Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ситуация 5.
Предприятию известно, в какой степени предполагается снижение натурального объема продаж в плановом периоде по сравнению с базисным. В таблице 3 приведены базисные данные предприятия, необходимые для расчетов. Таблица 3– Базисные данные для расчета индекса цен (тыс.руб)– ситуация 5(1)
В плановом периоде натуральный объем продаж, по оценкам специалистов, снизится на 10%, т. е. y = 0, 9 для всех трех вариантов. Определяем степень изменения цен, при которой объем продаж будет равен критическому объему: · вариант 1: x = (8000 x 0, 9 +1000) / (10000 x 0, 9) = 0, 91; · вариант 2: x = (6000 x 0, 9 + 3000) / (10000 x 0, 9) = 0, 93; · вариант 3: x = (4000 x 0, 9 +5000) / (10000 x 0, 9) = 0, 96. Смысл полученных индексов цен состоит в том, что при сокращении натурального объема продаж на 10% цены могут снизиться не более чем соответственно на 9, 7 и 4%. При более значительном снижении цен продажи станут убыточными. Однако базисные данные во всех трех вариантах достаточно благоприятны, так как позволяют обеспечить объем продаж на уровне критического при одновременном снижении и цен, и натурального объема продаж. Совершенно реальны случаи, когда безубыточность продаж при снижении обоих индексов невозможна. Если y < 1 (как в нашем примере), то необходим x > 1, т. е. > 1 (Пр × у + Пс) > (Вб × у); Пс/(Вб – Пр) > у В нашем примере во всех трех вариантах имеет место противоположный знак неравенства, что легко проверить простыми расчетами. Если предположить, что y = 0, 8, т. е. натуральный объем продаж снижается на 20% вместо 10%, то в варианте III обеспечение объема продаж на уровне критического будет возможно только при повышении цен, так как В вариантах I и II одновременное снижение цен и натурального объема продаж возможно и при y = 0, 8. Проверим все изложенное прямым счетом на примере данных варианта III из таблицы 3. Критический объем продаж при условиях, что y = 0, 9, x = 0, 96 (по расчету): 10 000 x 0, 9 x 0, 96 = 4000 x 0, 9 + 5000. Отметим, что x в варианте III округлен до второго знака после запятой. Более точное его значение — 0, 9555. Тогда 10 000 x 0, 9 x 0, 955 = 4000 x 0, 9 + 5000; результат в обеих частях расчета дает 8600 тыс. руб. Приведем теперь другой пример, когда базисные данные отвечают условию неравенства (9). Значение y сохраним прежним — 0, 9. Таблица 4– Базисные данные для расчета индекса цен (тыс.руб)– ситуация 5(2)
По сравнению с данными таблицы 3 в последнем примере уменьшились переменные затраты и прибыль от продаж. Это обусловило соблюдение во всех трех вариантах неравенства (9). Например, в варианте I: 7500 / 8000 > 0, 938; 0, 938 > 0, 9. Для этого варианта x = (2000 x 0, 9 + 7500) / (10000 x 0, 9) = 1, 033 (применена формула (7)). Аналогичны результаты по остальным двум вариантам. Выводы из расчетов по ситуации V: 1. Индекс цен, обеспечивающий выручку от продаж не ниже критического объема, находится в функциональной зависимости от планируемого индекса натурального объема продаж. 2. Чем меньше доля переменных затрат и прибыли от продаж в составе выручки базисного периода, тем больше вероятность того, что снижение натурального объема продаж вызовет необходимость повышения цен для обеспечения безубыточности продаж. В условиях снижения спроса на продукцию предприятия повышение цен может оказаться нереальным, и предприятие получит убыток от продаж. Выходом из такого положения может быть снижение постоянных затрат.
|