Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Французская историография вт. п. 19 века новой истории.
Эпоха позитивизма (Конт, Спенсер). История в целом рассматривалась как поступательный процесс развития человеческого общества от низших форм к высшим. Признавалась возможность объективного анализа исторического процесса и всех его составляющих. Главное внимание уделялось критике источников и совершенствованию методов исследования. Вместе с тем имели место серьезные идейные расхождения историков в подходе к прошлому и в его оценке. Историографию второй половины XIX в., с ее уверенностью в своих познавательных возможностях, не зря называют классической. В этот период ее социальный статус достигает небывалой высоты. Для ведущих направлений исторической мысли этого времени характерна убежденность в научности истории, стремление представить историческое знание как объективное и достоверное, базирующееся на критике источников и наличии критериев познания прошлого, заложенных в понятиях общественной пользы, нравственности, права, свободы воли, в государственных институтах. В середине XIX в. окончательно исчерпала себя либеральная историческая школа, сложившаяся в годы Реставрации. Луи Блан «История Французской революции» (12 тт., 1862), защищал Робеспьера от необоснованных обвинений буржуазных историков. Но он выступал и как мелкобуржуазный панегирист Робеспьера, возводя в достойные подражания образцы умеренность его социальной программы, приверженность к «законности» и «порядку», «твердость» в борьбе против крайне революционных течений («бешеных», эбертистов). В 60-е годы убежденным «робеспьеристом» в историографии выступил Эрнест Амель «История Робеспьера» (3 тт., 1865—1867) была прославлением Робеспьера с позиций мелкобуржуазного демократизма середины XIX в. Вместе с тем это было первое специальное исследование о Робеспьере, основанное на большом материале неопубликованных и впервые введенных в научный оборот источников. Аналогичное значение для воссоздания исторического облика Марата имел труд публициста и историка Альфреда Бужара -«Ж.-П. Марат, Друг Народа» (1865) —первое основательно документированное исследование взглядов и деятельности Марата, направленное против враждебных легенд и прямой клеветы буржуазной историографии. Гюстав Тридон «Парижская коммуна в 1793 г. Эбертисты» (1864). Тридон видел в эбертистах «сердце революции», самое революционное крыло демократии, в Коммуне II года Республики — «вечную славу плебса». Он сурово осуждал Робеспьера за расправу с «крайними» якобинцами и Коммуной. Главой реакционного направления в историографии революции стал И. Тэн. События Коммуны превратили его в воинствующего консерватора. В 1876—1893 гг. он создал «Происхождение современной Франции», работал в Национальном архиве. Революцию в целом Тэн считал гибельным взрывом преступных страстей. Он видел в ней две главные действующие силы. Во-первых, народ. Грубый и невежественный, он был отравлен разрушительной философией XVIII в. Результатом явилась всеобщая анархия, разгул насилий, грабежей и убийств. Вторая сила революции — «якобинцы» — не социально-политическое течение, а особый психологический тип, олицетворявший самый дух революции, ее собирательную психологию. Тэковский «якобинец»-—озлобленный демагог и догматик, пропитанный абстрактными идеями философии XVIII в., способный лишь к разрушению. Альфонс Олар – «Политическая история франц революции». Рев =воплощение в жизнь принципов «Декларации прав» 1789 и 1793 гг. Возвеличивал Дантона. Много внимания уделяется дипломатической истории и наполеоновским войнам. Альбер Сорель «Европа и фр революция» - широкая панорама международных отношений в Европе от конца «старого порядка» до 1815 г. Идеализировал Наполеона. Антонен де Бидур - «Дипломатическая история Европы от Венского до Берлинского конгресса» - Значительную роль в развитии международных отношений в XIX в.отводил революционным и национально-освободительным движениям, которые, как он считал, несмотря на свои «излишества», способствовали утверждению в Европе «принципа национальности» и «принципа народного суверенитета». Идеализируя буржуазную демократию, он полагал, что утверждение буржуазного строя и «европейского равновесия» великих держав уменьшили опасность завоевательных войн. Обращение к архивным документам стало обязательным условием серьезной работы, создаются упорядоченные системы преподавания истории в университетах. Появляются теоретические работы по методологии – Лангоа и Сеньобас «Введение в историческую науку». Наряду с большим числом индивидуальных монографий, публикаций источников (хроник, актов и других материалов), статей в научной периодике выходят в свет разнообразные справочники и многотомные коллективные труды — серийные издания по всемирной истории, как, например, двенадцатитомная «Всеобщая история с IV столетия до нашего времени» под редакцией ЭРНЕСТА ЛАВИССА и АЛЬФРЕДА РАМБО, в создании которой принимали участие семьдесят французских историков. Профессор Сорбонны, директор Высшей нормальной школы, академик Лависс сыграл выдающуюся роль в развитии профессионального и школьного исторического образования во Франции. Приверженность основным принципам позитивизма не мешала ему во всех своих учебниках и обобщающих трудах, в том числе в «Истории Франции от ее истоков до революции» (1900—1911), выступать с ярко выраженных патриотических позиций и всячески способствовать формированию национального исторического сознания. К концу века наступает системный методологический кризис, появляется все больше критических публикаций направленных против позитивизма как методологии.
14. 7 век. Беда Достопочтенный ввёл отчёт времени от рождества христова. Важнейший исторический труд Беды — «Церковная история народа англов», был для своего времени крупным достижением. Автор здесь отказался от обычной схемы всемирной хроники и начинает свой труд не от сотворения мира, а с описания островов Британии и Ирландии и вторжения Юлия Цезаря в Британию. Хотя история распростра нения и утверждения римско-католической церкви в Англии является главной темой «Церковной истории», а рассказы о чуде сах занимают немало места, но и для политической и даже социально-экономической истории Англии VI—VII вв. труд Беды является важнейшим источником.(легенды, чудеса). Этот ученый монах получал информацию из разных частей страны; он располагал и ценными официальными документами, в том числе копиями некоторых писем из папского архива. За созданием «Церковной истории» следил с интересом король Нортумбрии Цеовульф, которому ее главы пересылались по мере их заверше ния. О значении, которое придавали этому труду и в более позднее время, свидетельствует перевод его королем Альфредом Вели ким с латинского на англо-саксонский язык. Процесс раздачи земель «народных» (фолклэнда) в феодальную собственность (буклэнд) и обращения сидящих на этих: землях свободных крестьян в феодально зависимых рисует и «Церковная история Англии». У Беды при всей его склонности к назидательным рассказам о чудесах сильно выражено чутье исторической действительности, что делает его произведение единственным в своем роде источником весьма ценных социально-экономических сведений. Что касается Англии, то здесь в историографии на протяжении всего XI в. вообще не появилось ничего достойного внимания. В некоторых монастырях велись анналы, составлявшие продолжение «Англосаксонских хроник» — древнейшего на Западе исторического произведения на национальном языке, — но такой примитивной регистрацией событий и ограничивалась вся историографическая деятельность.английских монахов. Толчком к развитию английской историографии с конца XI в. послужило нормандское завоевание. Немалое значение имело и то обстоятельство, что в Англии XII в., особенно при Генрихе II, «историография становится как бы официальным орудием правительства».37 Эадмер (ум. 1124), ближайшего советника архиепископа Ансельма Кен-терберийского - «История нововведений в Англии», 38 Эадмер подчеркнул отношение церковных и англосаксонских кругов к нормандскому завоеванию и его последствиям. На протяжении всего труда он неоднократно дает понять, что «новое» гораздо хуже «старого», привычного, унаследованного от англосаксонских предков. В первую очередь это относится к новому устройству английской церкви при Вильгельме Завоевателе. Признает притязания Вильгельма на английский трон вполне законными, а гибель англосаксонского короля Гарольда рассматривает как божью кару за нарушение им клятвы. Эадмер видит в нормандцах и французахврагов своего народа. «Истории» Эадмера присущи слишком многие традиционные черты средневековых хроник. Нельзя, однако, не признать, что в отношении единства плана, трактовки главной темы, сознательного применения определенного исторического метода это произведение было для своего времени явлением выдающимся. «Деяния английских королей» Уильям Мэмсберийский. Его позиция по отношению к новым порядкам, созданным завоеванием, несколько отличаеться от позиции англосакса Эадмера. Уильям не осуждает нового только потому, что оно новое. Он находится под явным влиянием нормандской придворной культуры. Уильям со скорбью отмечает тягостные для англосаксов последствия нормандского завоевания. Прежние хозяева страны оказались в подчиненном положении.В «Истории английских королей» Уильям Мэмсберийский выходит за рамки национальной истории и уделяет много внимания Франции, Германии, Италии, а также крестовым походам и другим событиям, представлявшим интерес для всей Западной Европы. Третьим главным произведением Иоанна Сольсберийского, оставшимся незаконченным, является «Папская история» за годы 1143—1152. Здесь формулированы задачи истории, о чем уже говорилось выше), и дается ряд замечательных исторических портретов — Бернарда Клервосского, Гильберта Перретанского, Арнольда Брешианского, пап Евгения III и Адриана IV, Томаса Бекета, близкого друга автора, которому он посвятил главный труд своей жизни «Поликратикус». Историч. Концепция И.С, направлена против дуализма и провиденциализма Августина Блаженного. История для него — «свободная игра сил», в которой решающую роль играет не бог, а человеческая личность с ее индивидуальными психологическими особенностями. История — это сфера чисто человеческих дел и событий. В отличие от Августина Иоанн Сольсберийский думает не о конце земной жизни человечества, а об исправлении общества рациональными средствами. Исторические портреты и характеристики, которых так много в произведениях английского философа и историка, — это прямое следствие его убеждения, что фактором истории является не бог, а человек.61 Иоанн Сольсберийский нигде прямо не высказывает своего отношения к августиновской или иеронимовской периодизациям истории: первую он просто игнорирует, вторую косвенно критикует, подчеркивая свое несогласие с идеей «вечности» Римской империи и ее «переноса». Древнюю империю он считает погибшей, а немецких королей, претендующих на всемирную власть римских цезарей, называет (как, например, Фридриха I) выскочками и тиранами. В 6-й книге «Поликратикуса» он сравнивает общество с человеческим организмом: духовенство — это душа общества, государь — его голова, государственный совет — сердце, ' чиновники и воины — руки, сборщики налогов и мелкие королевскиеслуги — внутренности, крестьяне — ноги, сюда же он относит и Га́ льфрид Мо́ нмутский – «история бриттов» - главный сюжет: деяния короля Артура. Гальфрид утверждает, что источником послужила «некая весьма древняя книга на языке бриттов». 13-15 век. Что касается английских хронистов, то они предпочитают латынь; но англо-нормандские историки и поэты пишут по-французски. Особенно заметен в XIV—XV вв. упадок основных видов монашеской исторической литературы — анналов, хроник, житий — на латинском языке, предназначавшейся в основном для читателей из духовенства. Центр: Сент-Албанское аббатство. 1-ый известный историк – Р. Уэндовера - «Цветы истории» примерно до 1200 г. представляют просто собрание выписок из более ранних произведений, но затем вплоть до 1235 г. следует самостоятельный рассказ хрониста о современных ему событиях, являющийся главным источником для истории Англии данного периода. После смерти этого хрониста аббат Сент-Албанса поручил Матвею Парижскому пересмотреть, дополнить и продолжить «Цветы истории». Результатом его работы явилась огромная по объе: «Большая хроника» в которой последние два с половиной томаполностью написанные Матвеем, охватывают период 1235-1259 гг.. Сделанное автором извлечение из «Большой хроники»: так называемая «Малая история» за 1067—1253. Возмущается назначениями иноземцев на высокие должности в церкви, расточением английских богатств, продажностью папской курии, притеснениями, которые' испытывало и от нее, и от английских королей духовенство Он страстный защитник привилегий бенедиктинских монастырей и их аббатов В Англии после смерти Матвея Парижского мало-помалу снижается значение «исторической школы» Сент-Албанского аббатства. Наиболее известные продолжатели Матвея — в XIV в. Ришенджер, в XV в. Уолсингем, значительно уступают Матвею во всех отношениях.9 Со смертью Уолсингема (ок. 1422) летописание в Сент-Албансе вообще заглохло. Томас Уолсингем давшеий подробный отчет о событиях 1377—1422 гг., в том числе о восстании Уота Тайлера. Джон Малдевил «Описание путешествия по стр. др. Востока» Джон Тревид «Всемирная история в 7 томах». Томас Хоклиф – писал поэмы, «Деяния римлян», «О принципах правления»(Генрих 5). В 15 веке особая популярность – городские хроники…«Лондонские анналы» 1194—1330 гг
|