Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Французская историография эпохи Просвещения новой истории






В историографии эпохи Просвещения выделяют основных идей.

• господство рационализма (секуляризация исторического процесса, абстрактное понимание Бога, критичность);

• глубокая критика исторических источников;

• принятие всемирной исторической точки зрения, позволяющей рассматривать человечество как единое целое;

Как и рационалисты 17 века, просветители толковали историю механистически (люди-атомы, история – их комбинация). Факт объединения людей объясняли общественным договором. Просветители идеалистически подходили к пониманию общественных отношений. Считали, что правильное общественное устройство может быть достигнуто путем распространения истины среди большего числа людей. Все недостатки общественного строя рассматривались как результат невежества и заблуждения. С этим была связана мысль, что движущей силой истории является сравнительно небольшой круг просвещенных лиц. Если представители и верили в Бога, то придерживались деизма (Бог – источник, а человек сам отвечает за свои поступки). Историю просветители считали школой морали, народ – эт пассивная масса, пригодная для манипуляций, поэтому реформы могут проводиться только «сверху». Просветители сформулировали свою программу изучения истории, согласно которой знание фактов не самоценно, нужно изучать дух, нравы, обычаи народов, но на 1 план выдвигалось изучение техники, экономики, культуры.

 

Франсуа Вольтер «История Карла XII», «Век Людовика XIV», «Опыт о нравах и духе народов и о главных исторических событиях» (от Карла Великого до Людовика XIII). Содержание исторического процесса – развитие разума; вражда к духовным лицам, религия не нужна для просвещенного меньшинства, но она нужна для народа как узда; главное – изучение законов, обычаев, культуры. Задача историка – критическое осмысление материала с позиций разума.

Жан Кондорсе. Был сторонником буржуазных прав и свобод и в том числе права буржуазной собственности. Он выступал за отделение церкви от государства. «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума», “Развитие человеческого духа” - изложил буржуазную теорию прогресса. Идея о способности человека по самой своей природе к бесконечному совершенствованию. В соответствии с этим первой и основной задачей самих людей является содействие этому беспредельному совершенствованию. Кондорсэ думает, что ниспровержение феодально-монархического строя во Франции есть важнейший этап этого прогресса общества. Прогресс — основное содержание истории. прогресс задерживается главным образом предрассудками — местными, сословными и т. д. Развитие свободы политической и свободы умственной — необходимое условие прогресса. Враждебно относится к религии, основным двигателем истории человечества является развитие наук. Ход исторического развития представляется Кондорсэ очень упрощенно, как развитие просвещения, наук. Делит историю человечества на 10 эпох. 1- люди объединяются в племена= начало общества. Никаких сведений не сохранилось. Эта эпоха может быть сконструирована только гипотетически. 2- переход к земледелию. 3- развитие земледельческих народов до изобретения алфавитного письма. 4- прогресс человеческого разума в Греции до момента разделения наук. 5- от разделения наук в Древней Греции до их упадка.6- от упадка просвещения до его восстановления ко времени крестовых походов. 7- от первых успехов наук до изобретения книгопечатания. 8- от книгопечатания до освобождения науки от церкви. 9 – политическое освобождение. 10-свобода духа.

Монтскье – “О духе законов”. Политич идеал – умеренная констит монархия. Связь между историческим развитием и географическими условиями. Много непроверенных фактов. Окончательно изгнал теологию из истории. Хочет установить законы, которые управляют человеческими обществами. Три основных вида правления - республику, монархию и деспотию. Принцип разделения властей. Та работа – очерк феодализма во Франции. Принятие германистического тезиса.

Ж. Руссо. Выше всего он ставит жизненный инстинкт, непосредственное ощущение, способность поддаваться чувству, сливаться с природой не разум как остальные просветители. «Рассуждение о происхождении и причинах неравенства между людьми» - дал краткий очерк развития человечества. Дообщественное состояние, когда люди подобны животным. Переход от землед к добыче металлов = появление неравенства = господство меньшинства над большинством = возникновение государства. Счастлив человек был только на первой стадии. Прогресс – не благо для цивилизации, нужно возвращаться к истокам.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал