Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Французская историография эпохи Просвещения древней истории и средневековья
В нач 18 в кризис эрудитск школы. Возрастает кол-во скептич работ. П. Бейн: ничего достоверн сказать нельзя. Франция в XVIII в. являлась центром просветительской мысли. Во многом история привлекала внимание мыслителей чисто с практических позиций, в ней они искали подтверждение своим идеалам свободы, черпали аргументы для обоснованности пагубности тирании. Поэтому в первую очередь французских просветителей интересовала античная история. В то же время потребности идейно-политической борьбы заставили их проявить интерес и к истории ср веков (несмотря на резкое отрицательное к ним отношение), в частности к проблеме происхождения общественно-политич учреждений средневек Франц. Начало острой полемике вокруг вышеназванной проблемы положил в первой трети XVIII в. историч спор между графом Буленвилье и аббатом Дюбо. Анри де Буленвилье в главном своём труде «История древнего правительства Франции» -выдвинул теорию, которая связывала возникновение французск общ-ва и гос-ва с германск завоеванием Галлии. Согласно ей, дворяне являлись потомками франков, народа победителя, и по праву завоевания господствовали над потомками побеждённых галло-римлян, третьим сословием. Эта концепция встретила отпор. Аббат Дюбо опубликовал свою работу «Критическая история установления монархии в Галлии». Германистической точке зрения Буленвилье он противопоставил романистическую теорию, согласно которой франц гос-во возникло не вследствие завоевания (факт завоевания Галлии франками аббат Дюбо отрицает), а как рез-т постепенного органического слияния исконного населения Галлии и пришельцев–франков. Поэтому согласно концепции Дюбо франкская монархия являлась органическим продолжением Римской империи.Так во франц и возникла германо-романская проблема. Историк 18 в аббат де Мабли германистк концепция с демократич аспектом. Франки. Когда вторглись в Галлию, принесли с собой обществен порядок. Вклад в теоретич осмысление истории. Задача истории: просвещать умы. Шарль Луи Монтескье историк-исследователь. Гл труды «О причинах величия и падения римлян» и знаменитый трактат «О духе законов»(принятие германистской концепции). сравнительный метод. Монтескье утверждал, что общественная жизнь подчинена определённым объективным закономерностям, не зависящим ни от бога, ни от сознательной воли людей. С именем Монтескье связано и обоснование тезиса о решающем влиянии на обществ устройство географич среды. Природные условия, полагал он, формируют характер и «дух» народа, влияют на его экономич деятельность и тем самым определяют формы государств власти и законодательства. Мари Франсуа Вольтер. Историей занимался профессионально.Труды: «История Карла XII» «Век Людовика XIV», «Опыт о нравах и духе народов и о главных исторических событиях».Выступал за обновление историч науки Гл идея - это соединение истории с просветительской философией. Задача историка не просто собирание фактов и изложение событий, но критическое осмысление всего материала с точки зрения разума. Ввёл в оборот понятие «философия истории». Критике Вольтер подвергал теологическую концепцию истории. Выступал за теорию исторического прогресса. Ему была чужда идеализация первобытного «естественного состояния» людей как счастливого изначального состояния человечества. Понимал важность земледелия, ремёсел, мануфактур и т.д., но первичным и определяющим импульсом их прогресса считал человеческий разум. Заслуга: по-новому сформулировал задачи историографии, указав на необходимость изучения не только и не столько церковной и династической истории, но также экономической, культурной и политическ истории в самом широком смысле слова. Жан Антуан Кондорсе энциклопедист, «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума». Вся история человечества - это последовательное и постепенно ускоряющееся поступательное движение ко всё более разумному. Первопричиной и двигательной силой прогресса человеческого рода считал именно прогресс разума, рост просвещения и научных знаний. Эти принципы положены Кондорсе в основу периодизации истории, в которой он выделил 9 эпох. Таким образом, Кондорсе углубил учение своих предшественников о прогресс и первым предложил разработанную теорию единой линейной истории человечества с последовательно меняющимися стадиями развития, притом изменений к лучшему.
|