Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ситуация 2.






Снижение спроса на продукцию предприятия проявляется в форме необходимости уменьшить натуральный объем продаж, чтобы сохранить цены базисного периода. Каково предельно возможное снижение натурального объема продаж в таких условиях?

Пользуясь предыдущими условными обозначениями, введем дополнительное:

y — индекс натурального объема продаж в плановом периоде по отношению к базисному объему продаж, обеспечивающий безубыточность (в долях единицы).

В условиях ситуации II необходимо соблюдение уравнения

Вб х y = Пр x y + Пс;

y = Пс / (Вб - Пр); (3)

Вk = Вб х y = Вб x Пс / (Вб - Пр). (4)

Воспользуемся для примерных расчетов данными таблицы 1, однако в этом случае индекс можно определить только после предварительного определения критического объема продаж:

· t вариант I: Вk = 10000 х 2000 / (10000 - 7000) = 6667 тыс. руб.;

y = 6667 / 1000 = 0, 67;

· t вариант II: Вk = 10000 х 7000 / 8000 = тыс. руб.;

y = 0, 875;

· t вариант III: Вk = 10000 х 1000 / 4000 = тыс. руб.;

y = 0, 25.

Выводы из расчетов по ситуации 2:

1. В условиях сохранения цен и снижения натурального объема продаж критический объем продаж зависит от доли переменных и доли постоянных затрат в составе базисной выручки; если сравнить результаты по вариантам I и II, различающимся только этими долями, то становится очевидным: чем выше доля переменных затрат в составе выручки от продаж базисного периода, тем в большей степени можно снижать натуральный объем продаж, сохраняя безубыточность.

2. Чем выше рентабельность продаж в базисном периоде, тем меньше величина критического объема продаж.

3. В общем виде критический объем продаж в условиях снижения только натурального объема реализации зависит лишь от двух параметров базисного периода: постоянных затрат и прибыли. Формулу (4) в этом случае можно записать иначе:

Вk = Вб x Пс / (Пс + П), (5)

где П — прибыль от продаж базисного периода.

Критический объем продаж тем меньше, чем выше отношение постоянных затрат к прибыли. Это подтверждается результатом расчета по варианту III. Следовательно, если предполагается снижение спроса на продукцию предприятия, для избежания убытка от продаж целесообразно по возможности уменьшить постоянные затраты.

4. Если сравнить результаты расчетов по каждому варианту в ситуациях 1 и 2, то во всех случаях критический объем продаж при снижении их натурального объема ниже критического объема продаж при снижении цен. Это понятно, так как уменьшению натурального объема сопутствует экономия переменных затрат.

Следовательно, при ухудшении возможностей сбыта продукции целесообразно ориентироваться на сокращение натурального объема продаж, а не на снижение цен. В рамках реальных условий деятельности динамику претерпевают и цены, и натуральный объем продаж, но в тех же рамках желательно уменьшение натурального объема в большей степени, чем снижение цен.

До сих пор мы рассматривали ситуации, когда критический объем продаж означал предельно допустимое снижение выручки по сравнению с ее базисной величиной. Иными словами, предполагалось, что в базисном периоде продажи были рентабельными. Но расчет критического объема продаж необходим и в случаях, когда в базисном периоде имел место убыток от продаж.

Целью такого расчета является ответ на вопрос: какой должна быть минимальная выручка от продаж, позволяющая ликвидировать убыток. Речь идет уже не о предельно возможном уменьшении выручки, а о минимально необходимом ее увеличении путем повышения цен либо натурального объема продаж.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал