Планирование товарооборота производится на основе данных отчетности, изучения состояния торговли на торговой точке, различных материалов нормативного характера, установленных плановых показателей.
План розничного товарооборота состоит из следующих разделов:
1) реализация (продажа) товаров по общему объему и по отдельным товарным группам (структура товарооборота);
2) товарные запасы и товарооборачиваемость;
3) поступление товаров (товарное обеспечение).
Планирование розничного товарооборота начать лучше с - определение минимального объема товарооборота (критического), который обеспечит ему безубыточную работу. Все расчеты по определению этого объема сводятся к определению точки безубыточности.
Расчет минимально необходимого объема товарооборота можно выполнить, разложив товарооборот на составляющие его элементы. Розничный товарооборот представляет собой сумму розничных цен проданных или запланированных к продаже товаров. В свою очередь, розничная цена состоит из покупной для торгового предприятия цены товара и торговой надбавки. Сумма покупных цен представляет собой товарооборот торгового предприятия по покупным ценам. Торговые надбавки предназначены для покрытия издержек обращения и получения торговым предприятием прибыли.
Алгоритм планирования розничного товарооборота при помощи разных методик
Методика планирования товарооборота с учетом потребности в прибыли. Суть данной методики состоит в достижении объема товарооборота, обеспечивающего размер прибыли, необходимой для осуществления самофинансирования (то есть прироста основных фондов и собственных средств в обороте). Эта методика осуществляется в три этапа.
На первом этапе определяется величина прибыли, остающейся в распоряжении организации для:
–финансирования прироста основных фондов;
–финансирования собственных оборотных средств;
–создания финансовых резервов;
– погашения кредитов;
– уплаты налогов и других отчислений из чистой прибыли;
– поощрения и социального развития коллектива;
–других целей.
На втором этапе рассчитанная сумма прибыли сопоставляется с возможностями ее получения при планируемом объеме деятельности, для чего определяется необходимый размер валовых доходов и допустимый уровень расходов на реализацию товаров (на основе анализа за предыдущий период).
На третьем этапе рассчитываются все другие показатели хозяйственно-финансовой деятельности (объем и структура товарного обеспечения, финансовый план, потребность в кредитах, необходимая численность работников и др.).
Обоснованность плана розничного товарооборота проверяется с помощью определения критической точки продаж или порога рентабельности. Она отражает размер товарооборота, при котором полученный доход покрывает постоянные расходы, и рассчитывается по следующим формулам:
Тк = Т х Рпост: (Рпост + Рпер), (1)
где Тк - товарооборот в критической точке;
Т - расчетный плановый товарооборот;
Рпост - постоянные расходы на реализацию;
Рпер - переменные расходы на реализацию.
Методика расчета товарооборота исходя из предполагаемых ресурсов. Данная методика основана на оптимизации планового объема розничного товарооборота и определении его максимальной величины по отдельным видам ограниченных ресурсов (площадь торгового зала, товарные запасы, трудовые и финансовые ресурсы, другие факторы). Для реализации этой методики используются экономико-математические оптимизационные модели, решение которых осуществляется с использованием ЭВМ. Нормативный метод или метод технико-экономических расчетов. При планировании розничного товарооборота можно использовать нормативы товарооборота на 1 кв. м торговой площади или (при их отсутствии) показатели, достигнутые хорошо работающими торговыми объектами, имеющими сопоставимые условия деятельности. При этом следует учитывать особенности работы торговых объектов и корректировать нормативы на следующие коэффициенты
– средней стоимости покупки;
– интенсивности покупательных потоков (этот коэффициент, в свою очередь, корректируется на показатель сменности работы магазина);
– завершенности покупок.
Методика расчета товарооборота на основе платежеспособного спроса. Данная методика основана на применении двух методов. Согласно первому, коэффициент эластичности рассчитывается по формуле
Кэ = (Jt - 1): (Jп.ф. - 1), (2)
где Кэ - коэффициент эластичности;
Jt - индекс изменения товарооборота;
Jп.ф. - индекс изменения покупательных фондов.
В соответствии со вторым способом к объему товарооборота за месяц предшествующего периода прибавляют размер неудовлетворенного спроса и прирост товарооборота в связи с ростом денежных доходов населения в планируемом периоде.
Методика планирования товарооборота в зависимости от места нахождения торговой организации и зоны обслуживания, от размеров объектов, их оборота, размеров населенных пунктов, в которых они расположены. Величина зоны обслуживания находится в прямой зависимости от расстояния до конкурирующего торгового объекта и в обратной - от величины магазинов-конкурентов. Она постоянно изменяется - на нее влияют структура транспортных коммуникаций, административные и законодательные ограничения и т. д. На увеличение товарооборота влияет продажа взаимодополняемых товаров близко расположенными друг с другом магазинами. При планировании розничного товарооборота учитываются изменения в зоне обслуживания: открытие или закрытие магазинов, ввод в действие нового жилищного фонда, рост среднегодового числа посетителей. На основе этих показателей рассчитывается возможный рост или снижение товарооборота.
Методика разработки плана по общему объему. Обоснование общего объема товарооборота начинают с определения ожидаемого товарооборота за текущий год и приведения его в сопоставимый вид с товарооборотом предстоящего периода. Расчеты производятся в определении объема продажи товаров населению и субъектам хозяйствования. Основой для расчетов плана продажи товаров населению являются данные о покупательных фондах населения или его учтенных денежных доходах. В современных условиях эти показатели на планируемый период в большинстве районов и областей отсутствуют. Поэтому целесообразно при планировании товарооборота использовать прогнозы социально-экономического развития государства, разрабатываемые Министерством экономики, в которых отражены основные тенденции развития денежных доходов населения на прогнозируемый период.
Кроме того, при планировании используются материалы анализа товарооборота организации за предшествующие годы, что позволяет выявить основные тенденции и закономерности развития товарооборота на перспективу.
При обосновании плана розничного товарооборота важно обеспечить более высокие темпы роста продажи товаров населению по сравнению с темпами роста его денежных доходов, что позволит повысить процент охвата розничным товарооборотом денежных доходов населения или покупательных фондов населения.
Объем продажи товаров субъектам хозяйствования планируют:
–исходя из анализа динамики за ряд лет;
–заявок обслуживаемых юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
–удельного веса реализации товаров юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в общем объеме продаж.
Распределение общего объема товарооборота среди торговых единиц. Существует ряд методов планирования товарооборота для торговых единиц и структурных подразделений: – с учетом их удельного веса в общем товарообороте организации;
– исходя из торговой площади;
– на основе нормативов и проведения технико-экономических расчетов;
– использованием экономико-математических моделей.
Для расчета суммы товарооборота магазина учитывают:
– его тип и ассортиментный профиль;
– место расположения;
– особенности спроса обслуживаемого населения;
– анализ его деятельности за предшествующий период;
– товарооборот, приходящийся на 1 кв.м торговой площади;
– производительность труда и т. д.
Внутригодичное планирование розничного товарооборота. Задачей планирования товарооборота внутри года является обеспечение бесперебойной продажи товаров населению в соответствии с сезонными колебаниями спроса населения по периодам года (кварталам, месяцам).
Основными факторами, оказывающими влияние на объем товарооборота по периодам года, являются:
– покупательная способность населения в отдельные периоды года;
– особенности покупательского спроса населения в отдельные периоды года;
– равномерность завоза товаров по периодам года.
Наиболее важной задачей при внутригодичном планировании является определение удельного веса каждого квартала в годовом товарообороте и доли каждого месяца в квартальном обороте.
Планирование структуры розничного товарооборота. В зависимости от степени детализации структуры розничного товарооборота выделяют:
–макроструктуру, отражающую соотношение продовольственных и непродовольственных товаров;
–общую товарно-групповую структуру в соответствии с формой № 3 -торговля;
–товарную и ассортиментную структуры, которые представлены более чем 800 товарными позициями, объединенными в группы. |