Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тридцатый день луны






Этот день почти для всех обещает успех, а для коммерсантов в особенности. Все торговые сделки бывают в этот. день удачны. Также в этот день хорошо производить посадку и посев чего бы то ни было. Сны, видимые под этот день, счастливы и сбыточны. Родившиеся бывают очень предприимчивы и умны. Вступающим в брак обещает полное счастье в семейной жизни.

Несчастливые дни года

Январь имеет семь несчастливых дней: 2, 4, 7, 11, 13, 20, 28.

Февраль – три несчастливых дня: 11, 18, 21.

Март – пять несчастливых дней: 1, 3, 13, 21, 27.

Апрель – четыре несчастливых дня: 1, 14, 18, 28.

Май – три несчастливых дня: 5, 7, 8.

Июнь – два несчастливых дня: 11, 21.

Июль – три несчастливых дня: 7, 17, 26.

Август – три несчастливых дня: 6, 21, 23.

Сентябрь – один несчастливых день: 18.

Октябрь – два несчастливых дня: 6, 16.

Ноябрь – три несчастливых дня: 5, 8, 17.

Декабрь – четыре несчастливых дня: 6, 12, 19, 25.

Люди, родившиеся в эти дни, не обладают здоровьем, умом и бывают недолговечны. Эти дни также неудачны для каких-либо важных и серьезных предприятий. Для брачующихся эти дни тоже не сулят успеха в семейной жизни, а также и в делах. Влюбленным в эти дни грозит измена со стороны прекрасного пола. Для охотников эти дни представляют полнейшую неудачу. Захворавшие в эти дни плохо поправляются, путешествующим грозят опасности. Торговцам и предпринимателям убытки, если в эти дни они будут совершать крупные сделки. Артистам и художникам эти дни не приносят успеха. Сны в эти дни бывают неблагоприятны и часто сбыточны.

Примечание: Исчисление несчастливых дней произведено по старому стилю. Чтобы применить таблицу к современеному календарю, надо к каждому числу прибавить число 13.

Знаменитые физики всех времен и народов человеческую жизнь разделяют на 7 степеней, то есть так: до 7 лет от рождения считают младенчество; до 15 лет отрочество; до 25 лет юношество; до 35 лет мужество; до 55 лет совершенство; до 74 лет старость; до 95 лет дряхлость. По наблюдениям физиков, и астрономов, и испытателей-практиков наблюдаются в жизни человека, как в теле, так и в умственных способностях, очень существенные перемены в разные периоды времени. До 7 лет дитя бывает подвержено различным болезням.

Самым несчастливым годом в жизни человека считается 63-й от рождения год.

Древняя история повествует, что так было для праотца нашего Ламеха, Авраама, Давида, который на 63-ем году был низвергнут сыном своим с престола. Многие несчастья терпели в эти годы: Тиверий, Север, Тит Ливии, Августин, Антонин Кроткий, Марк Аврелий, Константин.

Аристотель умер на 63-ем году жизни.

Магомет был умерщвлен служанкою на 63-ем году от роду.

И так, по всем историческим данным, 63-й год жизни человеческой считается самым несчастным.

Влияние планет на человека

Планета Сатурн, находящаяся далее от прочих планет, производит в рождающихся под ее влиянием следующие качества: цвет тела смуглый, волосы черные, жесткие, голову большую и бородатую, желудок небольшой, на пятках раздвоение. К роскоши и веселью такие люди не склонны, нечистоплотны, неряшливы, злы.

Умственные способности невысоки. Способности к учению посредственны. В жизни бывает относительно счастлив и здоров. Особенных наклонностей ни к науке, ни к художествам проявлять не может, в коммерции имеет успех. Молчалив, необщителен, самолюбив и отчасти горд. Любит непостоянство и всегда стремится к переменной жизни.

Планета Юпитер. Юпитер – самая большая из существующих планет. На человека эта планета влияет более благоприятно. Родившийся под этой планетой имеет красивую наружность, голубые глаза, круглую русую бороду, крупные ровные красивые зубы. Лицо румяное, приятное. Душевные качества прекрасные, человек обладает высокой честностью, добротой, мягкосердечием, любовью к прекрасному, красноречив, общителен, талантлив, трудолюбив, скромен, умен, добр, незлобив, благодарен, во всех делах, решителен и аккуратен.

Словом, родившийся» под этой планетой обладает всеми лучшими качествами.

Планета Марс. Родившийся под этой планетой обладает сухостью сердца, себялюбив, самонравен, воителен, горяч, непостоянен, не человеколюбив, горд, надменен, сварлив, мрачен, скуп, жесток, корыстолюбив, пошл, хитер; тело этого человека имеет красноватый цвет в виде загара, глаза небольшие, черные или карие, волосы черные, жесткие. Кичлив, не обладает особенным умом, но надменен, завистлив, неискренен, любит лесть и непостоянство. Стремится к возвышенному, но с корыстной коммерческой целью. Любит считать себя выше других и властвовать. На первый раз этот человек производит благоприятное впечатление, но не надолго, скоро все от него удаляются и питают к нему неприязнь.

Планета Солнце. Одна из благодетельных планет для человека. Родившийся под этой планетой человек обладает почти всеми лучшими качествами. Прежде всего он красив, цвет волос русый, лицо красивое с голубыми глазами и румянцем. Имеет хорошую красивую шелковистую бороду. Прилежен к наукам, не горд, талантлив, мягкосердечен, скромен, не корыстен, человеколюбив, любит лучшие стороны, т. е. качества, находить в других, радуется чужому счастью и успеху. Не любит гордецов, презирает ложь, лесть, лицемерие, кичливость, надменность, любит простоту, целомудренность, благородство, поэзию, художество, любознателен, прилежен, не любит роскоши и излишеств жизни. Такой человек всегда бывает душою общества, но не любит первенства. Словом, человек, под покровительством Солнца получивший жизнь, счастливый человек.

Планета Венера. Эта планета, находящаяся между Меркурием и Землей и видимая человеческим глазом в виде утренней и вечерней яркой звезды, оказывает на человека особые преимущества. Родившийся под влиянием Венеры бывает кроток, мягок, симпатичен, невысокого роста, бывает откровенен, весел, незлобив, обладает музыкальными способностями, любит веселье, стремится к жизни более легкой, не любит серьезностей, не любит задаваться «проклятыми вопросами». Имеет успех у женщин, скромен характером, воздержан, любит наряды, балы, театры. Не любит шумных деловых сборищ, а также не уважает выделяться среди других, предпочтение отдает мудрости, не любит споров, уступчив и добр.

Планета Меркурий. Самая близкая к Солнцу планета, видимая нам на утренней заре. Человек, родившийся под влиянием Меркурия, обладает лучшими качествами: прежде всего красив лицом, статен телом, цвет волос рыжеватый, с мягкою душою, остроумен, разговорчив, умен, талантлив, с философскими наклонностями, любит высокие науки, говорит с достоинством, любит общество, верен друзьям, постоянен в слове, верен в обещаниях, презирает пышность, золото, роскошь, надменность, честен, чистосердечен, доброжелателен, незлобив, любит много думать, проще – мечтателен, не любит блеска, шума, дурного общества, презирает кичливость и надменность, не любит покоряться воле других, самостоятелен, независим, враг всему злому и несправедливому.

Планета Луна. Луна, спутник Земли, т. е. самая ближайшая планета, которая совершает вокруг Земли свой путь. Луна получает свет от Солнца. Лунный год, который принят турками и арабами, имеет 354 дня.

Человек, родившийся под этой планетой, несерьезен, меланхоличен, склонен к бродяжнической жизни. Имеет холодное сердце, равнодушный характер, необщителен, имеет средний рост, слаб, т. е. нечист, на руку, склонен к водке. Большею частью такие люди косоглазы, хитры, но не умны, ленивы, несерьезны, слабохарактерны, не любят науку и все, что относится к умственной работе.

В обществе такие люди незаметны, но любят празднословие. В общем, недальновидны, неразвиты и неспособны на серьезное дело.

Заключение

Еще лет за 20–30 до начала XVIII века подобное издание элементарно могло оказаться в индексе книг запрещенных, «отреченных» церковью, наряду с такими, как «Аристотелевы Врата», «Царевы Сно– судцы» и т. п., которые представляют из себя, по нынешним меркам весьма безвредную физиогномику, гадание по снам и прочие, чисто «психологические» темы.

Хвала Брюсу, что он не оказался здесь в роли безжалостного цензора и неуклонного запретителя. Он явно не был автором славного календаря, но редактором оказался вполне человечным и гуманным. А судя по охвату тем, просветительская роль календаря, по тем временам, была необычайно велика.

И, все же, хваленый астрологами «Брюсов календарь» оказался, увы, вполне обыкновенным астрологическим изданием, вполне достойным своей эпохи, хотя и написанным достаточно эффектно и занимательно. Многие его положения строятся на простых схемах, которые мы показали открыто, но которые современные астрологи прячут изо всех сил. Схемы эти мгновенно вскрывают их немудреные хитрости и способы «прогноза».

Что же касается астрологии, то подлинно научная астрологиятак еще и не образовалась. Для ее становления требуетсяочень точное понимание фенологической земной модели, грубым прообразом которой является тысячелетиями уже отработанный 12-секторный зодиак, понимание модели и – сопоставление с реальными биоритмологическими данными по сезонной морфологии, физиологии, биохимии, этологии и психологии человека.

Но это уже – тема совсем другой книги.

Глава 6. Магия гаданий

 

В этом разделе мы расскажем о гаданиях Старой Руси. К гаданиям можно относиться по-разному. Когда-то суеверные люди пытались с помощью гаданий узнать свою судьбу. Гадая, они спрашивали, что их ждет в ближайшее время. Каждый хотел что-то свое. Полководцы пытались понять – выиграют ли они битву. Влюбленная девушка – хотела догадаться, кто же ей больше нравится. Торговец – хотел разобраться, много или мало он продаст товара. И – так далее.

В наше время космических кораблей и компьютеров многие люди считают гадания предрассудком, на который не стоит и тратить время. Другие люди, которым оказалось трудно в жизни, наоборот, пытаются найти в гаданиях ответы на важнейшие жизненные вопросы. Но, забавно, что и те, и другие – неправы.

Дело в том, что многие гадания, даже очень старинные, это, фактически… простейшие психотесты! К тесту не следует относиться чрезмерно серьезно, но и не следует им пренебрегать.

Психотест – это небольшое психологическое испытание. Оно позволяет испытуемому отнести себя к определенной группе людей(проклассифицировать, систематизировать). Психотесты специально проводят психологи, чтобы разобраться, какие люди к какой группе отностся.

Проведя нужный психотест, можно узнать черты характера и возможности человека. Например, что Коля – не годится для вождения автомобиля, но из него может получиться прекрасный врач. И, наоборот, что Света напрасно пошла учиться в медицинское училище, врач из нее получится явно неважный.

Многие приведенные в этом разделе маленькие гадания – это такие же психологические тесты. Присмотритесь, и Вы тут же это обнаружите. Например, в одном гадании, девушки пытались узнать, какая жизнь ждет их после свадьбы. Они сминали пальцами в комочек нитку и бросали этот комочек в воду. Считалось, что если нитка раскручитвается быстро – то и жизнь будет бойкая и веселая. А если раскручивается вяло и медленно – то и жизнь будет ленивая и неинтересная. Но о причинах такого различия нетрудно догадаться.

В крепких нетерпеливых пальчиках у одной девушки нитка сминалась туго и распрямлялась быстро и энергично, как пружинка. А в мягких и толстых неповоротливых пальцах у другой девушки – нитка еле-еле разворачивалась. И получалось, как и в любом современном психотесте: Какова нитка – такова и хозяйка!

Мы постарались, чтобы вам было интересно при чтении. И не огорчайтесь, если какое-то гадание показало про вас что-то «не так». Значит – надо исправляться!

Одно из самых простых гаданий любая девушка могла провести при поедании арбуза, вишен, слив, дыни и вообще любого фрукта-овоща с косточкой или семечком. Для этого она брала скользкое арбузное зернышко, заводила руку за спину и шептала «волшебную» фразу: «Арбузная блоха – найди жениха!»

И – крепко сжимала пальцы. Считалось: куда «блоха» поскачет – там и жених. А уж точно или нет «блоха» прыгала – зависело, от того, в какой стороне жил тот кто тайно нравится.

Гадание с банником

На «Святки»(после 24–25 декабря) многие девицы гадали «на банника». Верили, что это – один из духов, обитатель бани, которого представляли в виде голого старичка, сплошь облепленного листьями от веников.

В полночь, девицы задом подбирались к окну бани. Поступали затем, по-разному, например – клали в окошко на подоконник руку. Считалось, если банник коснется руки своей рукойбыть в этом году замужем, если нет – не бывать.

Были даже варианты: 1) если девушка чувствовала руку мохнатую – то предполагался богатый жених, а если голую рукужених бедный; 2) если рука горячая, то и жених горячий, пылкий, а если холодная – жених серьезный и спокойный; 3) если ласково потрогал – и в замужеству жизнь будет ласковая, в любви; крепко прихватил – и муж будет жесткий, суровый; а когда робко прикоснулся – значит, и жизнь сложится неустойчивая, как повернется.

Кончалось все, как правило, отчаянным визгом и бегством прочь. Кто сидел в бане – конечно понятно: деревенские парни, заранее прознав про гадание – туда забирались! А уж какие они были женихи, по тронувшей руке сразу было видно.

Ивестно, каков хозяин – таковы и руки! По поводу эжтого гадания негодовал описавший его морализатор середины XIX века: «Прочитав о таком безобразном гаданье, можно и посмеяться, но в сущности можно задаться вопросом, кто был первый изобретатель такого гадания? Почему такие скабрезные обычаи живут и до сих пор на Руси? Неужели родители и родственники не прочь позволить погадать таким образом своим родным дочкам, да притом у бань, которые всегда бывают на краю деревни, где– нибудь у реки, на краю жилья. Нельзя ли в этом гадании подозревать предлога к тайному разврату?» И этот праведный гнев вызвали у нашего соотечественника не публичные дома в каждом городке и не обычай продавать себя за желтые билеты (что было весьма в ходу в те времена), а невинная девичья шалость!

Гадание на барана

Под Новый Год гадали и «на барана». Под таким «бараном» подразумевался, возможно, будущий жених. Гадание проходило просто: впотьмах – приходили в овчарню и ловили первого, кто попадется под руку. Считалось:

1) если попался баран – то быть в этом году замужем;

2) если овца – не бывать.

Если овец в овчарне было много, то появлялись даже варианты, «какой» будет жених:

1) если попался молодой и крепкий баран – и муж будет силен;

2) если старый и хилый, и муженек – таков же;

3) черный или белый баран, про жениха – брюнет или блондин. Вот так все было очень просто.

Могло ли сойтись? Конечно. Девице заранее хотелось молодого крепкого жениха. А в овчарне молодой барашек обычно – довольно шумный. Найти его, сознательно или неосознанно – проще простого.

На Пинеге, был и другое «баранье» гадание. Неотрывно думая про жениха, девица двумя ладошками из теста скатывала толстенький цилиндрик с ножкам – барашка. Ему замазывали в спинку нитку и приподнимали над столом. Считалось, куда барашек повернется, там и живет суженый. Иногда это сходилось, а почему, наверно, понятно: неприметно даже для себя девица крутила в пальцах нитку. И барашек поворачивался «куда надо».

Гадание на башмаке

Как инструмент гадания на Святки использовали и простой башмак. Он, также, как и барашек на ниточке, играл роль компаса в море житейских бурь. Его, не глядя, кидали из дверей или из ворот на улицу.

Затем смотрели: 1) куда носком ляжет – там и быть замужем;

2) а если показал на свои ворота – значит, не быть в этом году. Как говорят – «не судьба».

Могло ли такое гадание сбыться по-настоящему? Конечно могло. Тот, кто играл когда-то в ножички – прекрасно знает, почему. Захотел, чтобы ножичек воткнулся куда-то надо – он и воткнется. А не захотел – ножичек ткнулся в землю ручкой и упал. Как бросить. А башмак – метали точно так же.

Гадание на березке

В Троицын День девушки шли «развивать» березки, а позже – гадали по заплетенным прямо на березке венкам.

Считалось так: 1) засохли ветки на венке – скоро выйдет замуж(перестанет» девушка «цвести») или… умрет; 2) останутся венки зелены – сидеть еще в невестах.

Была ли тому причина, что у кого-то венки засыхали – быстрее, а у кого-то – медленнее? Конечно, была. Если чувствовала девица, что ее «годы проходят», она и венок плела крепко, отчаянно – он и засыхал. А кто еще и не очень думал о замужестве, тот плел веночек лениво, не крепко, тот и оставалсяс– веж и зелен. Вот Вам и настоящий психологически тест.

Гадлание на блинах

В поисках лучшего способа гадания, девичья фантазиябыла воистину безгранична. Например, на Севере – делали специальный блин, «сосень», который клали «еще тепленьнким», прямо на голову и накрывали платком. Девушка с каменной физиономией, молча, ни с кем не разговаривая, выходила рано утром в Крещение, становилась в укромное место на улице с блином на голове и затем выспрашивала имя первого встречного. Считалось, каково имя – тот и жених.

Могло ли потом такое сбыться? Может показаться похожим на чудо или фокус, но могло. Почему? По простой причине. Девица была влюблена, например, в веселого гармониста Кольку. И ей тайно, непонятно даже для себя, «хотелось встретить» именно это имя – Николай.

В небольшой же деревне, где все друг друга знают, наверняка где-то жил какой-то дед Никола или дядька Николай, который рано шел на сенокос или на рыбалку. И девица, сама того не пониая – шла искать деда Николу или дядьку Николая! А что же делал теплый блин? Он, возможно, немножечко помогал голове соображать, «активировал» ее. Вот и все!

Гадание на блюдце

Кроме типично «деревенских» гаданий, бывали гадания типично «городские». К концу XIX века по всей Европе распространилось гадание на блюдечке. Блюдцем, как считалось, управлял чей-то вызванный дух, «спиритус». Поэтому подобные гадания называли «спиритическим сеансом».

На бумаге, по кругу выписывали буквы. На блюдце или стаканчике – отмечали жирную точку. Блюдце переворачивали и клали в центр. Потом собравшиеся укладывали кончики пальцев на край и торжественно и устрашающе «вызывали духа». Называли, обычно, какого-нибудь государственного деятеля или поэта, философа или короля, скажем, Наполеона или Пушкина.

Если собравшиеся были очень вхволнованы и надеялись на встречу с «духом», то, под действием неприметно дрожащих пальцев блюдце начинало потихоньку двигаться, придвигаясь то к одной, то к другой букве, написанной на бумаге. Считалось, что дух «прибыл» и ему задаали вопрос. И блюдечко «само» начинало отвечать, давая слова, а иногда – целые фразы.

Как все это получалось и «дух» ли это отвечал? При проверках оказывалось, что «дух» никогда не знал больше того, что знали сами присутствующие на сеансах. Ответы «духа» обычно были просты и бесхитростны. Движения же блюдечка получались от того, что собравшиеся сами «толкали» блюдечко к нужным буквам. Поэтому первая и вторая буква ответа получались не сразу. Но затем участники сеанса «догадывались» о слове ответа и как бы уже сами «дописывали» его окончание.

Собравшиеся таким образом разговаривали сами с собой, хотяим казалось, что они «беседуют» с Наполеоном. Но, как могла идти такая «беседа» если никто из участников не знал, например, французского языка?!

Очень похожее гадание, поэтому, очень просто сделать в одиночку. Надо на гранях спичечного коробка написать фломастером: «Да», «Нет», «Может быть» и, затем, задав вопрос, подбрасывать коробок! Хоть какой-то ответ – да и выпадет…

Гадание на бобах

В этом гадании брали 41 сухой боб. Делили, как попало, на 3 кучки. Отсчитывали по 4 и отбирали остаток. Его выкладывали в линию. Получалось новые кучки из кторых складывался как бы «человечек». потому что кучки условно называли: голова, руки, сердце, ноги.

1) «Голова» – отвечала за глупость или же – ученость;

2) «Руки» – за имущество(видимо, по жадности, «захапистости»); за богатство или бедность;

3) «Сердце» – за жизненные печали или радости;

4) «Ноги» – за любовь к путешествиям или домоседству;

Так, лучшая раскладка бобов обещала: «голову веселую, сердце радостное, руки полные, ноги – в походе…»

Ну, а принаихудшем раскладе, гадальщик оставался воистину… на бобах! «с грустной головой, печальным сердцем, пустыми руками», когда некуда направить ноги – и оставаласьлишь хлебать «пустой» бобовый супчик…

Подробнее мы расскажем об этом раскладе ниже.

Гадание на венике

Гадали даже при помощи веника. Его, после бани, выглянув в обнаженном виде, девица метала через себя на крышку бани, а после, одевшись и выйдя, смотрели – куда ляжет веник комлем (толстым концом), туда и замуж. Правда, не дай бог, если вершиной окажется к погосту, к кладбищу. Тогда, считали, и помереть недолго.

В облике веника символизировалось, одновременно, мужское и женское начало. Ручка олицетворяла мужчину. Считалось:

1) если веник падал ручкой вверх, полагали, муж будет в семье верховодить, будет строгим;

2) Если же, ручкой вниз, тоглавной будет жена.

Иногда дополняли:

1) если вправо ручкой (хорошая «чистая» сторона) – за богатого выйдешь;

2) если влево(все что слева, считалось «нечисто», плохо, погано) – за бедного.

Кидали веник после бани и в речку: если поплывет – будешьжить долго, а если утонет – в этом году замуж не выйдешь, а то помрешь. Так что с веником лучше было не шутить…

Получалось ли так как сказано? Возможно, немного и получалось, потому что девица, кидая веник, знала, в какой стороне живет тот, на кого она гадает, да и каков он.

А потонет или нет – веник, брошенный в речку? Здесь легко догадаться:

1) у кого веник добрый, крепкий и парились им не столь долго (дела надо делать!) у той он не рассыплется, не намокнет, поплывет;

2) а кто веник собрал и связал кое-как, а потом хлестался им целый час (а дела не делаются), та и дела не знает, и замуж, потому, не скоро выйдет.

Во многих селах на праздник Ивана-Купалу (7 июля) девушки старательно свивали венок из двуцветной травы Иван-да – Марья, богородицыной травки, лопуха и медвежьего уха. Венок, такой, как и все кольцевидное (миска, подкова, дуга от телеги и пр.) считалось символом женского начала.

Вечером пускали венки по воде, ревностно следя, чей венок потонет раньше и чей куда плывет. Считалось:

1) если венок тонет – суженый разлюбил, будет измена и конец любви;

2) если поплыл – еще любит;

3) но, если уплывает слишком далеко, то, значит и заберут замуж «к черту на куличики», куда и Макар телят не гонял.

Сбывалось ли? А почему бы нет? Если тонет венок – значит, плохой, рыхлый, намокает. А это всем и себе самой показывает – плохо связан, неумело, без большого желания. А у кого венок плывет – все, разумеется иначе. Потому что к вечеру умело свитые, тугие венки сохли быстрее. А далеко или нет ли заберут замуж, опять-таки, «своя рука знала»(вдруг кто-то уже приглянулся в дальней деревне). И невольно – чуть ближе кидала венок, где потише, или чуть дальше, в течение.

Гадание по воде

На Святки любопытно гадали про наступающий год: наливали в неглубокую миску воды и выставляли на мороз, на крыльцо или скамейку, после предварительного наговора:

«Ты, вода, не шуми, не греми, не блажи! Через край не лейся! А, как есть – новолетье держи, о грядущем скажи!»

Утром смотрели замерзшую воду.

1) Лед горкой поднимется – добрый будет год (края позже промерзли); 2) лункой, ямкой вымерзнет – ущербным будет (краяраньше замерзли); 3) ровно ляжет – ровно и год пройдет; 4) а уж если буграми(ветер дул), то и горе, и счастье видывать…

В этом гадании-тесте речь шла, конечно, уже не о психологии, а скорее, о погоде – о метеорологии.

Гадание по встрече

Гаданья бывали и специальные, и, как бы «не специальные», случайные в виде суеверных примет, например, «кого встретишь». Полагали, что если при выходе из дома, поутру, встретил какого-то «особого» человека или животное – таков и день будет.

Считалось так: 1) встретил женщину, корову, свинью, козу, лягушку и прочих – получил во всем в этот день удачу; 2) и думали, что несчастье пророчила ранняя встреча с – девкой, козлом, оленем, зайцем, кабаном, змеей, курицей и тому подобными несолидными существами.

Сбывалось ли такое? А подумайте сами. В первой группе «счастливых» животных все – домашние. В во второй, «несчастливые» – дикие или непоседливые(козел, курица). Когда дикие звери к человечьему жилью приходят? Когда или в лесу естьнечего, голодно, или сам жилец живет в последние дни тихо-тихо, еле-еле. Ну, откуда тут взяться счастью?

В разных странах, в том числе и в старой Руси интересно гадали по растопленному воску, свинцу или олову. Их плавили в ложке или черпачке и выливали в воду. Чтобы побыстрее было и подешевле, гадали, также, по белку разбитого в воду яйца, стряхнутой капле чернил, краски и т. п. Перед этим проговаривали вслух вопрос своей «судьбе».

Считалось: 1) если фигурки продолговатые, динамичные, то и события предстоящие будут такие же;

2) если плавные и витиеватьые, то дела пойдут медленно или хитро. В фигурках, к тому же пытались усмотреть схожесть с формами известных предметов – дом, конь, собака, корабль, церковь и т. п.

Сбывалось ли такое? А почему бы и нет? Посмотрим.

Каждый человек хоть немного предполагает, как пойдут события: 1) если он тревожится – выливает резко, нервно; 2) если довольно равнодушен, спокоен – льет свинец или воск плавно, не торопясь, обжечься не боится. Отсюда и различие в форме фигурок-отливок: резкие их контуры или плавные.

У многих их движение руки зависит и от характера: 1) энергиечные торопыги – выливали быстро;

2) ленивые копуши – медленно. И здесь формы будут совсем разные.

То же и когда в получившихся фигурках, или в тени от нихна стене – искали знакомые образы. Виделось то, чего боялись, или то, чего хотелось. Скажем, походило на «венок» выйдет девица замуж, «под венец», буквально. Походило на собаку – появится верный, «как собака» друг. Все объяснимо.

Гадание по собачьему лаю

В святочные вечера гадали даже на собачье гавканье. Ночью выходили у ворот и громко произносили: «Залай, залай, собаченька! Залай, серенький волчок! Там, залай, собаченька, где живет мой суженый!» После чего прислушивались чутко. Поскольку собак везде хватало, ждать долго не приходилось.

Считалось: 1) если заливисто тявкали поблизости, значит и замуж – в своей деревне;

2) если подвывали издалеко – то пойдешь на чужую сторону;

3) хриплое гавканье – быть жениху опытному, но старому;

4) лай тонкий и звонкий – пойдешь за молодого.

Было ли хоть немножко правды в таком гадании? Известно, что собаки чутки и тут же откликаются голосом на резкие, похожие на их гавканье звуки. Присмотритесь к этому – это так.

Даже в городе – иной раз, ночью, уронишь случайно карандаш или книгу, и, тут же в открытую форточку доносится тявканье всполошившегося где-то поблизости мохнатого беспризорника.

А дальше – просто. Если деревня небольшая и заброшенная, то собак своих мало, а вдали – тут же встревожились. Значит шансов оказаться в другом селе – больше. Так же и с возрастом собак: каковы псы, таков и хозяева.

Гадальный горшок

В свое время славный медвежонок Винни-Пух подарил грустному ослику Иа-Иа на день рождения – «очень полезный» горшок. В старой Руси с не меньшей пользой горшки применяли и в гаданиях.

Простейшее было такое: в горшочек кидали три вещи – небольшое украшение, корку хлеба и щепочку. И встряхивали, чтобы все перемешалось. А затем, закрыв глаза, быстро хватали первое попавшеесяпод руку. Считалось: 1) если хватишь украшение – быть тебе замужем; 2) если хлеба кусочек – будешь поживать, хлеб жевать, девкой прозябать; 3) щепочку – гроб и крышка сверху, или будешь жить кое-как и – не замужем. Так, одна за другой делала одна, вторая, третья подружки.

Казалось бы, много ли тут нагадаешь? Можно ли это назвать «психотестом» совершенно слепой выбор?! Действительно, многие гадания – это, на первый взгляд – выбор совершенно хаотичный. Буквально – что попадет. В самом деле, ну, могло ли что-либо здесь сбыться?!

Оказывается, даже тут – что-то сбыться могло. Тест-гадание основывался, фактически, на быстроте реакции и на чувствительности. Хотя, девушки вряд ли понимали это. Рука, попавшая в горшочек, каждый раз была разная.

Первая рука – чуткая, тревожная, от взолнованной, желающей замуж хозяйки. Коснувшись страшной щепочки или хлеба она тут же безотчетно проскальзывала дальше, в поисках украшения.

Вторая рука – неуклюжая, от флегматичной хозяйки с замедленной реакций. Коснувшись, она тут же машинально хватала и тащила предмет, даже еще не осознав, что это. И, разумеется, очень расстраи– валсь, при виде хлеба или щепочки.

А, затем, в жизни, так и получалось – кто-то замужем оказывался впереди и раньше, кто-то – гораздо позже.

Гадание на графине

В Европе, на Западе, колдуны применяли для гадания цельный «хрустальный шар» – из цельного куска стекла или подобно круглой колбе, наполненный водой. Изредка шар и впрямь был выточен из горного хрусталя или какого-то другого полупрозрачного камня. После рассказа пришедшего заказчика «маг» начинал вглядываться в шар и говорил, что он видит.

В старой Руси стеклодувы не были столь распространены. Поэтому в деревнях гадали по круглому «хрустальному» графину с водой или водкой. Его окружалт горящими свечами, а позади ставили еще и зеркало.

Эту хитрую оптическую конструкцию применяли иногда для обмана – чтобы насветить на графин какое-то заранее сделанное изображение. Тогда заказчику казалось, что он видит в шаре своего врага или, например, любимую девушку.

Но иногда колдун просто вглядывался в «пустой» шар и говорил о жизни заказичка и о его будущем. Неужели маг действительно «что-то» видел в шаре?! Конечно, и здесь бывало, что маг просто обманывал своими речами, говорил лишь приятные хорошие слова. Шар здесь служил просто, для отвода глаз – для видимости «волшебства».

Но не все «маги» были мошенниками и пройдохами. Были и люди, которые искренне верили в то, что делают. Для таких шар служил для отвлечения внимания от всей окружающей обстановки. Взор «мага» сосредотачивался только на шаре (по-другомуэто называется «медитация»). Полностью отвлекшись от всего видимого «отвлекающего» мира, «маг» пытался затем, как хороший актер, вжиться в его образ. И – начинал говорить.

И, вот тут-то выяснялось, что маг, не глядя, все время чувствовал, как заказчик реагирует на рассказ. И потому многие вещи сообщал почти безошибочно. Это поражало. А таких понятий, как «хорошая наблюдательность» или «хороший психолог» в давние поры не было. Это называлось – «волшебством».

Гадание при помощи двери

Когда, в какой-то семье дочь заявляла, что ей хочется замуж, мать, в шутку, устраивла ей простейшую «психологическую» проверку. Доченьке завязывали глазки, «закручивали» в центре избы и… отпускали «куда ноги понесут»!

А дальше смотрели: 1) если «ноги несли» к выходным дверям или в красный угол – быть близкому замужеству; 2) если же к печке – то оставаться ей еще «в девках» дома.

Пробовали и по другому: завязывали глаза, раскручивал, и девица кидала свой башмак через левое плечо, пытаясь попасть в открытые настеж двери. Считалось: 1) если вылетит башмак из дверей, значит и «птичка» из дома вылетит; 2) если не попадает в двери – жить ей еще при отце и при матери.

Почему так, наверно, понятно. Если желание пересиливало головокружение, то девушка, худо ли бедно, но – попадала в двери, а наоборот, означало – плохо пока «хочется» замуж!

Еще рассказывали, что девушки ходили к церковным дверям и окнам и слушали во время ночи, что им прислышится. Если послышится погребальное пение – то смерть в наступающем году, если свадебное пение, то быть замужем.

Собиратель XIX века замечает на полях, что «это гадание принадлежит к подслушиванию и по своему характеру должно быть преследуемо духовенством, так как суеверием не должно осквернять храма Господа».

Гадание по тележной дуге

Истосковавшиеся от одиночества сильно могучие невесты швыряли не только легковесные веники и или башмаки. Бывало и другое испытание. Выйдя на крыльцо, нежная девушка, как дискобол – метала через весь двор, в ворота – дугу, от телеги.

Почему именно дугу – понятно: многие раздвоенные по форме предметы(подкова, дуга, вилка на столе, искривленный гребень и т. п.), обозначали в народном быту – женское начало.

Желание придавало могучие силы: 1) если дуга долетала и попадала обеими концами или хотя бы одним в ворота – явно пора было зазывать сватов; 2) если же был «недолет», считали, что со свадьбой еще – рановато…

Гадание с замком

Бывало и так, что у девицы «глаза разбегались» от изобилия женихов. Чтобы выбрать лишь «его», одного-единственного прибегали к гаданию «на сон» с помощью… замка.

Гадание это было чисто женским, потому что дужка замка, как и дуга от телеги или все кольцеподобные предметы обозначла женское начало.

На ночь большой висячий замок навешивали на… собственнуюкосу и клался на подушку, прямо под затылок! Чтобы такие страдания не были напрасны, девица многократно причитала:

«Суженый, ряженый! Прошу в гости ходить, прошу замок открыть, хочу ключ просить!»

Затем, хоть и с трудом, но – ложилась спать.

Считалось: 1) если во сне явится кто-то и отомкнет замок своим ключиком, то именно он наиболее любящий; 2) если же не прибудет никто – то за девкой нужен еще «глаз да глаз».

Нетрудно догадаться, что, проворочавшись всю ночь и лишьнаутро заснув, девица, волей-неволей «выбирала» хотя бы одного, даже из огромной толпы сватающихся к ней красавцев.

Гадание при помощи зеркала

Зеркало казалось чем-то воистину волшебным. Даже крохотный его кусочек был способен отразить весь мир. Такое «Зазеркалье» считали чем-то самостоятельным и пытались в него иногда заглянуть, чтобы узнать о жизни собственной.

Зеркалом гадали ночью, в одиночку, голышом в бане, или же трясясь от страха в темном подвале или в чуланчике со свечами. В зеркало всматривались, всматриваясь до помутнения сознания и, до одури, неустанно взывая: «Ряженый-суженый! Приходи ко мне ужинать!»

В одном из спосбов обычно брали два разных зеркала, побольше и поменьше. Одно, иногда, располагали за спиной и вглядывались в него – через другое. Меж зеркал ставили две горящих свечи и зеркала располагали так, чтобы для глаз получался бесконечный «коридор». В конце этого-то коридора и должен был «появиться» таинственный незнакомец.

Ждать приходлось долго, зеркало тускнело, запотевало. Его протирали, вновь всматривались. Со временем начинала чудиться чья-то маячащая вдали фигура или выглядывающая непонятная физиономия.

Считалось: 1) если показалось знакомое лицо – то это и есть возможный жених и близость свадьбы неизежна; 2) если же в зеркале показался черт – то свадьбе не бывать.

Нетрудно догадаться, что желанный жених чаще виделось тем, кто посмелее. Трусливым же, разумеется, виделся – «черт», что еще более убеждало их в несчастливой собственной судьбе.

Старые авторы сообщают, что, иногда, жених, прослышав от нянек про предстоящее гадание, и впрямь являлся «в натуральном виде». Он прятался на время в бане, а затем выходил в самый разгар «сеанса». Жених целовал девицу в лоб, клал в колени фамильный перстень и исчезал, до будущего сватовства.

Сохранение золота

Обычай хоронить золото причисляют к обычаям языческих времен. Остатки обрядности сохранились в святках, но уже в форме забавы или как развлечение.

Дело в том, что в собрании сидящих девиц, дам и мужчин тихонько дают оставшееся от подблюдной песни кольцо, и оно передается тайком от одного к другому из сидящих рядом и смежно между собою, предоставляя кому-нибудь из мужчин или девушек искать это кольцо при пении обрядовой песни, пока искомое не найдется в чьей-либо руке. Пойманный в скрытии вещи в свою очередь начинает отыскивать, и так далее. Делают и по-другому. Молодые люди обоего пола собираются на вечер, берут кольца, перстни, запонки, сережки и другие мелкие вещи и кладут их под блюдо вместе с кусочками хлеба, сверх всего накрывают чистым полотенцем или салфеткой. После этого участвующие в гадании поют песню, посвященную хлебу и соли и потом другие подблюдные песни. По окончании каждой, запустив руку и отворо– тясь от блюда, из-под закрытого блюда вынимают какой-нибудь один предмет, попавшийся первым под руку. Это нечто вроде домашней лотереи. К этому применялось содержание песни, из которого выводится себе предвещание.

Но так как из-под блюда вынутые вещи не всегда попадаются тем, кому они принадлежат, то присуждается по этому случаю выкуп вещей. Участнику, вынувшему из-под блюда уже последнюю вещь, поют песню обыкновенно свадебную, как бы предвещая скорый брак. Затем и кольцо катят по полу, наблюдая, в которую сторону оно покатится: если к дверям, то для девушки – близость брака, для мужчины – отъезд. По наблюдениям Г. Снегирева, эти обряды близки с греческими обрядами и обрядами иудеев.

Тогда же после Рождества, Сочельника(24–25 декабря), в 2-недельных святочных гаданиях пели специальные «подблюдные» песни. У парней и девиц, участников праздничного сборища, собирали всякие драгоценные мелочи: кольца, перстеньки, ножички и прочую красочную дребедень. Все это клали в блюдо, покрывали салфеткой или полотенцем.

Пели, вразнобой небольшие грустные и веселые песенки, и под каждую песни («под блюдо») вынимали и первую поавшуюся вещь.

Чья это вещь была, тому и «доставалось» содержание исполненое песни. Шуток, жульничества и интрижек, здесь, разумеется, хватало с избытком. Темы песен были разные, к деньгам, к богатству, к счастью, к горю, к смерти и ныне, целыми сотнями исчисляются в фольклорных списках. Скажем, «к деньгам» была такая:

«Мышь пищит, сто рублей тащит!
Диво-ули-ляду!
Кому спели, тому – добро!»

 

Гадание на иголках

 

Из популярной физики известен такой немудреный фокус – положенная на воду железная иголка не тонет. Происходит это от того, что ее немного смазывают жиром или маслом. Иголку удерживают силы поверхностного натяжения поверхностной пленки воды.

Плавающие иголки использовали и для гадания. Ворожащая девица брала две иглы, натирала их салом, и опускала рядом друг с дружокй в широкую миску миску с водой. В качестве иголок представлялись она сама и жених, чье имя она вслухназывала. Считалось, что:

1) если иглы потонут – это худой признак;

2) сошлись вместе – скорое замужество;

3) разошлись, одна против другойявные происки «недоброжелателя»;

4) Разбежались в разные стороны – увы, вечная незамужняя жизнь…

Могло ли сбыться подобное гадание? Отчасти, видимо могло, но – не за счет каких-то «сверхесте– ственных» сил, а – за счет невольного поведения самой же гадающей. В самом делеесли не нравится жених, то и руки не стараются натереть иглу, она и потонет. Хочется, чтобы «он» был рядом, и руки «сами собой» полжат иголки так близко, что им – не разойтись. А уж как руки себя в миске с водой ведут, так и сама хозяйка этих рук – в жизни.

По сей день бывает и такое: цыганка-гадалка просит зажатьиглу в кулаке, на период длинного «гадательного» разговора, предупреждая: заржавеет – к смерти, не заржавеет – к жизни.

Девица, слушая, сжимала иголку, а затем – на только что чистой иголке выявлялись следы… ржавчины! Перепуганной клиентке, разумеется, за доплату, гадалка вызывалась «помочь».

Впрочем, это не более чем фокус. Если смочить иглу концентрированным медным купоросом, что и делают в мокрой ладони, и дать подержать подольше, на железе выступит красноватая медь. Медь будет выглядеть, как «ржавчина». А можно и просто одну иголку подменить на другую…

Загадка на икание

Кроме специальных гаданий на мужа, на урожай, на грядущий год, существоало множество «неспециальных» гаданий, которые проявлялись в виде примет.

Скажем, если человек икнул, считалось, что его кто-то «поминает». Такова была примета. А далее могло начаться примитивное гадание:

1) если икалось тяжело – «ругают»;

2) если икается легко – просто кто-то в разговоре помянул…

Загадывание на «говорящий» камешек

Можно было в старину погадать и по… «говорящему» камешку! Как же он «разговаривал»? Очень просто. Приносили в избу небольшой ворох слоомы, взбивли его и переминали так, чтобы соломины перепутались как можно сильнее.

Солому кучей клали на стол, а сверху ставили сковородку, слегка залитую водой. В центр сковородки помещали небольшой камушек, такой, чтобы он легко перекатывался, едва лишь сковорода чутьчуть смещалась. И девица, задав сокровенный вопрос, начинала тащить на себя соломинку, наугад взятую. Сковородка кренилась, ее потряхивало. Тихо плескала вода, скреб по донышку перекатывающийся камушек, словно «разговаривал», и, в этих звуках, пытались расслышать «ответ» на заветное желание…

Гадальная каша

Как заварил кашу, так ее и расхлебывай – именно таков был принцип гадания в Васильев день (1 января), на будущий урожай. Ранешенько, в 2 часа утра, старший из мужчин приносил воды, старшая из женщин доставала крупу. Пока печь не растопится, до воды и крупы не дотрагивались – не смели.

Все семейство угрюмо сидело за столом и помалкивало.

Наконец старшая «затирала» кашу, мешала ее и причитала:

«Сеем постную гречу во все лето! Уродилась наша греча крупна и румяна! Звали-позвали нашу гречу во Царь-град побывать! …»– и т. п. Семейство вставало по стойке «Смирно!» и хозяйка с поклоном загружала кашу в печь.

Когда поспевало время, горшок извлекали и с подозрением осматривали – не треснул ли? Это обозначало бы – полный развал хозяйства на будущий год. Полон ли? Ежели мало, не полон, то и удачи мало.

Смотрели: не «удрала» ли каша из горшка – это означило бы бегство счастья из дома. Впрочем, если каша поднималась чуть выше краев горшка, считали, что это совсем не плохо. Если же «удрала» – тоже, не всегда горевать. «Удрала» в печь – к счастью. Но, уж ежели – к устью печи, к выходу, то увы, неудачи на весь год пророчились.

Еще снимали ножом пенку. Коли каша «красная», пышная, полная, будет и счастье «полное» всему хозяйскому дому, и богатый урожай и искусница-дочь. Все дружно садились за стол и уничтожали кашу до последнего зернышка. Но, если ж каша была мелкая, белая, то это был худой признак и ее выбрасывали в реку, на радость рыбам…

Гадание по коже или шкуре

О своей судьбинушке гадали девицы еще и по коровьей шкуре или по коже. Кожу расстилали темной ночью, где-нибудьна безлюдном пустынном перекрестке, где, как считалось, бродит нечистая сила. Девицы садились на кожу, очертивались ножиком вкруг себя, тем самым условно «огораживались от недруга», т. е. черта, и закрывались, с головой, скатертью. Подобные круги чертили европейские маги– некроманты(«мантика» гадание, «некрос» – мертвец, дух).

Затеми, дрожа от страха, девицы брали друг друга за мизинцы. Вслух извещали судьбу о своих желаниях и затем вслушивались в таинственную тишь.

Считалось так:

1) если казалось, будто вдали кричат, это означало свадьбу;

2) ежели поют весело – радость;

3) поют заунывно – к печали,

4) ругается кто-то промеж собой – исполнение желаний;

6) вой собак – пожар или домашине хлопоты;

7) колокольный звон – предвещает могилу.

Слышали, таким образом, то, чего кто боялся, и кому чего страстно хотелось…

Впрчем желающих подшутить над укрышимися скатертью девицами всегда находилось немало.

Гадание по кольям или жердям

 

Походя, очень просто гадали по кольям и жердям в плетне, почти как по испытанной нашей ромашке, где приговаривают стандартную формулу: «Любит-не любит. Плюнет – поцелует. К сердцу прижмет – к черту пошлет».

Здесь же, загадав на жениха, потсукивали рукой по кольям, шагая вдоль и приговаривая: «Богатый, бедный, вдовец, молодец», и прочие рифмующиеся присказки. Точно так же иногда гадали по ступенкам лестницы, по поленьям и всему прочему, что подавалось счетоводству…

Гадание на колоске

Каждому – свое. Молодых интересовала личная жизнь, стариков – урожай. В Новый Год, 1-го января (если по старому стилю – то отнять 13 дней), придя от утрени, хозяйка шла на гумно. Там, из омета соломы зубами выдергивала соломинку и смотрела: какова попалась «добыча»?

Считалось: 1) если с колосом попадет – будет год урожайный (мышей мало или сыты); 2) без колоса – может и неурожай приклюбчиться. Девицы же, молодухи же, на Святки, похоже гадали на жениха: подходили спиной к омету, закидывали голову назад, и, опять-таки, ртом, без помощи рук, не глядявыдергивали соломку. Смотрели: 1) если с колоском, то житьбогато; 2) если пустая, без колоса – бедно.

Ныне, в городских условиях можно воспользоваться пачкой сладкой соломки. «Прожаренная» попадется – будет муж смугл и с деньгами. Бледная – муж будет бледен и беден. Толстая – будет толст, худая – худ! Фантазируй, сколько душе угодно!

Гадание с колечком и бокалом

Всевозможные кольцеобразные предметы обозначали в гадании и магии – женское начало, продолговатые – мужское.

Гадая на себя, девицы опускали, например, кольцо на ниточке в хрустальный бокал с водой или вином. Тихо горела свеча, мерцали на стекле таинственные блики и девица судорожно всматривалась «вглубь» кольца. Там, «как обещали», должно было явиться лицо суженого. Бывало, что и «виделось».

Еще катали колечко по полу, уронив его сверху, с руки. Куда оно покатится? Если к дверям – скоро замуж, а коли от дверей – придется еще подождать. Для мужчин, если к дверямозначало какую-то поездку.

Еще в одном гадании с колечками участвовало сразу много подружек, которые кидали свои кольца в миску или решето с зерном. Все это перемешивали, накрывали платком и каждая, не глядя, выхватывала полную горсть «неизвестно чего».

Смотрели: что попалось? Результаты отличалсь:

1) если кольцо, значит – быть замужем;

2) если в жадной ладошке оказывалось два кольца, будет два мужа;

3) если ни одного – то в этот год свадьбы не видывать;

4) если золотое – за купца;

5) с цветными камушками – за барина;

6) серебряное – за «мущину» состоятельного и непьюшего;

7) медное – ясно, за кого – за «лапотника», бедняка и пропойцу.

Гадание на кофейной гуще

В состоятельных домах гадали и по черному кофе. Чашку с кофейной гущей накрывали блюдечком и переворачивали.

После – блюдце ставили на стол и наливали воду. Чашечку погружали трижды, краями, с «магической» фразой: «Верность, дружба и согласие». Получались «тени»– пятна кофейной гущи.

Считалось, что если привиделась:

1) тень «человека» – свидание влюбленному, бедняку – пропажу;

2) тень «дома» – богатому – стать богаче, а бедному – беднее;

3) струйчатые тени «растений» – ссору, неудачи и прочие пакости;

4) тени «животных» говорили о чьих-то интригах и кознях.

Гадание с кукушкой

Если хочешь, все-таки, узнать, сколько осталось жить на свете – спроси кукушку. Правда, кукует она не всегда, но ее можно предварително раззадорить, раздразнить, самому активно покричав «Ку-ку!»

Если увиденная вами птица – самец, то он непременно подлетит поближе, сядет, поводя задранным хвостом и будет рьяно выкликать «сородича». Вот тут поторопитесь спросить: «Кукушка-кукушка, сколько мне жить осталось?» Вам «накукуется» очень даже немало.

Гадание с курицей

Изощренная фантазия будущих невест никогда не знала покоя. Ночью, в полной тьме заходили они в курятник и снимали с насеста ничего не подозревающую курицу. Выносили на свет и исследовали. Считалось, какова курица, таков и жених:

1) белая – будет толстый и белый;

2) рябая – и муж будет рябой(переболевший оспой);

3) попался петух, да еще разноцветный – жених будет щеголем и гулякой.

На Святки куриц заносили в горницу и гадали уже пло другому: заранее раскладывали хлеб, блюдце с водой, кольца – золотые, сербрянные, медные. Каждая девица выпускала свою, помеченую цветной ленточкой избранную курицу и все дружно примечали: какая что клюнет.

Полагали, как всегда, так:

1) клюнет золотое – богатый будет жених;

2) серебрянное – тоже, не бедный;

3) медное убогий и нищий;

4) станет клевать хлеб – вечно голодный бедняк;

5) а уж если воду пить – забулдыга и пьяница.

В Сибири во время гаданий впускали на середину комнаты курицу с петухом и замечали: если петух гордо расхаживает и щиплет курицу, то муж будет сердитый; но если и курица будет храбриться, то это знак того, что жена будет одерживать верх над мужем.

Гадание по ладони

По ладони, как известно, гадают многие. На это раньше была целая гадательная дисциплина, хиромантия (от греческого слова «хиро» – рука). В ней немало мистики и вымысла, но главные признаки берутся просто от «физиологии» человека, от свойств тела. В самом деле, догадаться, подчас, было слов– сем нетрудно: грубая крепкая ладонь – грубоватый простой человек. Изящная верткая ладошка – и владелица ее явно ткаая же»: хитроватая, озорная, верткая, как лисичка. Фактически это была просто… медицинская и психологическая диагностика!

Но, кроме хиромантии были и более немудреные «гадания».

Считалось, что если:

1) чешется ладонь – деньги считать;

2) правая рука чешется – брать деньги, получать;

3). Левая свербит отдавать деньги, терять, ибо левая сторона считалась всегда «нечистой», отрицательной, а правая – наоборот, «чистой», положительной, хорошей, доброй.

Гадание по лебедям

Участвовали в гаданиях не только куры, но и – лебеди. Правда, не настоящие, а маленькие, восковые. Гадальщица выбирала лебедя с лебедкой, опускала, порознь в чашку с водой и накрывала платком. Перед сном смотрели: где лебеди?

Здесь все было примерно так как и с иголками(см. Игла):

1) разбежались если по краям чашки – не будет мужа в ближайшем году;

2) вместе лебеди плавают – жизнь с мужем будет дружная и согласная;

3) а если чуть-чуть разошлись фигурки, то – не беда, будут и браниться, и мириться, но друг друга– так и не бросят…

Гадание с лодочкой

Среди гаданий придумали, например, и такое: ставили на столе большой таз, наполовину с водой и пускали туда лодочки – скорлупки от грецкого ореха, с маленькой горящей свечечкой. А по краям таза к воде вешали бумажные язычки-ярлычки с надписями, типа: Любовь, смерть, болезнь, свадьба, разлука и т. п.

Гадающий на свое имя, опускал лодочку в середину таза и слегка тряс бортик. Куда плыл кораблик– брандер, какую бумажку поджигал – такой «судьбе», считалось и быть…

Гадание с ложкой

Дорога ложка к обеду, а к гаданию – еще дороже. В лохань с водой девицы пускали плавать деревянные ложки и начинали бултыхать воду в лохани. И смотрели: чья ложка отплыла от бортика – той быть замужем в этом году!

На Рождество, в чашку с кутьей (пшеничная каша с изюмом), каждый клал ложку, а после, сверху ставили пирог и до утра накрывали скатертью. Проснувшись, смотрели:

1) чья ложка не перевернулась – будет жив-здоров;

2) если же превернуласьсчитали, что предвещает худое.

Впрочем, одни гадания не сходились с другими, и к страшным «предсказаниям» относитлись вполне «философски».

Еще в одном гаданьи – в ложки наливали воду и выставляли на мороз. Замерзнет вода «ямкой» – не видать добра, но если «бугром» – будешь жить долго и счастливо.

Гадание с луковицей

Иногда девицы брали луковицу. Примечали, каждая свою, и клали на землю: чья росток раньше даст – той детьми раньше обзавестись, да и замуж выйти.

Казалось бы – полная случайность выбора? Нет. Не тут-то было. Каждому человеку свойственно выбирать предметы, «напоминающие», его самого, в частности… его лицо!

Широкое, как луна, личико – вот и выбрана широкая толстая луковка. Узкое, худощавое – выбрана луковка потощее. А результат, и впрямь – налицо! Одна, сочнее и толше – взойдет раньше, а тощее и суше – попозже. И в жизни крепкая молодуха, разумеется, куда раньше находила поклонника, чем худая телом, бледненькая и незаметная.

Гадание с лучинкой

Что, единственное, подчас, освещало скромнуюжизнь сельской девицы в темные скучнеы вечера? Конечно же не дорогие свечки и не керосиновые лампы. Это была простая, с утра нащепленая и у печи высушенная лучина, торчащая над узорным корытцем с водой, стоящим на четырех ножках, словно табуретка.

Пробовали, скжаем, «вздуть» с уголька огонь на лучину. Как разгорается? Смотрели:

1) если долго – муж будет над женой командовать;

2) легко загорится – муженек попадется наивный и податливый, вполне покладистый.

Это был своеобразный тест: слабенькая девица и дует – еле-еле, робко. Куда такой с мужем справится? А сильная дунет крепко, огонь мигом разгорится, да и с мужем такая свое мнение отстоит быстрее.

Еще втыкали лучину в бревно, даввали разгореться и смотрели, с какой стороны упадет пепел, оттуда и «ждать» жениха. И глупо, и просто: неосознанно, рука втыкала лучинку «именно так», чтобы пепел упал со стороны наездов своего милого…

Еще – окунали лучинку в воду, бежали домой и внось гадали:

1) загорится – быть замужем;

2) не загорится – не бывать;

3) погаснет на середине – не видать счастья в браке.

Понятно и здесь – расторопно окунула, не намочила, значит, и в девках не засидится. Потому что – шустрая прыткая. Сунула неуклюже в воду и вытащила лениво – не скоро быть «бабе толсторукой» замужем. А уж если и лучину ломала небрежно, та вся в трещинах, то – наберет щепочка воды и… погаснет на середине! Простая физика, плюс, немного – психология.

Еще – на здоровье лучиной гадали:

1) ясно горит – долго, значит, жить;

2) с искрами – будут и болезни;

3) погаснет внезапно – умрешь скоро, и не своей смертью.

Причины – те же: ровно обломала лучину, опытной сильной рукой – и горит ровно. Еле «отковыряла» щепочку – слабенькой болезненнй ручонкой, и – вся она в трещинках – горит, искрит, трещит. А уж подломала случайно – так и вовсе неумеха и тетеря бездарная…

Гадание на «молчок»

Гадали и на «молчок», то есть на мертвое собственное молчание, когда, набрав у колодца или ручья в рот воды, толпа девушек, с надутыми щеками и выпученными глазами, опрометью мчалась назад, в село, в избу.

Побеждала та, кому удавалось не засмеяться, не спотыкнуться, ни поперхнуться, ни проглотать воду, а донести до избы.

Для такой стойкой, жених, как считалось, обязательно достанется раньше всех. Если ж пролила или проглотила, со смеха ли, от усталости – не видать жениха, как своих ушей. И, по жизни, понятно, конечно, сильные и быстрые – и добегут быстрей всех и замуж раньше «выскочат». Ну, а лентяйки и копуши, – выйдет, разумеется, позже всех.

Гадание с ниткой

Иные гадания-психотесты были просты до примитивности, однако же считались весьма «действенными». Скажем, сучили девицы нитку, мяли ее в пальцах и опускали комочек в воду. Что с ним случится?

Если нитки начинали в воде вертко раскручиваться, после ловких быстрых пальчиков умелицы– рукодельницы, то это «предвещало» и жизнь «такую же», шумную, живую, веселую(и, видимо, «вертлявую»). Но, уж если нитки едва шевелились, а то и вовсе были неподвижны, то и жизнь это обещало скучную, нудную и малоподвижную. Какова нитка – такова и хозяйка.

Гадание в окошке

Ночью, на Святки, девицы подкрадывались к соседским домам: смотреть ужинающих. Если замечали сидящих «с головами», то это и своим родным предвещало остаться «с головой», то есть быть живым и здоровым. Если же из-за занавесок и рам голов не было видно, то ожидали различных напастей.

Смысл здесь, отдаленный, как ни странно – был: в снежный год, сугробы были высокие, с них далеко было «видать», обещало это обилие воды весной, будущий урожай осенью и, естественно, сытую здоровую жизнь. А низкий сухой сугроб, с которого и в окошко-то не заглянешь, пророчил мало воды, плохой урожай, а отсюда голод, смерти, болезни…

В другом гаднии вывешивали на окно, уже свое – ключи, щетки, полотенце. Если кто-то из догадливых прохожих трогал эти предметы рукой, то девицы торопились спросить «Как звать?», поскольку считалось, что так можно установить имя будущего мужа.

Гдание с оловом

В попытках открыть заветное будущее, лили в холодную воду расплавленное олово, свинец или горячий воск (иногда – вар или смолу). Гадали по-разному, например: в какуую сторону пойдет пар от воды – в ту сторону и замуж идти.

Еще – смотрели получившуюся фигурку отливку. «Толстенькие» и правильные означали что-то доброе, с отростками, продолговатые и кривые – нечто злое. И здесь «психотест» зависел от характера и физического склада гадающей: быстро вылила, резко – вот фигурка получилась компактная, а долго выливали – так и получится «змея подколодная»…

Гадали, кстати, и на вполне конкретные формы. Так, если фигурка напоминала «церковь», то скоро и свадебка. Но, если фигура плоска и продолговата, то, увы – гроб…

Гадание с обедом или ужином

Собираясь нанять работника, гадали довольно своеобразно: «на обед», смотрели, как приглашенный человек ест.

Сметливая хозяйка разливала гостям борщ, а хозяин приглядывал: кто как ест? Если быстро, споро и чисто, да добавки просит – то хороший будет работник, исполнительный и не каверзный. А уж если жадничает или еле ложку держит, то такихи брать – не след…

А есть и другой способ погадать, тоже связанный с едой. Девушка приходит в пустую комнату одна, приносит с собой два прибора, зеркало и свечу, ставит все в порядке на стол и, сев против зеркала, гадает: «Суженый, ряженый, приди ко мне ужинать». Минут за пять перед его приходом начинает зеркало тускнеть, а девушка начинает протирать зеркало подготовленным полотенцем. Наконец, придет некто и смотрится через ее плечо в зеркало, и когда невеста рассмотрит все черты его лица, тогда закричит: «Чур, с его места». Тогда дьявол, который принимал образ ее жениха, исчезнет, а невеста будет знать образ своего жениха. Но если невеста не робкая и не боится, то жених, или дьявол, который принял образ жениха, сядет за стол и, вынув из кармана кольцо, или бумажник, или что другое, положит на стол, тогда невеста зачурается и эта вещь останется ей.

Гадание с петухом

В Сибири, во время гаданий выпускали на серединукомнаты курицу с петухом.

Затем примечали: 1) если петух расхаживает «гордо» и «пощипывает» курицу, то и муж будет строгий и сердитый; 2) если же курица будет «храбриться» и даст сдачи, то значит и жена спуску не даст. Выбрать же «соответствующую» курицу, вольно или невольно, конечно же, не составляло труда.

Брали веревочку, связывали петуха с курицей хвостиками: Кто перетянет? Если петух – муж будет главой семейства, а ежели курица, то – жена. Видимо, выводы были просты: каковы хозяева, таковы и куры…

Гадание «на полено»

 

На 1-е января, т. е. в Новый Год, для того, чтобыузнать «физиологические параметры» будущего жениха, невесты, чтобы не ошибиться при выборе(большой или маленький, худой или толстый), гадали по… полену! Этим, конечно, не подразумевалось, что жених будет «туп, как полено, но иногда сходство все же прослеживалось.

Девицы не глядя, задом, подбирались к поленнице дроб и, зажмурясь, вытаскивали первое попавшееся полено. Потому усаживались, где поудобнее и начинали анализировать признаки своего «скорови– ща». Их было много:

1) если полено, по спилу было крепкое и гладкое, то, соответственно, и мужу быть, молодому и сильному. С трещинами попадется – старик или убогий;

2) полено в ровной, гладкой коре – обещало красивого, спокойного и доброго, а в коре шероховатой – ругливого, сварливого и довольно неказистого на вид;

3) кривое – разумеется и означало «кривого»: урода или калеку;

4) ободранное, означало, мужа «нуждающегося». В толстой коре, разумеется, богатенького, а без коры – голытьбу и пропойцу;

5) толстое полено «предрекало» плечистого здоровяка, а небольшое – мужа, слабенького и тощего.

По количеству сучков – судили о числе детей. Если много торчащих сучков и палочке – многодетная будет семья. Нет сучков – бездетная. И – так далее.

Слушание проруби

Были такие гадания, когда девицы выходили в лунную ночь на реку, «послушать в проруб…»

Няньки стелили на льду, подле проруби, воловью шкуру и девицы пристально всматривались и вслушивалисб, не привидитсяли что-то «чудесное» – в темной чуть приментно колышущейсяповерхности.

Полагали так: 1) которая выйдет в этом году замуж – узрит в таинственной лунной воде своего суженого, причем в том самом виде, в каком будет сговор; 2) которой же еще сидеть «в девках» – услышит лишь «стук» из воды.

Гадание по прутику

Очень-очень просто гадали по пруту. Перед Новым Годом члены семьи брали каждый по прутику из хвороста и выставляли рядком на дворе(в наше время можно – на зимнем балконе) на ночь, втыкая в снег или в промерзшую землю.

Утром смотрели, проверяли: 1) если останутся большинство прутиков стоять – год будет хороший, урожайный и без напастей; 2) упадет большинство прутиков – плохой будет год, неурожайный и лишь на болезни богатый; 3) останется твой прутик стоять – и здоров будешь; 4) наклонился под ветром – заболеешь. 5) а уж если пал и в стоорну откатило – совсем плохо.

Логика была проста. Если снег лежит и снег глубокий, то и пруты глубоко воткнутся, не упадут. Очевидно, и воды по весне будет много, будет год урожайный. Все будут жить-поныживать и добра наживать. А ежели еле втыкается прутик в чутьприкрытую снежком оледенелую землю, да и руки слабоваты, то – ясно, упадут прутики. Сам год будет безводный, неурожайный, откуда тут быть здоровью?

Гадание на псалтыре

Гадали, также, по любой книге, раскрывая ее где попало и читая первую попавшуюся строку или фразу. Чаще, для такой цели служил сборник псалмов, «псалтырь». По нему некогда гадал еще великий князь Владимир Мономах.

Впрочем, гадали и по другому. Вкладывали в псалтырь записочку со своим вопросом, вставляли в книгу ключ одним концом, а другим концом, с кольца – привязывали суровую нитку. Гадающий, или кто-то посторонний утверждали ключ на пальце и, вслух или про себя, задавал интересующий вопрос.

Волнение при вопросе(или – отсутствие оного), естественно, пронизывало и тело и душу держащего. Руки, естественно, начинали трястись мелкой дрожью и «книга» начинала реагировать. Если подвешенная псалтырь начинала вращаться – это был ответ утвердительный. Если ж была неподвижна – наоборот.

В психологии подобные непризвольные движения называются» идеомоторными актами», от слов «идеос» – психика, «моторик» – движение. На них основывается целый класс гаданий усамых различных народов – по решету, по блюдцу, по ручным весам, маятнику, лозе(прутику), рамке и т. п. Вплоть до напичканного электроникой «детектора лжи», «полиграф


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.09 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал