какова территориальная организация государственной власти? (См.: § 3 «Форма государственного устройства» темы 5.) С точки зрения отражения в управленческой деятельности определенных интересов в современной теории государства и права принято различать две стороны в сущности государства - с одной стороны государство есть особая организация власти, которая выступает в качестве инструмента организации жизни общества, средства управления им с учетом прежде всего общественных интересов. С другой стороны, государство служит орудием насилия в руках меньшинства для подавления большинства населения (например, эксплуатируемых классов), является средством реализации интересов относительно немногочисленных социальных групп, которым принадлежит экономическая или политическая власть. Эти две стороны сущности в различных сочетаниях присутствуют во всех государствах, как существующих в настоящее время, так и когда-либо существовавших в истории человечества. Еще одна самостоятельная проблема, связанная с сущностью, с социальным назначением государства, - определение пределов управляющего воздействия государства на общественные отношения. Абсолютно все стороны функционирования человеческого общества должны находиться под контролем государства, или же публичная власть должна ограничивать свое вмешательство в общественные отношения? И в науке, и в практической государственной деятельности известны два крайних варианта разрешения данной проблемы. -С одной стороны, существуют различные концепции тоталитарного государства - государства, которое абсолютно все старается держать под своим контролем. -С другой стороны, есть и теории, имеющие противоположную направленность, к примеру, так называемая концепция государства- «ночного сторожа». Эта основанная на либерализме концепция допускала только охранительные функции государства; государство - «ночной сторож» - не вмешивается ни в экономику (здесь единственный регулятор - рынок), ни в частную жизнь граждан. Как правило, границы деятельности государства признаются широкими или узкими в зависимости от того, чьи интересы - личные или общественные - являются приоритетными. Индивидуалистическое общество, общество которое признает в первую очередь ценности либерализма - личную свободу каждого и частную собственность - ограничивает вмешательство государства в жизнь граждан. Общество, объявляющее главными прежде всего общие, коллективные идеи, напротив, предполагает большой простор для государственной деятельности (см.: Лазарев В. В. Теория государства и права (актуальные проблемы): Учеб. пособие. М, 1992. С. 87-88). Для уяснения пределов деятельности государства следует рассмотреть понятие гражданского общества. (слайд № 14) Гражданское общество охватывает частную, личную сферы жизни людей, саморазвивающиеся социальные связи, самоуправление, рыночные экономические отношения. Его можно определить как СИСТЕМУ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ И НЕЗАВИСИМЫХ ОТ ГОС-ВА ИНСТИТУТОВ, КОТОРЫЕ ОБЕСПЕЧИВАЮТ УСЛОВИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЧАСТНЫХ ИНТЕРЕСОВ И ПОТРЕБНОСТЕЙ ИНДИВИДА. Гражданское общество включает организацию и деятельность общественных образований, политических партий, профсоюзов, сферу экономики, науки, культуры, образования, семью, СМИ. Гос-во оказывает влияние на гражданское общество, но вместе с тем и испытывает и обратное влияние например, правотворческая деят-ть гос-ва тесно связана с деятельностью политических партий, следовательно гражданское общ-во – посредник между личностью и человеком Государство не должно быть слабым и пассивным, как и не должно быть всевластным и возвышающимся над обществом. Гос. власть д.б. устроена так, чтобы создавать благоприятные условия для существования и развития гражданского общества. Гражданское общество должно направлять и контролировать гос.власть Необходимо сильное государство, осознающее вместе с тем пределы своего вмешательства в жизнь общества и регулирующее не все общественные отношения, а лишь наиболее важные с точки зрения интересов существования и развития общества. Всю остальную власть (помимо государственной) в стране осуществляет сам народ, само гражданское общество непосредственно или через какие либо негосударственные образования (местное самоуправление, общественные объединения и т.п.)
|