![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 12. Основные меры защиты населения от радиационного воздействия при авариях на атомных электростанциях.
Широкое распространение и применение источников ИИ в науке, медицине, промышленности, и сельском хозяйстве диктует необходимость применения системы мер государственного и международного контроля за обеспечением радиационной безопасности. Катастрофа на Чернобыльской АЭС заставила пересмотреть отношение к критериям безопасности при работе атомных электростанций и к мерам защиты населения при аварийных ситуациях. • Радиационная безопасность населения - состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного воздействия ионизирующего излучения • Цель радиационной защиты - предупреждение возникновения детерминированных эффектов путем поддержания доз ниже соответствующих порогов и обеспечения практически всех приемлемых мер для уменьшения вероятности возникновения стохастических эффектов. • Главной целью радиационной безопасности является охрана здоровья населения путем соблюдения основных норм радиационной безопасности в различных областях хозяйства, в науке и медицине.
В последние несколько десятилетий создан ряд межправительственных (МАГАТЭ, ЕВРАТОМ, ВОЗ, МОТ) и неправительственных (МКРЗ, ФИРЕ) международных организаций, на рекомендациях которых основано правовое регулирование использования источников ионизирующего излучения в различных странах. 1. МКРЗ (ICRP) - Международная комиссия по радиологической защите - независимый, неправительственный орган. Ее цель - установление основных принципов радиационной защиты и публикация соответствующих рекомендаций. 2. МАГАТЭ (IAEA) - Международное агентство по атомной энергии. Это международная межправительственная организация для осуществления сотрудничества и использования ядерной энергии в мирных целях. Агентство осуществляет контроль за безопасностью ядерной энергетики. 3. НКДАР (UNSCEAR) - Научный комитет по действию атомной радиации, образованный Генеральной Ассамблеей ООН в 1955 году. Он предназначен для сбора и изучения информации по наблюдавшимся уровням ионизирующего облучения окружающей среды, а также по последствиям такого облучения для человека.
В Республике Беларусь основы правового регулирования в области обеспечения радиационной безопасности населения определены в Законе Республики Беларусь «О радиационной безопасности населения» (1998 г.). Он устанавливает право граждан на радиационную безопасность и обеспечивается за счет проведения комплекса мероприятий по предотвращению радиационного воздействия на организм человека ИИ. Кроме того, Закон устанавливает основы правового регулирования в области обеспечения радиационной безопасности населения, направленный на создание условий по обеспечению охраны жизни и здоровья людей от вредного воздействия ИИ. На основании вышеупомянутого закона утверждены и введены в действие «Нормы радиационной безопасности (НРБ-2000)». В них содержатся подробные требования к ограничению облучения населения техногенными и природными источниками и к мерам контроля за выполнением этих норм. В НРБ-2000 учтены все новые рекомендации Международной комиссии по радиационной защите (МКРЗ) и Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). НРБ-2000 предусматривают ограничения облучения населения от отдельных природных источников. На основании Закона основным принципом обеспечения радиационной безопасности является принцип нормирования – не превышение определенных пределов доз облучения граждан от всех источников ионизирующего излучения. При этом запрещаются все виды деятельности с использованием источников ионизирующего излучения, при которых получаемая польза не превышает риск возможного вреда для человека и общества. Кроме того, с учетом экономических возможностей и социальных факторов поддерживается на достижимо низком уровне число облучаемых лиц, и минимизируются дозы их облучения. Основные пределы доз соответствуют Международным нормам радиационной безопасности (от природного, техногенного и медицинского облучения). Законом устанавливаются следующие основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз) облучения на территории Республики Беларусь в результате воздействия источников ИИ: - для населения средняя годовая эффективная зона равна 1 мЗв, в отдельные годы допустимы большие значения эффективной дозы при условии, что средняя годовая эффективная доза, исчисленная за 5 последовательных лет, не превысит 1 мЗв; - для работников средняя годовая эффективная доза равна 20 мЗв. Регламентируемые значения основных пределов доз облучения не включают в себя дозы, создаваемые естественным радиационным и техногенно измененным радиационным фоном, а также дозы, получаемые гражданами (пациентами) при медицинском облучении. Для определения получаемых доз облучения необходимо измерять не только уровень внешнего облучения, обусловленный источниками, находящимися вне тела человека. Необходимо также определять так называемое внутреннее облучение, вызываемое радиоактивными веществами, содержащимися во вдыхаемом воздухе и потребляемой пище. Внутреннее облучение непосредственно не измеряется – контроль над внутренним облучением осуществляется путем измерения содержания радионуклидов в воздухе и продуктах питания и расчета получаемых при этом доз облучения. Основным количественным критерием внутреннего облучения человека является годовое поступление (количество радиоактивных веществ, попавших в организм через органы дыхания и пищеварения). Годовое поступление нормируется путем установления допустимых уровней содержания радионуклидов в воздухе и в различных продуктах питания с учетом их среднего годового потребления. Например, допустимый уровень содержания радионуклида 137Cs в питьевой воде составляет 10 Бк/кг, а в молоке – 100 Бк. q В случае возникновении аварии на РОО: - контроль за ее развитием, защитой персонала осуществляется администрацией данной организации; - контроль за облучением населения осуществляется местными органами власти и государственным надзором за радиационной безопасностью. Если предполагаемая поглощенная доза облучения за 2 суток достигает уровней, превышающих показатели (в табл.), то принимаются срочные меры защиты. Табл. Уровни доз, при которых предполагается вмешательство при любых обстоятельствах (острое облучение)
Услышав сообщение об опасности радиоактивного заражения, необходимо: 1. Надеть средства защиты органов дыхания (противогазы, респираторы, ватно-марлевые повязки) взрослым и детям.
4. По возможности принять противорадиационные препараты из индивидуальной аптечки (цистамин и йодистый калий).
Способы дезактивации одежды и предметов личного пользования. После выхода из зоны радиоактивного заражения необходимо как можно быстрее провести частичную дезактивацию и санитарную обработку, т. е. удалить радиоактивную пыль: при дезактивации – с одежды, обуви, средств индивидуального защиты, при санитарной обработке – с открытых участков тела и слизистых оболочек глаз, носа и рта. При частичной дезактивации следует осторожно снять одежду (средства защиты органов дыхания не снимать!), стать спиной к ветру (во избежание попадания радиоактивной пыли при дальнейших действиях) и вытряхнуть ее. Затем развесить одежду на перекладине или веревке и, также стоя спиной к ветру, обмести с нее пыль сверху вниз с помощью щетки или веника. Одежду можно выколачивать, к примеру, палкой. После этого следует продезактивировать обувь: протереть тряпками и ветошью, смоченными водой, очистить веником или щеткой, помыть. Противогаз дезактивируют в такой последовательности. Фильтрующе-поглощающую коробку вынимают из сумки, сумку тщательно вытряхивают; затем тампоном, смоченным в мыльной воде, или жидкостью из противохимического пакета обрабатывают фильтрующе-поглощающую коробку, соединительную трубку и наружную поверхность шлема-маски. Затем противогаз снимают. Тканевые маски при дезактивации тщательно вытряхивают, чистят щетками, при возможности стирают в воде. Зараженные ватно-марлевые повязки уничтожают (сжигают). При частичной санитарной обработке открытые участки тела, в первую очередь руки, лицо и шею, а также глаза обмывают незараженной водой; нос, рот и горло полощут. Важно, чтобы при обмывке лица зараженная вода не попала в глаза, рот и нос. При недостатке воды обработку проводят путем многократного протирания участков тела тампонами из марли (ваты, пакли, ветоши), смоченными незараженной водой. Протирание следует проводить в одном направлении (сверку вниз), каждый раз переворачивая тампон чистой стороной. Зимой для частичной дезактивации одежды, обуви, средств защиты и даже для частичной санитарной обработки может использоваться незараженный снег. Летом санитарную обработку можно организовать в реке или другом проточном водоеме. После проведения обработки обязательно осуществляется дозиметрический контроль. Если при этом окажется, что заражение одежды и тела выше допустимой нормы, частичные дезактивацию и санитарную обработку повторяют. В необходимых случаях проводится полная санитарная обработка. Своевременно проведенные дезактивация и санитарная обработка могут полностью предотвратить или значительно снизить степень поражения людей радиоактивными веществами. МЕРОПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ВЫЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РАДИОАКТИВНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ ТЕРРИТОРИЙ Нижеперечисленные мероприятия проводятся непосредственно после аварии на радиационно опасном объекте в течение 10-90 суток. В дальнейшем в зависимости от уровня радиоактивного заражения местности, могут проводиться и другие мероприятия. В очагах и зонах радиоактивного заражения постоянно проводятся - разведка очагов и зон заражения, оценка степени опасности; - йодная профилактика населения (при необходимости); - ограничение пребывания населения на открытой местности и срочная эвакуация отдельных групп населения (при необходимости); - исключение или ограничение потребления населением зараженных радиоактивными веществами продуктов и воды; - использование средств индивидуальной защиты населением при работах на открытом воздухе; - дезактивация продовольствия и воды; - дезактивация местности, зданий, сооружений и техники; - комплекс мероприятий санитарно-гигиенического и лечебно-профилактического характера - перевод домашних животных на стойловое содержание, на незараженные корма и их эвакуация (при необходимости). - Перечислим основные меры, направленные на за щит у населения загрязненных радионуклидами территорий 1. Дозиметрический контроль радиационной обстановки на всей территории Республики Беларусь и ее прогнозирование. 2. Оповещение населения о радиационной обстановке. 3. Дезактивация территории, объектов и продуктов питания. 4. Захоронение образовавшихся в результате дезактивационных мероприятий радиоактивных отходов, а также отходов промышленного и сельскохозяйственного производства с повышенным содержанием радионуклидов. 5. Контроль за использованием, распространением и захоронением радиоактивных материалов. 6. Ограничение свободного доступа населения на территории с высокими уровнями радиоактивного загрязнения и прекращение хозяйственной деятельности. 7. Перепрофилирование в лесном и сельском хозяйстве и обеспечение радиационно-безопасных условий труда. 8. Реабилитация сельскохозяйственных угодий. 9. Меры по снижению содержания радиоактивных веществ в сельскохозяйственной продукции и в продуктах ее переработки. 10. Организация медицинской помощи пострадавшим. 11. Комплекс лечебно-профилактических мероприятий. 12. Пропаганда рационального питания. 13. Контроль за распространением загрязненных радионуклидами продуктов 14. Компенсация ущерба населению (социального, экономического). 15. Благоустройство населенных пунктов. 16. Социальные и другие дополнительные меры.
*Сбор грибов и ягод, лекарственных трав, выпас скота и заготовка сена в лесах разрешаются при плотности загрязнения цезием–137 до 2 Ки/км2. Способы и средства защиты человека от ИИ.
|