Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Американская историография колониального периода и первых лет независимости.Американская историческая мысль зародилась в 17 веке в колониях Новой Англии в условиях интеллектуального доминирования так называемой пуританской элиты-получивших теологическое образование пуританских проповедников и политических деятелей. Начиная с манускрипта первого губернатора Плимута У. Брэдфорда, описавшего в середине 17 века историю пуритан – сепаратистов, и до многочисленных книг пастора К. Мазера абсолютное большинство интерпретаций истории основания английских поселений в Северной Америке было ограничено рамками пуританского мировоззрения. Главным действующим фактором в них являлось Божественное провидение, приведшее колонистов в Северную Америку а направлявшее здесь все их действия и поступки. Часто звучал мотив особой миссии американских пуритан, их предназначения служить примером остальному человечеству, быть «градом на холме». Так как пуританские авторы обычно были пасторами и проповедниками. Они интересовались прежде всего не историей общества и государства, а историей церкви (которая в первые десятилетия существования пуританских колоний претендовала на интеграцию в себя и общества, и государства). Содержание и степень влияния пуританской идеологии на светскую жизнь постепенно менялись: доктрины становились менее жесткими, политических авторитет церковных лидеров снижался. После на смену пуританскому мировоззрению стала приходить рационалистическая идеология. Книги европейских философов с 18 века можно было обнаружить в большинстве домашних библиотек купцов и плантаторов южных колоний. Сам факт появления таких библиотек уже свидетельствует о завершении эпохи интеллектуальной монополии пуританского духовенства. Многие собиратели книжных коллекций сами обращались к перу. Р. Беверли опубликовал «Историю Вирджинии», в которой уже не просматривается связи между человеческой историей и божественным провидением. На первом месте стояли географические и политические обстоятельства колониальной истории. Даже новоанглийские пасторы переходили от церковной истории к светской. Наиболее известным из таких авторов считается Томас Принс, в своей «Хронологической истории новой Англии» он начал изложение от Адама, но в освящении событий последних десятилетий уделил особое внимание колониальной политике. Идея о том, что знание политической истории может способствовать более успешному политическому действию, распространилась и стала одним из главных мотивов, побуждающих к изучению прошлого. В период конфликта между метрополией и колониями и войны за независимость рационалистическая историография достигла своего расцвета. Многочисленные авторы с позиции «здравого смысла» пытались обосновать сначала правомерность колониальных претензий, а затем полного разрыва с Великобританией. Другие историки (У.Смит и Т. Хатчинсон), видели в прошлом подтверждение необходимости сохранения целостности империи. Именно в вопросе об отношении к Великобритании американские историки впервые разделились на два четких политико-идеологических лагеря. Общий «рационалистический» дух эпохи дополнился явными политическими симпатиями и антипатиями. Характерным примером рационалистического подхода является творчество И. Белнапа и его работа «История Нью - Гэмпшира» и «Американский биографический словарь», где он жестко критиковал труды пуританских авторов, высмеивал их аргументы. Рационализм стал мировоззренческой ориентацией. Использование разума для решения возникающих задач является универсальным и надёжным средством. Рационализм был доступен любому человеку, избавившемуся от поклонения суевериям и религиозным догмам.
Данная страница нарушает авторские права? |