Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Американская романтическая историография
Эпоху романтизма в истории Западной культуры принято связывать с разочарованием в просветительском рационализме, постигшем Европу после ВФБР. В случае с США такая логика не работает, её рационалистический эксперимент, выразившийся в войне за независимость и принятии федеральной конституции. Но со временем идеи свободы личности и индивида дошли и до США. В историографии романтизм проявился в виде осознания тесной связи исторического и литературного творчества, вообще в признании за историком статуса творца. Если авторы предшествующих эпох излагали события прошлых лет и сберегали её от забвения, обосновывали с помощью исторических аргументов некую политическую позицию, романтики были художниками и рисовали «историческое полотно». Рост национального самосознания по мере территориальной экспансии, развитие экономики и демократии давал стимул к формированию национальной мифологии, созданию пантеона героев и отцов-основателей, что и стало главным содержанием книг историков романтического направления. Романтический настрой требовал не только фиксации достижений, а приукрашивания исторической действительности. В этом историки – романтики следовали принципу американской исключительности, избранности Америки, призванной быть «градом на холме», образцом для других народов. В наибольшей степени черты романтической историографии проявились в творчестве Джорджа Бэнкрофта, часто именуемого «отцом американской истории». В своей 10-титомной «Истории США» он проследил развитие идеи свободы в американской истории. Война за независимость и джексоновская демократия 1830-х годов представали кульминационными событиями этого процесса. Он видел историю как постоянное движение вперёд, к торжеству хороших и прогрессивных идей над плохими и отсталыми. Основные принципы: критическое отношение к источникам, необходимость поиска независимых свидетельств для определения достоверности исторических фактов, первоочередное внимание к истории государства и его институтов. Ему импонировала идея политического превосходства «тевтонской расы», в которую входили и англосаксы. Ещё один представитель Ф. Паркмен, написавшего серию монографий об англо-французском соперничестве в Северной Америке. Колониальная эпоха представляет в трудах Паркмена как время героев и славных событий. Вывод: романтическая историография стала качественно новый уровень исторических исследований, романтизм дал современный язык, форму подачи материала и расширила социальную базу читателей. Труды историков – романтиков были слабо привязаны к актуальным политическим сюжетам, они в большей степени работали на «на нацию». Романтизм подразумевал поиск общих исторических оснований национальной идентичности. В этом он противостоял рационализму и сближался с пуританской историографией.
|