Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ситуация 5.






Предприятию известно, в какой степени предполагается снижение натурального объема продаж в плановом периоде по сравнению с базисным. В таблице 3 приведены базисные данные предприятия, необходимые для расчетов.

Таблица 3– Базисные данные для расчета индекса цен (тыс.руб)– ситуация 5(1)

Показатели Варианты
     
Выручка от продаж 10 000 10 000 10 000
Переменные затраты 8 000   4 000
Постоянные затраты 1 000 3 000 5 000

 

В плановом периоде натуральный объем продаж, по оценкам специалистов, снизится на 10%, т. е. y = 0, 9 для всех трех вариантов.

Определяем степень изменения цен, при которой объем продаж будет равен критическому объему:

· вариант 1: x = (8000 x 0, 9 +1000) / (10000 x 0, 9) = 0, 91;

· вариант 2: x = (6000 x 0, 9 + 3000) / (10000 x 0, 9) = 0, 93;

· вариант 3: x = (4000 x 0, 9 +5000) / (10000 x 0, 9) = 0, 96.

Смысл полученных индексов цен состоит в том, что при сокращении натурального объема продаж на 10% цены могут снизиться не более чем соответственно на 9, 7 и 4%. При более значительном снижении цен продажи станут убыточными. Однако базисные данные во всех трех вариантах достаточно благоприятны, так как позволяют обеспечить объем продаж на уровне критического при одновременном снижении и цен, и натурального объема продаж.

Совершенно реальны случаи, когда безубыточность продаж при снижении обоих индексов невозможна. Если y < 1 (как в нашем примере), то необходим
x > 1. Исходя из формулы (7), определяем, при каких условиях складывается такое положение:

x > 1, т. е. > 1

(Пр × у + Пс) > (Вб × у); Пс/(Вб – Пр) > у

В нашем примере во всех трех вариантах имеет место противоположный знак неравенства, что легко проверить простыми расчетами. Если предположить, что y = 0, 8, т. е. натуральный объем продаж снижается на 20% вместо 10%, то в варианте III обеспечение объема продаж на уровне критического будет возможно только при повышении цен, так как

В вариантах I и II одновременное снижение цен и натурального объема продаж возможно и при y = 0, 8.

Проверим все изложенное прямым счетом на примере данных варианта III из таблицы 3.

Критический объем продаж при условиях, что y = 0, 9, x = 0, 96 (по расчету):

10 000 x 0, 9 x 0, 96 = 4000 x 0, 9 + 5000.

Отметим, что x в варианте III округлен до второго знака после запятой. Более точное его значение — 0, 9555.

Тогда 10 000 x 0, 9 x 0, 955 = 4000 x 0, 9 + 5000; результат в обеих частях расчета дает 8600 тыс. руб.

Приведем теперь другой пример, когда базисные данные отвечают условию неравенства (9). Значение y сохраним прежним — 0, 9.

Таблица 4– Базисные данные для расчета индекса цен (тыс.руб)– ситуация 5(2)

Показатели Варианты
     
Выручка от продаж 10 000 10 000 10 000
Переменные затраты 2 000   4 000
Постоянные затраты      

По сравнению с данными таблицы 3 в последнем примере уменьшились переменные затраты и прибыль от продаж. Это обусловило соблюдение во всех трех вариантах неравенства (9). Например, в варианте I:

7500 / 8000 > 0, 938; 0, 938 > 0, 9.

Для этого варианта x = (2000 x 0, 9 + 7500) / (10000 x 0, 9) = 1, 033 (применена формула (7)).

Аналогичны результаты по остальным двум вариантам.

Выводы из расчетов по ситуации V:

1. Индекс цен, обеспечивающий выручку от продаж не ниже критического объема, находится в функциональной зависимости от планируемого индекса натурального объема продаж.

2. Чем меньше доля переменных затрат и прибыли от продаж в составе выручки базисного периода, тем больше вероятность того, что снижение натурального объема продаж вызовет необходимость повышения цен для обеспечения безубыточности продаж. В условиях снижения спроса на продукцию предприятия повышение цен может оказаться нереальным, и предприятие получит убыток от продаж. Выходом из такого положения может быть снижение постоянных затрат.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал