Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Итальянская средневековая историография






Италия раннего средневековья отличалась в экономическом культурном отношениях рядом особенностей, которые наложи отпечаток на ее историографию.

В Италии никогда не замирал пульс городской жизни. По окончании варварских вторжений многие города превратились в оживленные центры торговли и ремесла. Поэтому здесь ранее, началась борьба городов против духовных и светских сеньоров, которая привела к возникновению независимых городских коммун.

В связи с этим находится и сравнительно высокий уровень, которого рано достигла в Италии светская городская культура. Итальянское духовенство не владело монополией на образование, и монастыри не являлись единственными центрами литератур­ной деятельности, существовали частные светские школы, в которых учителя-миряне за плату обучали молодежь грамма­тике, истории, праву и «искусству письма». Этим и объясняется наличие среди авторов итальянских хроник значительного числа мирян-нотариев, судей, учителей, чего не было больше нигде в Европе по крайней мере до середины XIV в.

Развитие историографии в Италии XI—XIII вв. определялось региональными особенностями южных, центральных и северных областей страны. В Южной Италии было сильно влияние визан­тийской и арабской культуры; Для Северной Италии наиболее характерной особенностью являлся ранний экономиче­ский и политический подъем городов, их ожесточенная борьба с германскими королями за свою свободу, а затем внутренняя борьба партий гвельфов и гибеллинов. Средняя Италия, определяющее значение имел Рим, резиденция пап, рели­гиозный центр для католических стран и центр политических интриг во всем тогдашнем мире. Римские хроники принадлежат к числу самых скудных по содержанию и грубых по форме произведений этого рода. «Папская книга» —сборник биографий пап, написанных разными ав­торами начиная с VIII—XI по XII в., для более ранних перио­дов представляет перечень имен и большей частью апо­крифических сведений, Единственный культурный центр Папской области — Монтекассинский монастырь — до середины XI в. не имел даже своей библиотеки.

Лев Марсиканский является автором «Хроники Монтекассинского монастыря», едва ли не единственного произ­ведения конца XI—начала XII в., заслуживающего как истори­ческий источник высокой оценки. Лев значительно расширил поставленную перед ним задачу. Изучая дарственные грамоты и привилегии, в разное

время полученные монастырем от пап, императоров, князей т. д., он втянулся в чисто историческую работу по выяснению: различных обстоятельств, которыми были вызваны те или иные дарения, для чего им были использованы многие не дошедши до нас материалы. При этом он проявил редкую по тем времена добросовестность. По-видимому, даже многочисленные рассказ о «чудесах» он не выдумывал, а списывал из своих источников, его преемнике Петре Диаконе, который довел изложение до 1138 г., заполнив последние две книг_ «Хроники» фальсифицированными документами и многими со­мнительными или просто вымышленными данными. – защита интересов папства. Исключением является Готфрид Витербский, его большие его исторические труды «Пантеон» и «Зерцало царей», написаны прозой пополам со стихами. разныг издания своих трудов то императору, то папе, то обоим вмест (например, «Пантеон» в последней редакции 1187—1190 гг.).

Автор не раз указывает, что он предназначает свои исторические произведения не столько для взрослых, сколько для юношества. 4

Что касается фактического материала, то большую часть его Готфрид Витербский просто списал у Оттона Фрейзингенского, причем, называя множество мнимых источников, он именно этот, настоящий источник тщательно скрывает. Произведения Готфрида Витербского, получившие к XIII в. широчайшее распространение, являются ярким свидетельством низкого уровня среднеитальянской исторической литературы.92

Несравненно более благоприятное впечатление оставляет про­дукция историков Южной Италии. Здесь в первую очередь дол­жен быть назван Амат, ранее монах Монтекассинского монастыря, его «История норманов» основана главным образом на устной традиции, а для 60—80-х годов XI в. — и на собствен­ных наблюдениях. Изложение начинается справкой о происхождении норманов, которых Амат выводит из «острова Нора»; 93 далее идет рассказ о морских экспедициях норманов вокруг всей Европы, особенно подробный с момента их высадки в Южной Италии, доведенный до смерти князя Капуи Ричарда (1078).

Самым замечательным произведением южноитальянской историографии в XII в. является «Книга о Сицилийском королевстве Гуго Фальканда, Главный интерес его произведения составляет конституция Сицилийского королевства, муниципальный строя - имел доступ к архивам.

Что касается Северной Италии, то именно здесь зародился, как уже отмечалось выше, новый вид исторических произведений городские хроники и анналы, авторы городских хроник, отразили в них не только бурную эпоху ста­новления городских республик и их кровопролитные войны с им­ператорами, феодалами и городами-конкурентами, но и внутрен­нюю классовую и партийную борьбу. Наряду с крупными комму­нами — Миланом, Генуей, Пизой, Венецией, Флоренцией, даже самые мелкие города — Лоди, Пьяченца, Брешия и др., выдви­гают своих местных историков. Анналы и хроники, отражающие новые тенденции развития, появляются в Милане уже в XI в., во Флоренции — с 1110 г., в Пьяченце — с ИЗО г., в Пизе — с 1136 г., в Генуе — с 1152 г. и т. д.

Автор первой миланской хроники диакон Арнульф начинает свое изложение с образа политического правления в Италии X в., главным же содержанием его труда является исто­рия борьбы между высшей знатью и мелкими город­скими феодалами-вальвассорами. «Миланскую историю» Ландульфа, о периоде 1045—1085 гг. Ландульф пишет как очевидец и участниксобытий. С конца XI в. возникают анналы Венеции, Генуи, Пизы, ко­торые легли в основу позднейших городских хроник. Наиболее' замечательна серия анналов, которые по поручению правительства Генуи велись в этом городе непрерывно в течение XII и! XIII вв. Инициатором серии был видный представитель правя­щих кругов Генуи и военный деятель Каффаро. Серию генуэзских анналов закончил в конце XIII в. Джакомо Дориа, который превзошел всех своих предшествен­ников, включая и Каффаро, ясностью мысли, хорошим стилем, интересными данными о политическом устройстве республики, об организации ее войска, флота и финансов. Отмеченные особенности историографии в трех районах Ита­лии получили дальнейшее развитие в XIII столетии.

талантливых историков, но они не стали завоеванием целой школы или направления, не были закреплены в каком-либо тео­ретическом произведении. Поэтому они и не могли стать исход­ным моментом дальнейшего подъема средневековой историогра­фии, ни нарушить ее характерных, типичных особенностей.

 

32.Итальянская историография 16 – 18 вв.

Последние десятилетия XV в. были свидетелям

все возрастающих осложнений во внутренней жизни и международном положении Италии. Насильственное подчинение небольших городов-государств крупными и соперничество между последними за преобладание вызывали бесконечные заговоры, восстания, перероты и войны, которые велись силами наемников (кондотьеро» и поглощали огромные средства. Неустойчивость политическ обстановки внутри страны, отсутствие защиты экономических и тересов ее купцов и банкиров во вне снижало деловую активное итальянских предпринимателей, предпочитавших вкладывать в более значительную часть денежных капиталов в земельные имущества. Но особенно катастрофические последствия имело для Италии вмешательство в ее внутренние раздоры сильнейших централизованных государств — Франции и Испании. Политический гнет Испанской монархии, овладевшей в конце концов государствами Северной и Южной Италии. Предвестниками, а в какой то мере и предпосылками упадка". Италии было полное моральное разложение правящих верхов, особенно церковной иерархии во главе с папой. Неудивительно, что лучшие представители гуманистической интеллигенция,, чутко реагируя на первые признаки ухудшения, проникаютс мрачными настроениями. В философских и исторических сочинениях конца XV—начала XVI в. все чаще звучат пессимистические нотки в оценке человеческой природы и творимой человеком истории. Яркие представители Макиавелли и Гвиччардини.

Николо Макиавелли, его три произведения: «Государь» (написан в 1513 г.), «Рассуждения по поводу первой декады Т. Ливия» (написано между 1513 и 1519 гг.), «Флорентийская история» (написана между 1520 и 1525 гг.). В первом обобщены наблюдения Макиавелли над современной ему политической действительностью Италии, последние два являются чисто историческими по характеру. В них он обнаружил замечательное умение связывать опыт прошлого с современностью и делать на этой основе выводы, которые формулированы как исторические закономерности, позволяющие, согласно убеждению автора, понять настоящее и предвидеть будущее.

Организация республик и их сохранение, управление королевствами, военное искусство, суд и т. п. требуют использования исторического опыта: слабость многих итальянских государств проистекает от незнания истории. Макиавелли наглядно показывает огромную роль истории в воспитании будущих государственных деятелей и молодого поколения в целом.

Этот взгляд основан на убеждении Макиавелли в неизменности человеческой природы. Действия людей во все времена определяются двумя аффектами: желанием и страхом. В своих желаниях человек ненасытен; достигнув чего-либо, он стремится к еще большему.По этой причине, а также из страха потерять уже приобретенное, возникает вражда между людьми и войны между государствами. Человек постоянно находится в борьбе: если не по необходимости, то из честолюбия. Таким его создала природа. Человек является силой природы — живущей энергией.

В каждом государстве существует противоположность интересов народа и аристократии Борьба между НИМИ — закон истории, имеющий положительное значение.

И в других произведениях Макиавелли подчеркивает, что главным, если не единственным, критерием оценок в политике является успех. Высший же закон, которому подчинена жизнь всех государств это неизбежная смена подъемов и падений. История движется по замкнутому кругу; ситуации, которые уже имели место в прошлом, повторяются: идея циклизма.

Такова историческая концепция, которую Макиавелли проводит, обогащая ее новыми соображениями, в своей последней крупной работе — «Флорентийские истории» в восьми книгах, VII).

Значение Макиавелли как историка вовсе не в том, чтоон пустил

в оборот новые материалы или что он дал фактически безупречное изложение событий. Он не подвергает критике свои источники, не сопоставляет их данные. Факты сами по себе не имели значения: они приобретали для него ценность лишь в той мере, в какой из них можно было

сделать выводы. Место, занимаемое Макиавелли в историографии, определяется не фактическим содержанием его работ, а оценками отдельных явлений и общей исторической концепцией, восприятием прошлого и приемами, при помощи которых прошлое ставится на службу интересам настоящего.

Таким образом, причины социальной борьбы и ее последствия интересуют историка в первую очередь. история выступает у него как естественнаяисториялюдей.

Первым критиком Макиавелли был его младший современник Франческо Как и почти все гуманист" Гвиччардини сочиняет длинные речи военных и политических руководителей. У Макиавелли тоже немало таких речей, но он содержат его, так сказать, «философию истории» и не навязывают читателю его понимания и оценки каждого отдельного события, вызвавшего ту или иную речь. Гвиччардини же пользуете этим литературным приемом для того, чтобы таким образом придать больше убедительности своему собственному объяснению причин, следствий и смысла определенного исторического явления, он ненавидел папство и презирал церковную иерархию, Как историк он действительно проявляет боль шую независимость суждений. Важнейшие исторические события нередко объясняются весьма примитивно, интригами отдельных лиц или политически групп, в действиях которых историк видит только своекорыстные мотивы — жажду денег, власти, могущества и т. п. Таким образом, движущими силами истории для Гвиччардини являются только «правители», мотивы их действий — это честолюбие, мимолетные желания, исход политической деятельности определяется игрою случая, «фортуной».

Паоло Джовио. Главный его труд, доставивший ему широкую известность, — «История своего времени» выходил по мере написания, небольшими частями. Кроме того, ему принадлежит ряд биографий, больших и малых («Е, «Комментарии о турецких делах» и несколько более мелких произведений. Джовио больше всего внимания уделял политически событиям, излагая их к тому же довольно поверхностно, без по, пыток выяснить их отдаленные причины и следствия.

Фра Паоло Сарпи, родом из Венеции, монах ордена сервитов, был одним из ученейших людей своего времени. Трактаты Сарпи, направленные против папства, иезуитов и их реакционной политики, доставили ему известность и влияние в протестантских кругах Европы Главную славу Сарпи как борца против папизма и «величайшего историка своей эпохи» (Сальваторелли) составляет его

«История Тридентского собора».

Гвиччардини (1483—1540). В своих «Размышлениях по поводу рассуждений Макиавелли о первой декаде Тита Ливия» и в «Воспоминаниях» Гвиччардини осмеивает манеру Макиавелли устанавливать исторические законы на основании опыта древних римлян. По мнению

Гвиччардини относится с презрением к демократическому образу правления и ненавидит народ

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал