Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Немецкая романтич историография древней истории и средневековья
На руб 18-19 вв. в нем историч науке всё шире распространяется романтизм, формир-е которого связано с деятельностью йенского кружка(входили известн нем писатели). Ранний нем романтизм был литературно-эстетич течением и отражал разочарование нем интеллигенции в итогах показавшей свою буржуазную сущность Франц револ. + Нем романтич. историография зарождается в обстановке глубочайшей подавленности общ -а, вызванного воен. поражениями со стороны армии Наполеона, кот. воспринимались как национ позор. Стремясь уйти от него, историки погружаются в изучение «славного прошлого» Германии, т.е. в средневековье, когда германская нация играла якобы ведущую роль в Европе. История по мысли нем интеллигенции должна была вернуть немцам чувство уважения, поднять дух народа. Резко возрос интерес к отеч. истории, для изучения кот. необходимо было издание источников. Инициатор – гос деятель Пруссии К. Штейн, создано Общество по изучению источников древней германской истории со своим журналом «Архив общества». Издание источников предполагалось осущ-ь в теч 10 лет, но серия «Историч памятники Германии» выходят и сегодня. Критич издание источников видными историками Германии дало толчок к изучению нем истории. Интерес к истории ещё более усилился. Начиная с 1820 г. на всей тер-ии Германии начинают возникать различные любительские или полупрофессиональные общ-а по изучению отечествен. истории. В 1846 г. была предпринята попытка объединения этих общ-в в общегерманский союз, но из-за разногласий м/у либеральн. и консерват. историками по поводу принципов организации этот план не был реализован. При наличии общих основных принципов немецкий романтизм в политическом отношении разделялся на два основных направления: 1) северогерманский протестантский романтизм возлагал свои надежды на Пруссию и Гогенцоллеров; 2) южногерманский католический романтизм обратился к монархии Габсбургов. Романтич историография в Германии разработала некоторые научно плодотворн. методологич. принципы изучения прошлого. Именно нем романтики внесли заметный позитивн. вклад в формир-ие принципа историзма. Рассматривали каждый этап в истории как определен. необходим. звено в цепи общего разв-я, являющегося плавным органическим процессом, который нельзя нарушать даже реформами, не говоря уже о революциях.Достижение романтизма - осознание национальн. целостности и народности культуры, что было особенно трудно именно в Германии с её раздробленностью, разобщением очагов к-ры и прямым противостоянием католическ. и протестантск. кругов. Историческая школа права. Ф. К. Савиньи (1779-1861)в резкой форме отверг идею о праве как продукте разума, объявив его одной из прирожденных сторон национальной сущности любого народа, подобно языку, обычаям и традициям. Право невозможно сконструировать или заимствовать у соседних государств. Оно является органическим проявлением народного духа. Каждое столетие не приносит чего-то произвольного и нового, а является продолжением старого и творит в неразрывной связи со своим прошлым. История – это не просто собрание примеров, но единствен путь к подлинному познанию нашего современ состояния. «История римского права в средние века», в кот доказывает, что с исчезновением Римской империи римское право всё же продолжало существовать, подвергаясь, в соответствии с «духом народа» и потребностями эпохи, медленным изменениям. К. Ф. Эйхгорн (1781-1854) стоял на либерально-патриотических позициях. В н. 1830-х годов взгляды эволюционировали в сторону консерватизма. Его гл работой была «История немецкого государства и права» (1808-1818), которая сделалась на долгое время основополагающим трудом в области германского права. Впервые проследил историю германск права и гос учреждений с древнейших времен до 1815 г., разбивая его историю на четыре периода, начиная с 114 г. до н.э. Община-марка выдвигается на первое место, как главный институт древнейшего строя германских племен. По вопросу возникновения средневековых городов проводит мысль, что они имеют германское начало.Так обр, главная идея книги - опровержение взгляда просветителей на немецкое право как на собрание анахронизмов и доказательстве того, что оно является продуктом закономерного органического развития немецкого народного духа. Либерально-романтическая историография Германии Г. Луден (1780-1847), первые историческ. работы - биографии нем гуманиста X. Томазия и голландского юриста и социолога Г. Гроция. Выбор этих героев был далеко не случаен; Луден хотел познакомить читателей с теми мыслителями, которые, развивая учение о естественном праве, давали идейное оружие в борьбе против феодализма. Создает в 3х т. «Всеобщую историю народов и государств», затем 12-томная «История немецкого народа».3-томная «История германцев». Исторические взгляды Лудена исходили из признания прогресса и закономерности историч. разв-я, лежащих в основе нравствен. совершенствования человека.Полагал, что каждый народ обладает естествен. прирожденной жизненной силой, кот. и определяет своеобразие его историч. пути. Считал, что объективность историка заключается не в дословном воспроизведении источников. Требовал выяснения мотивов, которыми руководствовались составители древних хроник, и не простого описания отдельных событий, а исследования тех отношений и тех причин, кот. привели к изучаемому явлению. Но сам он искал причины значительных исторических событий, прежде всего, в политических, религиозных и нравственных факторах, почти не упоминая о материальном производстве в общ-е и его социал. противоречиях. Признанный идейный вождь раннего немецкого либерализма Карл фон Роттек (1775—1840) в духе идеологии Просвещения подчеркивал, что история «более чем какая-либо иная наука, является воспитателем идей свободы, естественным образом связанной с любовью к отечеству».Рассматривал историю как постоянный процесс продвижения к справедливому правовому обществу. Конституционная форма правления - подлинно рациональн. система общественного устройства. Гос-о должно основываться на общественном договоре м/у народом(как источником суверенитета) и правителями, кот. являются народными представителями. Выступал против революционной борьбы и как истинный либерал настаивал на применении законных средств для установления «разумной системы» в гос-е. Провозгласив известный лозунг «Лучше свобода без единства, чем единство без свободы», указывал, что национальное объединение Германии под руководством австрийской или прусской короны не будет действительно прогрессивным событием. Не случайно его «Всемирная история для всех сословий» была запрещена в Пруссии как произведение, написанное в духе, враждебном к существующим порядкам. Был запрещён и его журнал «Полит анналы». Либерально-просветительская гейдельбергская школа историков. До середины XIX в. ведущую роль в немецкой либеральной историографии играла так называемая Гейдельбергская школа историков, названная так по универу, в кот. протекала педагог. и научная деятельность Ф. К. Шлоссера (1776-1861), основателя школы. Фундаментальн. труды: «История XVIII века» и «Всемирная история». Составлены эти сочинения из разных частей, написанных в разное время и с разными целями.Но эти недостатки покрываются стремлением к объективности и искренностью Шлоссера, его тонким пониманием человеческой психологии и умением глубоко проникать в содержание исследуемого им времени. При этом он никогда не терял из виду своей цели, задачи истории: дать ответ на волнующие вопросы современной жизни. Осуждал революц насилие с позиций морализма, но оправдывал его как необход и полезное для прогрессивн раз-я Франции. Однако его приверженность либеральн идеям не мешала ему быть беспристрастным в оценке людей и событий. Так, Шлоссер высоко оценил историч роль некоторых монархов, например А. Македонского, Фридриха II. «История XVIII века» представляет собой анализ предреволюционного состояния европейских государств, кот коснулось разложение политических режимов, и в особенности нравов правящей верхушки. Из этого состояния было только 2 выхода: 1)окончательная гибель, подобно гибели Римской империи, 2) или революция. Много внимания уделял эпохе «просвещ абсолютизма» Фридриха 2, как идеал разумного монарха. Ведь полит идеалы сформировались под влиянием умер крыла просвещения(Канта). Сочувствуя народу, всё же считал его невежественной массой. Именно невежество и породило все крайности Франц рев-ии, причину кот видит в отсутствии во Фр просвещ монарха. Во «Всемирной истории» сохранил концепцию Гердера, которая заключалась в универсально-гуманистическом понимании истории, т.е. единой истории всех народов, в противовес узкому шовинизму и европоцентризму. Практической борьбе народных масс противопоставлял «нравствен самоусовершенствование» путем распростр-я просвещения. Сочинения Шлоссера написаны без критич разбора, перегружены второстепен историч материалом, стиль был труден для восприятия Другим выдающимся представителем Гейдельбергской школы, хотя и более узким по диапазону своего творчества, является В. Циммерман (1807—1878), написал много историч драм, стихотворений и научных работ, но основные работы 1)«История Великой крестьянской войны» в 3х томах и 2)«Германская революция».1) дал основанную на впервые им использованных архивных материалах Штутгартского архива, подробную и яркую картину крестьянского восстания 1524-1625 гг., кот. он называет подлинной революцией. Однако задачи этой революции он трактует слишком узко и упрощенно: «Если бы Германская революция 1525 г., - пишет он, - была доведена до конца, она создала бы политическое и религиозное единство Германии». Во всяком случае является первым историком, отметившим принципиальное сходство между германской революцией 1525 г., английской XVII века и французской XVIII века. Но для него осталось неясным то, что впоследствии подчеркнул Энгельс, именно, что все три революции были революциями буржуазными, расчищавшими путь для окончательной победы капитализма. Историческая концепция Л.Ранке. В п. п. XIXв. в академической историографии возникла школа кр консервативн историка Леопольда Ранке (1795-1886). Набожная лютеранская семейная атмосфера и изучение богословия наложили отпечаток на взгляды Ранке. Первая книга «История романских и германских народов с 1494 до 1535 года». С 1834 г. Ранке ввёл в университете новую форму занятий со студентами - семинары, на которых критически изучались источники. Теоретические взгляды Ранке сформировались под влиянием философии идеализма и протестантизма.Важное место в ходе истории занимает идея политическая, воплощенная в государстве. Каждое государство стремится быть могучим, сильным. Сама природа гос-в толкает их к борьбе за господство, к захватническим войнам. «Это вечный закон их существования». Такие войны имеют положительное значение, так как они содействуют гармоническому развитию наций. Историческая концепция Ранке характеризуется принципом европоцентризма. Весь ход истории определяют «ведущие народы; с VI в. это романо-германские народы и государства Западной Европы, которые создали самую высокую культуру, благодаря чему Европа стала центром всемирной истории. Историческую роль славян Ранке сводит к защите от восточных кочевников западноевропейской цивилизации. Сами славяне в культурной и политической организации полностью зависят от Запада. Еще одной характерной чертой всех произведений Ранке является то, что их можно назвать историей великих людей (королей, пап, полководцев, министров, политиков), которым Ранке с большим мастерством даёт блестящие портретные характеристики.Важным вкладом Ранке в развитие исторической науки является то, что он стал первым систематически применять к источникам средневековой и новой истории метод историч критики источника, ранее выдвинутый специалистом по Древнему Риму Б. Нибуром. Этот метод сводился к сопоставлению параллельных источников и перекрёстному анализу показаний очевидцев с целью их взаимной проверки, к тщательному анализу содержания каждого отдельного источника для установления его достоверности. Техника исторического исследования, приемы исторической критики в период романтической историографии также были подняты на неизмеримо большую высоту по сравнению с предшествовавшим этапом развития нашей науки. Однако романтизм внёс в историографию и отрицательные черты: 1) насквозь идеалистическая методологическая основа. Вся история народа в целом изучались только с точки зрения реализации определенной идеи или уклонения от неё. Идеи правят миром, определяют судьбы народов и государств, вызывают, борьбу партий, классов, целых наций между собою; 2) преувеличение национальных особенностей, национальной «самобытности» в историческом развитии того или иного народа.
|