Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сквозной пример процесса анализа на торговом предприятии
На основании имеющихся данных (табл. 1) осуществим процесс анализа на торговом предприятии. Таблица 1– Данные объема товарооборота торгового предприятия
Процесс анализа товарооборота (табл.1) следует начинать с оценки выполнения плана. При этом определяется сумма перевыполнения (не до выполнения) и процент его выполнения: ∑ П (Н)= Тф –Тn, (1) ∑ (Н)=63817- 68216=-4399 тыс.руб. где ∑ П (Н) — сумма перевыполнения (не до выполнения) плана товарооборота, руб.; Тф — фактический объем товарооборота, руб.; Тn — плановый объем товарооборота, руб. Процент выполнения плана товарооборота (Т%) рассчитывается по формуле: Т%=Тф/Тп х 100 % (2) Т %=63817/68216 х 100 %=93, 55 % Анализ равномерности выполнения плана товарооборота за отдельные периоды времени осуществляется с помощью расчета коэффициента равномерности по формуле: Р = 100 — V, (3) где Р — коэффициент равномерности выполнения плана товарооборота, %; V — коэффициент вариации выполнения плана товарооборота по отдельным периодам, %. Коэффициент вариации (V) выполнения плана товарооборота по отдельным периодам определяется по формуле: V=σ х/ х хср. х 100 % (4) где σ х — среднеквадратическое отклонение выполнения плана товарооборота по отдельным периодам, %; хср— средний процент выполнения плана товарооборота. Σ х = √ ∑ (xi – xср)2/n, (5) где x i — процент выполнения плана товарооборота за i-й период. Расчет коэффициента равномерности выполнения плана товарооборота выполним в таблице 2. Таблица 2– Расчет коэффициента равномерности по выполнению плана товарооборота торгового предприятия по месяцам 2013 года
Из данных таблицы 2 имеем: σ х = √ 268659, 86/12 =149, 6 %, тогда V = 149, 6/147, 9 х 100=101, 14 % Полученный коэффициент равномерности равен: (100, 0 – 101, 14)= 1, 14%, он свидетельствует о том, что в данном случае план товарооборота по месяцам выполнялся не равномерно. При анализе динамики товарооборота определяются: – сумма увеличения (уменьшения) объема товарооборота в отчетном году по сравнению с прошлым годом: ∑ УВ(УМ) = Т1–Т0, (6) ∑ УВ= 63817-58216, 0=+5601тыс. руб. Где ∑ УВ(УМ) — сумма увеличения (уменьшения) товарооборота, руб.; Т1 — объем товарооборота в отчетном году, руб.; Т0 — объем товарооборота в прошлом году, руб.; – темп роста (уменьшения) объема товарооборота в отчетном году по сравнению с прошлым годом: %Р(У) =Т 1/ Т0 х100 %, (7) %Р(У)= 63817/58216, 0х 100%=109, 62% где %(Р) У — темп роста (уменьшения) объема товарооборота, %; Т1 — объем товарооборота в отчетном году, руб.; Т0 — объем товарооборота в прошлом году, руб.; –темп прироста (уменьшения) объема товарооборота в отчетном году по сравнению с прошлым годом: ∆ =Т 1/ Т 0 х100–100 (8) ∆ =109, 62-100=9, 62 % где ∆ – темп прироста (уменьшения) объема товарооборота, %. При анализе объема товарооборота в динамике за ряд лет следует рассчитать цепные (в % к предыдущему году) и базисные (в % к первому году в ряду динамики) темпы роста или снижения. Имея, данные товарооборота, за предшествующие годы (табл.3), осуществим процесс анализа товарооборота в динамике. Таблица 3– Данные по товарообороту
Осуществим процесс анализа товарооборота в табличной модели 3 Таблица 4 – Анализ динамики объема товарооборота торгового предприятия
За анализируемый период (табл.4) объем товарооборота торгового предприятия увеличился на 13309 тыс. руб., или на 26, 35 %. Наблюдается четкая тенденция ежегодного увеличения объема товарооборота. Так, в отчетном году по сравнению с прошлым годом объем товарооборота увеличился на 9, 62 %. Среднегодовой темп изменения объема товарооборота рассчитывается, по средней геометрической: Рср.= n -1√ Tn / T1х 100 (9) где Рср.— среднегодовой темп изменения объема товарооборота, %; Тn — объем товарооборота отчетного года, руб.; Т1 — объем товарооборота в первом году ряда динамики, руб.; n — количество лет в ряду динамики. В анализируемом предприятии среднегодовой темп роста объема товарооборота составил (3.35 %) Рср.= s-1√ 63817/50508х 100 =3, 35% В условиях инфляции темпы изменения объема товарооборота следует рассчитывать как в фактических, так и в сопоставимых ценах. Пересчет объема товарооборота отчетного года в сопоставимые цены прошлого года производится по формуле: Т с.ц = Т/ J ц, (10) где Тс ц. — товарооборот отчетного года в сопоставимых ценах прошлого года, руб.; Т — товарооборот отчетного года в фактических ценах, руб.; J ц — индекс цен. Анализ товарооборота следует проводить не только в целом по торговому предприятию, но и в разрезе структурных подразделений (филиалов, секций), отдельных товарных групп, то есть по ассортиментной структуре. В ходе анализа структуры товарооборота определяется выполнение плана реализации по отделам, секциям, товарным группам, выявляется тенденция их оборотов, определяется удельный вес реализации в общем объеме товарооборота, рассчитывается коэффициент абсолютных структурных сдвигов в товарообороте в целом по торговому предприятию: K c.c = √ ∑ (fi1 – fi0)2 /n (11) где К с.с.– коэффициент абсолютных структурных сдвигов в товарообороте, %; fi1– удельный вес товарооборота i-й товарной группы в общем объеме товарооборота в отчетном году, %; fi0– удельный вес товарооборота i-й товарной группы в общем объеме товарооборота в прошлом году, %; n – количество товарных групп. Имея данные по удельному весу ассортиментной группы кондитерского изделия (табл.5.), проведем анализ структуры имеющейся группы товаров. Таблица 5 – Удельный вес ассортиментной группы
Результаты анализа представим в таблице 6 Таблица 6– Анализ структуры товарооборота ассортиментной группы товаров
Из таблицы 6 видно, что в отчетном году, наибольший удельный вес в товарообороте торгового предприятия занимал оборот по реализации мармелада «фруктово-ягодный» — 19, 9 %, «трехслойный» –18, 8 %, «желейный» –15 %. В отчетном году по сравнению с прошлым годом, понизился удельный вес реализации мармелада «фигурный» — на 1, 0 %. В целом, по торговому предприятию, существенных изменений в структуре товарооборота не произошло, о чем свидетельствует коэффициент абсолютных структурных сдвигов, равный 0, 6 %: K c.c. = √ ∑ (fi1 – fi0)2 /n (12) K c.c. = √ 2.42 ^ 2 / 8 =0, 6 % Итак, в результате анализа объема и ассортиментной структуры товарооборота по одной группе товара приходим к выводу, что по сравнению с прошлым годом объем товарооборота вырос на 13309 тыс. руб., или на 26, 35 %. А в структуре товарной группы доминируют виды мармелад а «фруктово-ягодный» — 19, 9 %, «трехслойный» –18, 8 %, «желейный» –15 %. Решите задачу
|