Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Французская романтическая историография древней истории и средневековья.






В XIX веке исчерпало себя просветительское течение общественной мысли. С началом века в европейской культуре постепенно утверждалось новое, широкое и противоречивое по содержанию идейное и художественное течение -- романтизм, который проник во все сферы художественного творчества, оказал сильное влияние на общественную мысль и науку об обществе. Романтизм выступил против материализма, рационализма и холодной рассудочности Просвещения, заявив о себе и как о мировоззренческой системе, и как о философско-эстетической теории. Для него была характерна попытка придать онтологический статус эстетическому отношению к действительности, а историческим представлениям романтиков был свойственен философский плюрализм, выражавшийся в идее достижения всеобщего прогресса через всестороннее развитие отдельных наций. Романтизму принадлежит определение личности как концентрированного выражения национальных качеств. Самоценность личности определялась ее субъектной ролью в историческом процессе, а познание мира рассматривалось в качестве самопознания. Кризис просветительской рационалистической историко-социологической мысли и становление новых течений были тесно связаны с воздействием и результатами Французской революции. Она вызвала не только острейшую идейную борьбу, но и напряженную работу общественной, в том числе историко-социологической, мысли. Противники революции и ее сторонники должны были найти ее причины, последствия, место в истории. Поставив эти насущные для того времени вопросы, революция обогатила общественную мысль реальным историческим опытом. Главной позитивной чертой романтической историографии были историзм и тесно с ним связанное представление об «органическом», т. е. не зависимом от сознательной воли отдельных людей, развитии исторического процесса. Историзм, ставший отличительным признаком научного мышления XIX в., требовал генетического анализа общественных явлений -- конкретного изучения их развития с момента зарождения до наивысшего этапа и упадка. Характерной чертой романтической историографии, вытекавшей из историзма, было представление о том, что «органическое» развитие исторического процесса раскрывается не в глобальном развитии всего человечества, а в конкретной истории отдельных народов и стран. Стремясь преодолеть абстрактно-рационалистический подход к истории, романтическая историография придавала большое значение отображению своеобразных черт каждой исторической эпохи в ее национальной и географической определенности. Историки-романтики хотели воссоздать неповторимые особенности духовного склада людей прошлого, их быта, одежды и т. д.= принцип «вживания», «вчувствования» в изучаемую эпоху.

Историческая мысль Франции несет на себе отпечаток послереволюционной эпохи, ожесточенной классовой и политической борьбы. В ходе этой борьбы враждующие стороны широко использовали материал политических столкновений в античности для обоснования современных тезисов. История античности рассматривалась как воплощение идей республиканской свободы, гражданского самоуправления, патриотизма, т. е. всех тех идеалов, за которые боролась рвущаяся к власти буржуазия. Один из крупнейших историков Франции XIX в. Жюль Мишле (демократ направл) начинал свою карьеру как специалист в области античной истории; его докторская диссертация посвящена изучению творчества Плутарха. Он заинтересовался наследием знаменитого Дж. Вико и издал собственный пересказ его «Оснований новой науки», который привлек внимание как к самому Мишле, так и к творчеству полузабытого Вико. В 1831 г. Мишле опубликовал два труда — «Введение во всемирную историю» и «Историю Римской республики», в которых дал изложение своего понимания хода исторического процесса и истории римской республиканской эпохи в частности. Многосторонне образованный человек, он в своей общей работе широко использует историко-философскую концепцию Гегеля, а в специальной работе о Риме развивает точку зрения Нибура, хотя и вносит в нее ряд изменений и уточнений. Используя основные выводы Нибура, Мишле рисует разные стороны жизни римского общества эпохи республики как сложной и многогранной цивилизации, пронизанной борьбой народа за свободную жизнь. Одним из крупнейших французских «античников», первой половины XIX в. был Дюро де ла Малль, любивший разрабатывать сюжеты, обычно мало привлекавшие внимание специалистов: «Об искусстве осады городов у древних» (1819), «Исследование по истории Африки в античное время». Однако наиболее известным и сыгравшим большую роль в развитии французской историографии XIX в. стал его капитальный двухтомный труд «Политическая экономия римлян» (1840), написанный под влиянием английской экономической школы. Работа де ла Малля — самое обстоятельное исследование экономических проблем древних римлян, высоко оцененное К. Марксом. Автор собрал громадный фактический материал по многим проблемам римской экономики. Самым подробным образом описаны метрическая и монетная системы, цены на продовольственные товары, рабочую силу и рабов, ценз и земельный кадастр. Целая книга (каждый том делится на две книги) посвящена изучению разных категорий населения Италии и провинций, соотношению свободного и рабского населения. Работа Дюро де ла Малля не была лишь антикварным произведением, различные сведения по экономике объединены у него в законченную концепцию развития аграрных отношений, которые связаны с общим развитием древнеримской истории.

А. Тьери (либерал) - Основная идея – история = борьба двух классов: дворянства и третьего сословия (две расы: галло-римляне и германцы). «Истинная история Жака Простака» (1820), причем имя Жака Простака он применяет не только к крестьянству, но и ко всей народной массе в целом. В этом небольшом памфлете Тьерри дает драматическое изображение судьбы французского народа, который он персонифицирует в лице Жака Простака. Жак—это олицетворение галло-римского населения Франции, ' которое было завоевано германцами. Это добродушный, доверчивый, непостоянный, легко поддающийся обману и готовый сам себя обманывать, а поэтому легко обираемый и эксплуатируемый всеми человек. Но наглые притеснения в конце концов его раздражают. Он сбрасывает с себя иго поработителей, но в этот момент его увлекает великий военный вождь—Наполеон. «История завоевания Англии норманами» -на Тьерри оказал здесь значительное влияние Вальтер Скотт, и главным образом его роман «Айвенго», где резко противопоставляются завоеватели-норманны и завоеванные англосаксы. Это история Англии XII в., представленная как борьба двух рас. Тьерри использовал здесь очень богатый материал источников. «Рассказы из времен Мировингов». После 1848 г. критикует народные революции.

Ф. Гизо (либерал) – изучает средневековье. Стремится преувеличить роль средневековой буржуазии. Задача историка – выделение господствующих идей, событий меняющих судьбу людей. «Опыты по истории Франции». Главный признак феодализма – полит раздробленность, доминирование центробежных сил.

Рене де Шатобриан (консерватор), критикует Просвещение как предпосылку и идеологическое обоснование революции. Его представления об историческом процессе носят циклический характер и в античной истории он находит аналоги Французской революции. Апология христианства и его " благотворного влияния" на историю и культуру находят у Шатобриана выход в " Гении христианства", где он идеализирует европейское средневековье.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал