Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Французская романтическая историография новой истории
во Франции особенно усиленно выдвигается теория буржуазного прогресса + идея что политическое устройство не есть основное содержание истории, история в первую очередь должна заниматься социальными проблемами. Огюстен Тьерри – хочет написать историю которая будет не биографией власти, а биографией народов. Обращается к первоисточникам. Основная идея – история = борьба двух классов: дворянства и третьего сословия (две расы: галло-римляне и франки). «Письма об истории Франции»= история третьего сословия, централ место- коммунальным революциям, когда побежденные галло-римлине восстают против ига победителей-франков и побеждают в свою очередь. Восстание коммун и установление нового городского строя Тьерри называет «величайшим социальным движением, какое только было от установления христианства до французской революции». В городском движении и коммунальных революциях Тьерри видел начало нового европейского общества, рождение нового класса —буржуазии, который, с его точки зрения, являлся в начале XIX в. главным носителем культуры. В 1850 г. он издал три тома «Собрания неопубликованных памятников по истории третьего сословия». В качестве предисловия к этому изданию был помещен его знаменитый «Опыт истории происхождения и успехов третьего сословия», в котором Тьерри прослеживает историю третьего сословия начиная с периода франкского завоевания, через периоды феодализма и освобождения городов, развития Генеральных штатов и абсолютной монархии, вплоть до XVIII в., когда начинается разрыв между королем и третьим сословием. Революция 1848 г. глубоко потрясла Тьерри. После нее он почти прекратил свою литературную деятельность. Франсуа Гизо – сторонник прогресса а истории, один из создателей буржуазной теории борьбы классов. Необходимо изучать не просто учреждения и организацию власти, а само общество. Патриотизм видел только у буржуазии. Выступал за замену королевского абсолютизма конституционной монархией. Осуждал «католический абсолютизм» - на определенном этапе церковь сыграла большую роль, но постепенно стала душителем свободы мысли. Отводил важное место революциям, признавая их силу воздействия на общество. Особый интерес проявлял по отношению к английской революции. Она чрезвычайно привлекала к себе его внимание в силу того, что в ней идея представительного правления восторжествовала над принципами абсолютной монархии. Написал историю английской революции начиная с восшествия на престол Карла I и собирался довести ее до реставрации Карла II. Первая часть — «История английской революции до смерти Карла I» — вышла в 1826—1827 гг. В 1854 г. вышла вторая часть — «История английской республики и Оливера Кромвеля»; в 1856 г. - «История протектората Ричарда Кромвеля и реставрации Стюартов». В конце 20-х годов Гизо читал еще курс по истории цивилизации в Европе и во Франции. Из этого курса возникли затем две большие печатные работы «История цивилизации в Европе» и «История цивилизации во Франции». в XVII и XVIII вв. Франция была главной носительницей цивилизации в Европе по силе того влияния, которое она оказывала на все страны.. В XVII в, —принцип абсолютной монархии в лице монархии Людовика XIV, которую Гизо ставит очень высоко. Он говорит, что правление Людовика XIV «в первый раз представило Европе зрелище правительства, уверенного в себе, свободного от всяких внутренних врагов, спокойно обладающего своей территорией, своим народом, исключительно преданного правительственным трудам и заботам». Но это правительствобыло односторонним в том смысле, что оно представляло только одии принцип — принцип абсолютной монархической власти, и поэтому око в конце концов пришло к упадку. Это в полной мере проявилось в XVIII в., который Гизо рассматривает как время упадка монархической власти во Франции. На смену ему выдвигается в это время другой принцип, который оказывает громаднейшее влияние на всю европейскую цивилизацию в целом, — это принцип свободного исследования, высокого порыва человеческого духа. Стремление к свободному исследованию сталкивается с принципом абсолютной монархии, уже упадочной. Но сила, пришедшая на смену одностороннему принципу абсолютной монархии, страдает такой же односторонностью как и сама абсолютная монархия. Это в конце концов и привело страну к гибельным результатам. Картиной французской революции, изображавшей пагубные, по его мнению, последствия, к которым привело Францию это заблуждение человеческого духа, Гизо заканчивает свою «Историю цивилизации в Европе». Франсуа Минье – большое внимание фр. бурж революции «История революции». Рассматривает ее как борьбу привелиг., среднего классов и народ масс. революция была неизбежна и неотвратима. Она была законным историческим явлением, но так же неизбежны были и ее эксцессы, хотя цели ее в основном были благие. Но каковы бы ни были крайности революции, с точки зрения Минье, все же цель ее достигнута — разрушен старый строй, основа г-ный на несправедливости, и введен новый, более справедливый строй, каким он считает новое, буржуазное общество. Жюль Мишле – «История франц революции». Главная движущая сила – народ (не буржуазия как у остальных). В основе революции – идеи справедливости, равенства и братства. Критиковал католическую церковь, защищал идеи мелкобуржуазной демократии. Всё доброе в революции, по мнению Мишле, исходит от народа, всё дурное — от интеллигентов-честолюбцев. К этим честолюбцам он относит, в частности, якобинцев. У него резко отрицательное отношение к Робеспьеру и Марату, которых он называет «сумасшедшими», «шутами». Зато он высоко ставит Дантона, «великого и страшного служителя революции», стремившегося к объединению партий. Революция окончилась неудачей, по мнению Мишле, потому, что ока не стала религиозной революцией и не сопровождалась религиозным подъемом. Мишле ставил себе в заслугу то, что его «История революции» не восхваляет ни Людовика XVI, ни Робеспьера. Это, по его словам, республиканская история — история чисто народная, разбившая идолов, знающая только одного героя — «народ». В 1831 г. он начал писать «Историю Франции» — дело всей его жизни, 24 т. В поисках материалов для своей работы Мишле совершил ряд путешествий по Франции и по другим странам — Англии, Фландрии, Германии, Швейцарии, Северной Италии.
|