Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Часть I 3 страница
o ОТ АНАМНЕЗА К АНКЕТЕ Мир не делится на овец и козлищ, на черное и белое. Фундаментальное правило таксономии — природа редко имеет дело с дискретными категориями. Только человеческий разум изобретает категории и старается втиснуть факты в отдельные клеточки. Живой мир в целом и в каждом из своих аспектов непрерывен. Чем раньше мы узнаем это о человеческой сексуальности, тем скорее мы достигнем разумного понимания ее реальностей. Альфред Кинзи Медицинская сексология имела дело с людьми, обращавшимися в клинику со своими психосексуальными проблемами. Но насколько типичны их проблемы для остальных гомосексуалов? Чтобы ответить на этот вопрос, нужны были массовые, неклинические опросы. Такие опросы начались уже в начале XX в., но их выборки были непредставительными, а результаты казались сомнительными. Родоначальником статистических исследований сексуального поведения по праву считается американский ученый, энтомолог по специальности, Альфред Кинзи (1894—1956). Чтобы выяснить количественное соотношение гомо- и гетеросексуального поведения и соответствующих чувств, Кинзи с группой сотрудников опросил в 1940-х годах около 20 тысяч американцев по двум шестибалльным шкалам. Первая шкала фиксировала сексуальное поведение (гомо/ гетеросексуальность); на одном ее полюсе стояли исключительно гетеросексуальные индивиды, не имевшие в течение жизни ни одного гомосексуального контакта, на другом — исключительно гомосексуальные, не имевшие никакого гетеросексуального опыта, а посредине — те, кто имел, в разных пропорциях, как гетеро-, так и гомосексуальные контакты. Вторая шкала точно таким же образом измеряла эротические чувства (гомо/гетероэротизм) испытуемых. Как же выглядело сексуальное поведение американцев по данным Кинзи? 48% опрошенных мужчин имели в своем жизненном опыте хотя бы один гомосексуальный контакт, причем 37% из них испытали при этом оргазм (семяизвержение), 25% мужчин имели между 16 и 55 годами несколько гомосексуальных контактов, 18% имели по крайней мере в течение трех лет одинаковое число гомо- и гетеросексуальных контактов, 10% вели исключительно гомосексуальную жизнь не менее трех лет, а 4% — всю жизнь. Из опрошенных женщин 25% признали, что хотя бы однажды испытывали эротические чувства к другим женщинам, 19% имели до 40 лет хотя бы один гомосексуальный контакт, в том числе 13% — с оргазмом; исключительно гомосексуальную жизнь вели 1% женщин. Статистика Кинзи ошеломила Америку. Во-первых, оказалось, что гомосексуальные отношения и гомоэротические чувства распространены значительно шире, чем было принято думать. Во-вторых, сексуальное поведение людей и их эротические чувства очень часто не совпадают: человек хочет одно, а делает другое, причем его желания и поведение могут быть разными на разных стадиях его жизненного пути. В-третьих, между гомо- и гетеросексуальностью нет китайской стены, это не разные сущности, а полюсы одного и того же континуума, разных индивидов можно сравнивать по степени их гетеро / гомосексуальности, а чувства и поведение одного и того же человека сплошь и рядом противоречивы, неоднозначны. Отчеты Кинзи популяризировали гомосексуальность и способствовали ее «нормализации» в обыденном сознании: если так поступают многие, значит, это не так уж страшно! Но выборка Кинзи не была статистически случайной и репрезентативной. Среди его добровольных информаторов было непропорционально много людей с разными сексуальными проблемами, включая гомосексуалов, что могло отразиться на итоговых результатах. Некоторые его статистические приемы были несовершенны. Но главные споры шли вокруг интерпретации данных. Статистическая распространенность явления не доказывает его «правильности». В каждом обществе есть преступность, уничтожить ее невозможно. Значит ли это, что нужно отказаться от борьбы с ней, которая только и вводит преступность в определенные рамки? Хотя многие люди в определенное время года простужаются и статистика позволяет прогнозировать частоту респираторных заболеваний, последние остаются болезнями! Не так же ли обстоит дело с гомосексуальностью? В массовом сознании проблемы и цифры упрощались и искажались. Самым большим недоразумением было приписанное Кинзи заключение, будто каждый десятый американец — гомосексуал. В работах Кинзи такой цифры нет. Исключительно гомосексуальные контакты на протяжении всей их жизни в его выборке имели 4% мужчин. Знаменитая «одна десятая» — это число мужчин, имевших исключительно гомосексуальные контакты в течение трех лет, причем это 10% не от общего числа опрошенных, а только из числа имевших гомосексуальные контакты. Таковых было 48%; одна десятая составляет 4, 8%. Научная ценность отчетов Кинзи заключалась не только в их содержательных результатах, но и в том, что была доказана возможность и необходимость количественного исследования сексуального поведения и установок. С тех пор, особенно после начала эпидемии СПИДа, такие исследования проводятся в большинстве цивилизованных стран. Методологически это очень сложное дело. Оценивая любой сексологический опрос, нужно всегда помнить, кого опрашивали. Студенты будут отвечать иначе, чем неквалифицированные рабочие, горожане — иначе, чем сельские жители, молодые — иначе, чем пожилые, женщины — иначе, чем мужчины. Дело не только в степени искренности и в знании терминов, но и в разном понимании сексуальности. Мужчины, которые охотно соглашаются рассказывать о своей сексуальности, имеют больший сексуальный опыт, сильнее заинтересованы в сексуальном разнообразии и в эротике, больше других склонны искать в жизни что-то необычное, сенсационное и меньше расположены соблюдать социальные условности и правила поведения. Не менее важен характер задаваемых вопросов. Люди могут по-разному понимать значение одних и тех же слов. Под гетеросексуальной «половой жизнью» обычно понимают половой акт, введение члена во влагалище. А что такое «гомосексуальный контакт»? Анальная интромиссия? Но многие геи этого не делают. Если во время силовой возни мальчики-подростки хватали друг друга за половые органы или терлись друг о друга, так что у одного из них или у обоих происходило семяизвержение, считать ли это «гомосексуальным контактом до оргазма» или нет? Подробные вопросы смущают и кажутся непристойными, а недостаточно определенные вопросы дают столь же неясные ответы. Наконец, кто и как проводит опрос. При разговоре лицом к лицу люди откровеннее всего с женщинами среднего возраста. Но отвечать женщинам на вопросы, связанные с их сексуальной ориентацией, многие мужчины стесняются. Подростки же вообще предпочитают письменный вопросник личной беседе. Анонимные анкеты и телефонные опросы также имеют свои минусы. Люди не любят признаваться в совершении социально не одобряемых поступков, особенно если эти поступки совершены в прошлом и человек считает, что они для него не характерны. Поэтому массовые опросы, как правило, дают более низкие показатели гомосексуальности, чем индивидуализированные клинические интервью, вроде тех, что проводил Кинзи. Еще сложнее узнать об эротических чувствах и предпочтениях, которых люди сплошь и рядом не осознают или не смеют себе в них признаться. Заключать о сексуальной ориентации по поведению? Но можно ли считать гетеросексуальным человека, который просто не смеет реализовать свое гомоэротическое воображение? Или гомосексуалом — того, у кого однополые контакты были временными и в какой-то мере вынужденными? Для определения степени распространенности и социально-демографических параметров гомосексуальности надежнее всего репрезентативные национальные опросы. Американский национальный опрос (АНО), проведенный в 1992 г. под руководством известных социологов, с участием 220 профессиональных интервьюеров, охватил 3 432 научно отобранных респондентов. Исследование было задумано шире, но Конгресс запретил расходовать на него государственные деньги — ультраправые сенаторы боялись, что опрос покажет рост гомосексуальности. В конце концов деньги дали частные спонсоры, но выборку пришлось сильно уменьшить. Британский национальный опрос (БНО), проведенный в 1990—1991 гг., охватил почти 19 тысяч респондентов от 16 до 59 лет; правительство Тэтчер отказалось его финансировать, опасаясь, как и американские консерваторы, услышать о росте гомосексуализма. Французский национальный опрос (ФНО), охвативший свыше 20 тысяч респондентов, был проведен в 1991 г. по телефону (в США и в Англии интервьюеры ходили по домам лично). Несмотря на некоторые различия, эти опросы дали довольно близкие результаты. Авторы АНО рассматривают однополую сексуальность в трех аспектах: 1) Сексуальная идентичность— 2, 8% мужчин и 1, 4% женщин сказали, что в большей или меньшей степени считают себя гомо- или бисексуалами. 2) Сексуальное поведение— 4, 9% мужчин и 4, 1% женщин сказали, что имели какой-то гомосексуальный опыт после достижения 18 лет. Со времени же сексуального созревания гомосексуальный опыт имели 9, 1% мужчин и 4, 3% женщин. 3) Сексуальное желание или влечение — 7, 7% мужчин и 7, 5% женщин сказали, что испытывали подобные чувства. АНО высветил социальные параметры гомосексуальности. Среди мужчин, живущих в 12 самых больших городах США, геями или бисексуалами считают себя свыше 9%; в следующих 88 по численности населения городах эта цифра снижается до 4, 2%, в небольших городах — до 2%, а в сельских местностях— меньше 1%. Сходная тенденция, хотя не столь резко выраженная, существует и у женщин. В большом городе человеку легче найти подходящую среду и потенциальных сексуальных партнеров, проверить и осознать собственные эротические предпочтения. Причем среда, в которой человек рос и воспитывался до 14 лет, влияет на его сексуальную ориентацию сильнее, чем та, в которой он живет. Такую же дифференцирующую роль играет образование. Среди людей с университетским образованием вдвое больше мужчин и в 8 раз больше женщин считают себя гомосексуалами, чем среди тех, чье образование ограничилось средней школой. Почему? Образованные люди больше сексуально экспериментируют? Или смелее говорят о себе? Или сказывается более терпимая семейная среда их детства (высшее образование — явление классовое)? Или сама жизнь в университетском кампусе, без родительского контроля, благоприятствует сексуальному экспериментированию? Каждая из этих гипотез (и многие другие, например что геи и лесбиянки предрасположены к интеллектуальной деятельности) имеет право на существование и может быть научно проверена, доказана или опровергнута. Но самый факт социальной дифференциации сомнению не подлежит. На это указывают и европейские исследования. В британском опросе (БНО) наличие гомосексуального опыта признали 6, 1% мужчин и 3, 4% женщин, но только 1, 1% и 0, 4% сказали, что имели такие контакты в прошлом году. Исключительно гомосексуальными признали себя 1% мужчин и 0, 3% женщин. Как и в США, более образованные мужчины чаще имеют гомосексуальный опыт: 9, 5% профессионалов и менеджеров против 3, 2% квалифицированных рабочих и 4, 7% мало- и неквалифицированных рабочих. По регионам безусловно лидирует Лондон, вдвое превосходя прочие части страны. Во Франции наличие гомосексуального опыта в течение жизни признали 4, 1% мужчин и 2, 6% женщин, в последние 5 лет— 1, 4% и 0, 45%, в последние 12 месяцев— 1, 1% мужчин и 0, 3% женщин. Любопытно, что наличие у себя гомоэротического желания женщины признают чаще, чем мужчины, — 6, 6% против 4, 6%, а в поведении все наоборот. У мужчин пик гомосексуальной активности наблюдается между 20 и 24 годами, а у женщин — в 25—29 лет. Число однополых сексуальных партнеров у женщин в течение жизни и по периодам стабильно, у мужчин оно сначала резко возрастает, достигая высшей точки между 35 и 44 годами, а затем почти так же резко снижается. Данные по другим странам менее представительны, но более или менее того же порядка. В России достаточно массовых и профессионально корректных опросов такого рода среди взрослых не проводилось. При анонимном анкетном опросе 2800 16—19-летних российских девушек и юношей (в Москве, Новгороде, Борисоглебске и Ельце) весной 1995 г. на вопрос «Чувствовали ли вы сами сексуальное влечение к лицам своего пола?» положительно ответили 2, 0% юношей и 4, 8% девушек. Замечали «сексуальное внимание к себе со стороны людей своего пола» 8, 3% мальчиков и 10, 1% девочек. На вопрос «Были у вас с каким-то человеком своего пола отношения, которые вы могли бы назвать сексуальной близостью?» положительно ответили 3, 3% мальчиков и 5, 1% девочек6. Как полагает известный американский сексолог Милтон Даймонд, однополые сексуальные контакты имеют приблизительно 5—6% мужчин и 2—3% женщин7. Подавляющее большинство людей, которые чувствуют эротическое влечение к лицам собственного пола и/или имеют с ними сексуальные контакты, тем не менее не считают себя геями или лесбиянками*. Сексуальная идентичность, гомосексуальное поведение, гомоэротизм, гомосоциальность и гомофилия (вспомните Решетку Клайна) по-разному сочетаются у разных людей и в разных культурах. Жесткий эссенциализм здесь не работает. Человек сам определяет характер своей сексуальности в соответствии с нормами своей культуры, которая может выдвигать на первый план разные моменты. В XIX и начале XX в. решающее значение имели сексуальные действия, а в 1930—1940-х годах сексуальная идентичность стала определяться по эротическим предпочтениям. Отсюда — разные ответы на одни те же вопросы. К тому же сюда примешивается политика. Идеологи геевского движения держатся за пресловутые «10 процентов», чтобы подчеркнуть свою потенциальную силу и влияние. Их противники, наоборот, ссылаются на данные новейших опросов, чтобы преуменьшить значение проблемы: «Много шуму из ничего! Раз «их» не 10%, а только 5% или 2%, о чем говорить?» Это очень опасная логика. Можно не соглашаться с Достоевским, что счастье человечества не стоит слезы одного o Несовпадение, рассогласованность стабильной сексуальной ориентации, более текучих и изменчивых эротических предпочтений и сексуальной идентичности ярко продемонстрировало сравнительное исследование, респондентами которого были 1962 американских, 1833 английских и 2294 французских мужчин и женщин. Гомоэротическое влечение без гомосексуальных контактов пережили в США 8, 7% мужчин и 11, 1% женщин, в Англии— 7, 9% и 8, 6%, во Франции — 8, 5% и 11, 7%. Гомосексуальные контакты имели 6, 2% американцев, 4, 5% англичан и 10, 7% французов и, соответственно, 3, 6%, 2, 1% и 3, 3% женщин этих трех стран. Если соединить оба показателя, получится, что гомосексуальное поведение и / или влечение за последние 5 лет в этих трех странах пережили 20, 8%, 16, 3% и 18, 5% взрослых, старше 15 лет, мужчин и 17, 8%, 18, 6% и 18, 5% женщин. Эти цифры выше, чем в остальных исследованиях этого типа. Но можно ли назвать всех этих людей гомосексуалами? Ни в коем случае. Во-первых, они сами так не считают. Во-вторых, гомосексуальность обычно понимается как нечто исключительное, между тем процент людей, имевших за последнее пятилетие только гомосексуальные контакты, во всех трех странах очень невелик. (R. L. Sell, J. А. Wells, D. Wypij. The prevalence of homosexual behavior and attraction in the United States, the United Kingdom and France: Results of national population-based samples. ASB, 1995, vol. 24, № 3, pp. 248.) ребенка (хотя, если это ваш собственный ребенок, вы, возможно, посмотрите на дело иначе), но 2% населения России — это почти 3 миллиона, а 5% — почти семь с половиной миллионов человек! Это огромные цифры! А из многомерности сексуальной ориентации вытекает, что эта проблема вообще не поддается локализации и затрагивает жизненные интересы огромного множества людей, которые формально не относятся к сексуальным меньшинствам. Новые опросы не только обогатили шкалу Кинзи, но и поставили под вопрос некоторые ее теоретические предпосылки. Самая уязвимая часть теории Кинзи — представление, что разница между гомо- и гетеросексуалами — только количественная, что это просто полюсы одного континуума. Если бы эта идея была правильной, подавляющее большинство людей было бы бисексуальным, а исключительная гетеросексуальность — почти такой же редкой, как исключительная гомосексуальность. Однако большинство людей не считают себя бисексуалами и не экспериментируют в этом направлении, а люди, имеющие бисексуальный опыт, в большинстве случаев останавливаются на чем-то одном, так что с возрастом жизненные пути гетеро- и гомосексуалов не сближаются, а расходятся. Некоторые генетики утверждают даже, что среди мужчин, в отличие от женщин, бисексуальность вообще не существует. Понятие бисексуальности сексологически неопределенно8. Одни авторы, вслед за Фрейдом, считают ее универсальным явлением, коренящимся в глубине половой дифференциации, допускающей, в известных пределах, развитие организма как по мужскому, так и по женскому типу (иногда, вслед за Джоном Мани, это называют бипотенциальностью). Выбор пола предпочитаемого сексуального партнера в этом случае выглядит подвижным, текучим и в большой степени зависящим от воспитания. Однако клиника транссексуализма показывает, что смена пола имеет достаточно жесткие биологические пределы. Если же ограничить понятие бисексуальности сферой сексуально-эротических переживаний, то свойства бисексуалов очень различны. В одном случае бисексуальность — просто социальная мимикрия, когда гетеросексуальные отношения служат прикрытием гомосексуальных чувств. В другом — преходящее юношеское сексуальное экспериментирование. В третьем — групповой секс, когда тела сплетаются в любых сочетаниях, так что половые различия практически утрачивают значение. В четвертом случае налицо некая «специализация» эмоциональных привязанностей и/ или сексуальных позиций (молодой человек одинаково охотно спит и с мужчинами и с женщинами, но с женщиной он обязательно должен быть «сверху», а с мужчиной — «снизу»). Есть и такие люди, которые просто не уверены, что или кто им больше нравится. Когда вы обнимаетесь у меня на глазах, Я никак не могу решить, на чьем месте хотела бы оказаться9. Ситуативная бисексуальность чаще всего встречается в богемной среде. Вуди Аллен как-то сказал своему бисексуальному продюсеру: «Что бы ни говорили о бисексуальности, у тебя на 50 процентов больше шансов найти партнера на субботнюю ночь». Знаменитый бабник художник Ларри Райверс в молодости имел также несколько связей с мужчинами: «В двадцать семь лет гомосексуальный акт был для меня приключением, вроде того, как попробовать новую позицию с женщиной; я был настолько уверен в своей гетеросексуальности, что мог позволить себе быть гомосексуалом». Киноактер Джеймс Дин, которого один из его любовников назвал «мультисексуалом», на прямой вопрос о своей сексуальности ответил: «Конечно, я не собираюсь прожить всю жизнь с одной рукой, привязанной к спине»10. Вряд ли за этим стоит единый сексуальный сценарий и тем более — сексуальная идентичность. Что же касается людей, для которых бисексуальность — более или менее постоянный стиль жизни в течение нескольких лет, то по большинству социодемографических и психосексуальных свойств они стоят посередине между гетеро- и гомосексуалами, но тяготеют к тому или другому полюсу. Многие из них (около 30%) в дальнейшем «мигрируют» в сторону гомосексуальности, а некоторые, наоборот, становятся гетеросексуалами11. Анкетные методы также широко используются для исследования образа жизни, установок и поведения геев и лесбиянок. В 1969—1970 гг. сотрудники Института Кинзи опросили 979 гомосексуальных мужчин и женщин в большом Сан-Франциско, сравнив их с контрольной группой из 477 гетеросексуалов из того же региона12. Эту работу я буду называть «сан-францисским исследованием». В 1983—1985-х годах она была дополнена аналогичным обследованием сан-францисских бисексуалов13. Немало крупных анкетных исследований посвящено однополым парам, гомосексуальным подросткам и также ВИЧ-инфицированным. В Германии традицию, начатую Хиршфельдом, возродили в начале 1970-х годов Мартин Даннекер и Раймут Райхе, которые опросили и статистически описали сексуальное поведение, установки и стиль жизни 789 мужчин-гомосексуалов14. Двадцать лет спустя Даннекер повторил эту анкету, проследив, как изменились сексуальное поведение и ценности немецких геев под влиянием эпидемии СПИДа15. Обстоятельное анкетное исследование поведения и установок 546 молодых (средний возраст— 31, 1 года) мужчин-гомосексуалов бывшей ГДР провел в начале 1990-х годов Курт Штарке; для сравнения использовались данные массового опроса 3103 мужчин и женщин от 16 до 48 лет16. В Англии сексуальное поведение 1000 геев и бисексуалов в контексте эпидемии СПИДа на протяжении 4 лет (1987—1991) изучалось группой ученых во главе с Питером Дэвисом (проект СИГМА)17. Во Франции меньшее по масштабу исследование осуществил Микаель Поллак18. В Канаде в конце 1991 г. был проведен опрос 4803 гомо- и бисексуальных мужчин, плюс 600 мужчин в Квебеке19. Начались такие опросы и в странах бывшего советского блока, например в Чехии20. Анкетные исследования способствовали преодолению медикализации гомосексуальности и переходу от «эссенциалистского» рассмотрения отдельных индивидов к «конструктивистскому» изучению стилей жизни и гомосексуальных субкультур. Но интерпретация статистических данных всегда опирается на какую-то содержательную теорию. Прежде чем ответить на вопрос «сколько?», надо уточнить — «чего» или «кого».
o ГЕНЫ, ГОРМОНЫ И МОЗГ Точно знают, только когда мало знают; вместе со знанием растет сомнение. Иоганн Вольфганг Гете Какой ужас. Они своим глупым медицинским умом описали наше поведение. А если мы напишем о них, об их чудовищной обездоленной норме, надо закрыть глаза и заплакать, в них не вложено какого-то последнего винтика. Но мы никогда не посмеем их обидеть. Евгений Харитонов Биомедицинские исследования гомосексуальности группируются по четырем разделам фундаментальной биологии: 1) сравнительная и эволюционная биология и социобиология, 2) генетика и молекулярная биология, 3) эндокринология и нейроэндокринология, 4) нейроанатомия и нейрофизиология. Дополнительным источником данных служит клиника перемены пола и сексуальной ориентации. Сравнительная и эволюционная биология и возникшие на их основе этология и социобиология ставят два главных вопроса: 1) является ли гомосексуальное поведение чем-то исключительным, характерным только для человека, или же оно имеет какие-то аналоги в поведении животных? 2) Если такие аналоги есть, каковы функции гомосексуального поведения в продолжении рода, сохранении популяции и т. п.? Ответ на первый вопрос однозначен: аналоги гомосексуального поведения в животном мире существуют, но «одно и то же» по своим внешним признакам и элементам поведение может выполнять совершенно разные функции1. Ученые различают у животных несколько типов «гомосексуального» поведения. 1) Ситуативно-обусловленные действия. Однополые животные иногда пытаются спариваться друг с другом просто потому, что не могут распознать истинный пол потенциального сексуального объекта. Например, лягушки и жабы не могут определить пол другой особи на расстоянии, активный самец наскакивает на любую движущуюся особь своего вида. Самка отреагирует на такое поведение рецептивно, тогда как самец стряхнет с себя «насильника». Быки и жеребцы в состоянии полового возбуждения нередко наскакивают даже на неодушевленные предметы, но наскок одного самца на другого чаще всего происходит в отсутствие самки, при появлении которой его внимание сразу же переключается на нее. Устойчивой сексуальной ориентации или предпочтения здесь нет. 2) Генетически обусловленное поведение. Нарушение генетического кода у рыб и лягушек приводит к тому, что генетические самцы ведут себя, как самки, и наоборот. Особенно интересны в этом плане исследования на дрозофилах. Самцы дрозофил, как и многих других, а возможно — всех биологических видов, распознают самок по выделяемым ими пахучим веществам, феромонам. Уловив желанный запах, самец автоматически устанавливает местоположение самки, следует за ней, поет, лижет и пытается спариться. Самец, в свою очередь, выделяет другое пахучее вещество, отталкивающее от него других самцов. Пересадив дрозофилам особый ген-трансформатор, ученые вывели популяцию самцов с феминизированной системой обоняния. Не улавливая специфических «мужских» запахов, такие самцы «ухаживают» за всеми особями подряд, независимо от пола. Однако безразличие к полу потенциального партнера — не синоним гомосексуальности, тут нет особого «предпочтения». Нарушение генетического кода у животных является аналогом не столько гомо-, сколько транссексуальности, когда мужчина ведет себя по женскому типу или наоборот. Нельзя забывать и о межвидовых различиях. 3) Поведение, имеющее социально-знаковый характер. Имитирование спаривания однополыми особями, наблюдавшееся у коров, горных коз, ящериц, обезьян, дельфинов, часто выражает иерархические отношения господства / подчинения: доминантный самец или самка выполняют маскулинную, а более слабый партнер — фемининную, женскую роль. У некоторых обезьян демонстрация эрегированного члена другому самцу — знак агрессии или вызова. Если самец, которому адресован такой жест, не примет позы подчинения, он подвергнется нападению. В стаде существует жесткая иерархия, кто кому может показывать член, которая служит более надежным показателем статуса и ранга отдельных животных, чем даже последовательность приема пищи. Сходные знаки и жесты существуют у павианов, горилл и шимпанзе. В одной из экспериментальных групп вожак показывал свой член всем прочим животным, остальные самцы делали это строго по рангу, а самый последний, всеми обижаемый самец по кличке Эдгар мог себе позволить такое поведение только от отношению к людям — от сородичей за это попадало. Механизм передачи этой знаковой системы очень прост: пока детеныш мал, на его эрекции никто не обращает внимания, но как только он вступает в пору полового созревания, взрослые самцы воспринимают его эрегированный член, как жест вызова, и жестоко бьют подростка, который таким образом усваивает значение этой физиологической реакции и учится контролировать ее. «Отпугивающая» сила эрегированного члена используется и для защиты от внешних врагов. У павианов и зеленых обезьян е Африке, пока стадо отдыхает или кормится, караульные самцы сидят на видных местах, расставив ноги и демонстрируя миру свои частично эрегированные члены и как бы предупреждая чужаков не тревожить стадо. Эта информация весьма существенна для понимания филогенетических истоков широко распространенных у народов мира древних фаллических культов и обрядов, пережитки которых сохраняются и в современном языке и жестах (например, показывании кукиша, выражении «пошел ты на...» и т. п.). Но ничего специфически сексуального и тем более — гомоэротического в этом поведении нет. 4) Похожее на мастурбацию трение однополых животных друг о друга или имитация спаривания в контексте игрового, социального и эмоционального общения. Чаще всего это делают животные, которые вместе выросли. У обезьян «подставление» нередко служит своеобразным жестом примирения после ссоры. Выросшие вместе и связанные взаимной привязанностью молодые животные, как самцы, так и самки, нередко «подставляются» или наскакивают друг на друга. То же происходит в состоянии аффекта. В момент сильного волнения самец шимпанзе может прижаться к другому самцу и даже взобраться на него, но этот контакт, как правило, не сопровождается интромиссией. 5) Сексуально-эротическое поведение, когда животные явно предпочитают сексуальные игры и действия с особями своего собственного пола, даже в присутствии особей противоположного пола. Такое поведение нередко наблюдалось среди дельфинов и обезьян. В зависимости от вида и условий среды обитания, однополые сексуальные контакты практикуют либо только самки (например, у диких горных горилл), либо особи обоих полов. Исключительно «мужская гомосексуальность» приматологам неизвестна. «Гомосексуальное» поведение чаще всего наблюдается у незрелых животных. На ранних стадиях полового созревания пол партнера еще не имеет существенного значения, в своих сексуальных играх молодые животные просто отрабатывают технику спаривания, которая понадобится им в дальнейшем. «Гомосексуальные» действия чаще совершают самки в период течки и самцы, у которых удалены половые железы. Это поведение может быть связано или не связано с отношениями господства/ подчинения. Если иерархические отношения налицо, доминантное животное может занимать при спаривании верхнюю позицию, но это не обязательно. «Гомосексуальное» поведение чаще всего встречается у тех обезьян, которых с раннего детства выращивают в однополой среде, в условиях половой сегрегации. Если животные с ранним или поздним «гомосексуальным» опытом получают в дальнейшем возможность гетеросексуального выбора, они большей частью предпочитают партнеров противоположного пола. «Гомосексуальное» поведение чаще наблюдалось в неволе, чем в естественных условиях, и чаще в клетках и загородках, чем в относительно свободных условиях. Оно чаще встречается в однополых, чем в разнополых группах, и в новообразованных и социально нестабильных группах, чем в постоянных сообществах. «Гомосексуальные» контакты стимулируются наличием общего эмоционального возбуждения в группе, а также зрелищем спаривающихся сородичей. У сезонно спаривающихся животных гомосексуальное поведение наблюдается только в периоды спаривания.
|