Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Краткие теоретические сведения. Планирование товарооборота производится на основе данных отчетности, изучения состояния торговли на торговой точке






Планирование товарооборота производится на основе данных отчетности, изучения состояния торговли на торговой точке, различных материалов нормативного характера, установленных плановых показателей.

План розничного товарооборота состоит из следующих разделов:

1) реализация (продажа) товаров по общему объему и по отдельным товарным группам (структура товарооборота);

2) товарные запасы и товарооборачиваемость;

3) поступление товаров (товарное обеспечение).

Планирование розничного товарооборота начать лучше с - определение минимального объема товарооборота (критического), который обеспечит ему безубыточную работу. Все расчеты по определению этого объема сводятся к определению точки безубыточности.

Расчет минимально необходимого объема товарооборота можно выполнить, разложив товарооборот на составляющие его элементы. Розничный товарооборот представляет собой сумму розничных цен проданных или запланированных к продаже товаров. В свою очередь, розничная цена состоит из покупной для торгового предприятия цены товара и торговой надбавки. Сумма покупных цен представляет собой товарооборот торгового предприятия по покупным ценам. Торговые надбавки предназначены для покрытия издержек обращения и получения торговым предприятием прибыли.

Алгоритм планирования розничного товарооборота при помощи разных методик

Методика планирования товарооборота с учетом потребности в прибыли. Суть данной методики состоит в достижении объема товарооборота, обеспечивающего размер прибыли, необходимой для осуществления самофинансирования (то есть прироста основных фондов и собственных средств в обороте). Эта методика осуществляется в три этапа.

На первом этапе определяется величина прибыли, остающейся в распоряжении организации для:

–финансирования прироста основных фондов;

–финансирования собственных оборотных средств;

–создания финансовых резервов;

– погашения кредитов;

– уплаты налогов и других отчислений из чистой прибыли;

– поощрения и социального развития коллектива;

–других целей.

На втором этапе рассчитанная сумма прибыли сопоставляется с возможностями ее получения при планируемом объеме деятельности, для чего определяется необходимый размер валовых доходов и допустимый уровень расходов на реализацию товаров (на основе анализа за предыдущий период).

На третьем этапе рассчитываются все другие показатели хозяйственно-финансовой деятельности (объем и структура товарного обеспечения, финансовый план, потребность в кредитах, необходимая численность работников и др.).

Обоснованность плана розничного товарооборота проверяется с помощью определения критической точки продаж или порога рентабельности. Она отражает размер товарооборота, при котором полученный доход покрывает постоянные расходы, и рассчитывается по следующим формулам:

Тк = Т х Рпост: (Рпост + Рпер), (1)

где Тк - товарооборот в критической точке;

Т - расчетный плановый товарооборот;

Рпост - постоянные расходы на реализацию;

Рпер - переменные расходы на реализацию.

Методика расчета товарооборота исходя из предполагаемых ресурсов. Данная методика основана на оптимизации планового объема розничного товарооборота и определении его максимальной величины по отдельным видам ограниченных ресурсов (площадь торгового зала, товарные запасы, трудовые и финансовые ресурсы, другие факторы). Для реализации этой методики используются экономико-математические оптимизационные модели, решение которых осуществляется с использованием ЭВМ.
Нормативный метод или метод технико-экономических расчетов. При планировании розничного товарооборота можно использовать нормативы товарооборота на 1 кв. м торговой площади или (при их отсутствии) показатели, достигнутые хорошо работающими торговыми объектами, имеющими сопоставимые условия деятельности. При этом следует учитывать особенности работы торговых объектов и корректировать нормативы на следующие коэффициенты

– средней стоимости покупки;

– интенсивности покупательных потоков (этот коэффициент, в свою очередь, корректируется на показатель сменности работы магазина);

– завершенности покупок.

Методика расчета товарооборота на основе платежеспособного спроса. Данная методика основана на применении двух методов. Согласно первому, коэффициент эластичности рассчитывается по формуле

Кэ = (Jt - 1): (Jп.ф. - 1), (2)

где Кэ - коэффициент эластичности;

Jt - индекс изменения товарооборота;

Jп.ф. - индекс изменения покупательных фондов.

В соответствии со вторым способом к объему товарооборота за месяц предшествующего периода прибавляют размер неудовлетворенного спроса и прирост товарооборота в связи с ростом денежных доходов населения в планируемом периоде.

Методика планирования товарооборота в зависимости от места нахождения торговой организации и зоны обслуживания, от размеров объектов, их оборота, размеров населенных пунктов, в которых они расположены. Величина зоны обслуживания находится в прямой зависимости от расстояния до конкурирующего торгового объекта и в обратной - от величины магазинов-конкурентов. Она постоянно изменяется - на нее влияют структура транспортных коммуникаций, административные и законодательные ограничения и т. д. На увеличение товарооборота влияет продажа взаимодополняемых товаров близко расположенными друг с другом магазинами. При планировании розничного товарооборота учитываются изменения в зоне обслуживания: открытие или закрытие магазинов, ввод в действие нового жилищного фонда, рост среднегодового числа посетителей. На основе этих показателей рассчитывается возможный рост или снижение товарооборота.

Методика разработки плана по общему объему. Обоснование общего объема товарооборота начинают с определения ожидаемого товарооборота за текущий год и приведения его в сопоставимый вид с товарооборотом предстоящего периода. Расчеты производятся в определении объема продажи товаров населению и субъектам хозяйствования. Основой для расчетов плана продажи товаров населению являются данные о покупательных фондах населения или его учтенных денежных доходах. В современных условиях эти показатели на планируемый период в большинстве районов и областей отсутствуют. Поэтому целесообразно при планировании товарооборота использовать прогнозы социально-экономического развития государства, разрабатываемые Министерством экономики, в которых отражены основные тенденции развития денежных доходов населения на прогнозируемый период.

Кроме того, при планировании используются материалы анализа товарооборота организации за предшествующие годы, что позволяет выявить основные тенденции и закономерности развития товарооборота на перспективу.

При обосновании плана розничного товарооборота важно обеспечить более высокие темпы роста продажи товаров населению по сравнению с темпами роста его денежных доходов, что позволит повысить процент охвата розничным товарооборотом денежных доходов населения или покупательных фондов населения.

Объем продажи товаров субъектам хозяйствования планируют:

–исходя из анализа динамики за ряд лет;

–заявок обслуживаемых юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

–удельного веса реализации товаров юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в общем объеме продаж.

Распределение общего объема товарооборота среди торговых единиц. Существует ряд методов планирования товарооборота для торговых единиц и структурных подразделений:
– с учетом их удельного веса в общем товарообороте организации;

– исходя из торговой площади;

– на основе нормативов и проведения технико-экономических расчетов;

– использованием экономико-математических моделей.

Для расчета суммы товарооборота магазина учитывают:

– его тип и ассортиментный профиль;

– место расположения;

– особенности спроса обслуживаемого населения;

– анализ его деятельности за предшествующий период;

– товарооборот, приходящийся на 1 кв.м торговой площади;

– производительность труда и т. д.

Внутригодичное планирование розничного товарооборота. Задачей планирования товарооборота внутри года является обеспечение бесперебойной продажи товаров населению в соответствии с сезонными колебаниями спроса населения по периодам года (кварталам, месяцам).

Основными факторами, оказывающими влияние на объем товарооборота по периодам года, являются:

– покупательная способность населения в отдельные периоды года;

– особенности покупательского спроса населения в отдельные периоды года;

– равномерность завоза товаров по периодам года.

Наиболее важной задачей при внутригодичном планировании является определение удельного веса каждого квартала в годовом товарообороте и доли каждого месяца в квартальном обороте.

Планирование структуры розничного товарооборота. В зависимости от степени детализации структуры розничного товарооборота выделяют:

–макроструктуру, отражающую соотношение продовольственных и непродовольственных товаров;

–общую товарно-групповую структуру в соответствии с формой № 3 -торговля;

–товарную и ассортиментную структуры, которые представлены более чем 800 товарными позициями, объединенными в группы.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал