Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Процесс «Менеджмент ресурсов».






Организация должна определить и обеспечить ресурсы, необходимые для внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества, а также постоянного повышения ее результативности; повышения удовлетворенности потребителя посредством выполнения его требований.

Организация должна:

- установить необходимую компетентность персонала, выполняющего работу, которая влияет на соответствие продукции требованиям;

- обеспечивать, если применимо, подготовку или предпринимать другие действия для достижения необходимой компетентности;

- оценивать результативность предпринятых действий;

- обеспечивать осведомленность персонала об актуальности и важности его деятельности и вкладе в достижение целей в области качества;

- поддерживать в рабочем состоянии соответствующие записи об образовании, подготовке, навыках и опыте.

Организация должна определить, обеспечивать и поддерживать в рабочем состоянии инфраструктуру, необходимую для достижения соответствия продукции требованиям. Инфраструктура включает:

- здания, рабочее пространство и связанные с ними средства труда;

- оборудование для процессов (как технические средства, так и программное обеспечение); - службы обеспечения (например, транспорт, связь или информационные системы).

Организация должна определить требования к производственной среде, необходимые для достижения соответствия продукции требованиям, и управлять этой средой. Термин «производственная среда» относится к условиям, в которых выполняется работа, включая физические, экологические, психологические и другие факторы (такие как шум, температура, влажность, освещенность или погодные условия).

 

 

25. Структура бизнес-процессов СМК и требований к ним. Процесс «Создание продукции».

Организация должна разработать, документально оформить, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии систему менеджмента качества, постоянно повышать ее результативность в соответствии с требованиями настоящего стандарта.

Организация должна: a) определять процессы, необходимые для системы менеджмента качества, и их применение во всей организации; b) определять последовательность и взаимодействие этих процессов; c) определять критерии и методы, необходимые для обеспечения результативности как при осуществлении этих процессов, так и при управлении ими; d) обеспечивать наличие информации и ресурсов, необходимых для поддержки этих процессов и их мониторинга;

e) осуществлять мониторинг, измерение, если применимо, и анализ этих процессов; f) принимать меры, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения этих процессов./ Организация должна осуществлять менеджмент этих процессов в соответствии с требованиями настоящего стандарта. / Если организация привлекает внешнюю сторону для выполнения каких-либо процессов, влияющих на соответствие продукции требованиям, организация должна обеспечить управление такими процессами. Вид и степень управления, применяемого к таким аутсорсинговым процессам, должны быть определены в рамках системы менеджмента качества. 1 Планирование создания продукции

Организация должна планировать и разрабатывать процессы, необходимые для создания продукции. При планировании создания продукции организация должна установить, если целесообразно: a) цели в области качества и требования к продукции;

b) потребность в разработке процессов и документов, а также в обеспечении ресурсами, необходимыми для создания продукции; c) требуемую для конкретной продукции деятельность по верификации, валидации, мониторингу, измерению, контролю и испытаниям, а также критерии приемки продукции; d) записи, необходимые для обеспечения свидетельства того, что процессы создания продукции и произведенная продукция соответствуют требованиям. Результаты этого планирования должны быть представлены в форме, соответствующей методам работы организации. 2 Процессы, связанные с потребителем 2.1 Определение требований, относящихся к продукции 2.2 Анализ требований, относящихся к продукции

2.3 Обмен информацией с потребителем мероприятия по обмену информацией с потребителями относительно: а) информации о продукции;

Ь) хода выполнения запросов, контрактов или заказов, включая изменения;

с) обратной связи от потребителя, включая жалобы потребителя.

3 Проектирование и разработка 3.1 Планирование проектирования и разработки

Организация должна планировать и управлять проектированием и разработкой продукции. В ходе планирования проектирования и разработки организация должна устанавливать: a) стадии проектирования и разработки; b) анализ, верификацию и валидацию, соответствующие каждой стадии проектирования и разработки;

c) ответственность и полномочия по проектированию и разработке.

3.2 Входные данные для проектирования и разработки

. Входные данные должны включать: a) функциональные и эксплуатационные требования; b)соответствующие законодательные и другие обязательные требования; c)информацию, полученную из предыдущих аналогичных проектов, если применимо; d)другие требования, существенные для проектирования и разработки. 3.3 Выходные данные проектирования и разработки./ Выходные данные проектирования и разработки должны: a)соответствовать требованиям входных данных для проектирования и разработки; b)предоставлять соответствующую информацию для закупок, производства и предоставления услуг; c)содержать критерии приемки продукции или ссылки на них; d)определять характеристики продукции, существенные для ее безопасного и правильного использования. 3.4 Анализ проектирования и разработки должны проводиться систематические анализы проектирования и разработки, чтобы: a) оценить способность результатов проектирования и разработки соответствовать требованиям; b)идентифицировать все проблемы и предложить необходимые действия. 3.5 Верификация проектирования и разработки 3.6 Валидация проектирования и разработки 3.7 Управление изменениями проектирования и разработки / Изменения проектирования и разработки должны быть идентифицированы, а записи должны поддерживаться в рабочем состоянии. 4 Закупки 4.1 Процесс закупок 4.3 Верификация закупленной продукции 5 Производство и предоставление услуг 6 Управление оборудованием для мониторинга и измерения

Организация должна определить, какие мониторинг и измерение должны проводиться, а также какое оборудование для мониторинга и измерения необходимо для предоставления свидетельств соответствия продукции установленным требованиям.

 

26. Структура бизнес-процессов СМК и требований к ним. Процесс «Измерение, анализ и улучшение».

Организация должна разработать, документально оформить, внедрить и поддерживать в рабоем состоянии систему менеджмента качества, постоянно повышать ее результативность в соответствии с требованиями настоящего стандарта.

Организация должна: g) определять процессы, необходимые для системы менеджмента качества, и их применение во всей организации; h) определять последовательность и взаимодействие этих процессов; i) определять критерии и методы, необходимые для обеспечения результативности как при осуществлении этих процессов, так и при управлении ими; j) обеспечивать наличие информации и ресурсов, необходимых для поддержки этих процессов и их мониторинга;

k) осуществлять мониторинг, измерение, если применимо, и анализ этих процессов; l) принимать меры, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения этих процессов.

Организация должна осуществлять менеджмент этих процессов в соответствии с требованиями настоящего стандарта. / Если организация привлекает внешнюю сторону для выполнения каких-либо процессов, влияющих на соответствие продукции требованиям, организация должна обеспечить управление такими процессами. Вид и степень управления, применяемого к таким аутсорсинговым процессам, должны быть определены в рамках системы менеджмента качества.

1 Общие положения / Организация должна планировать и применять процессы мониторинга, измерения, анализа и улучшения, необходимые для:

a) демонстрации соответствия продукции требованиям;

b) обеспечения соответствия системы менеджмента качества;

c) постоянного повышения результативности системы менеджмента качества.

Это должно включать определение применимых методов, в том числе статистических, и степень их использования. 2 Мониторинг и измерение 2.1 Удовлетворенность потребителя 2.2 Внутренний аудит Организация должна проводить внутренние аудиты через запланированные интервалы, чтобы определить, насколько система менеджмента качества: a) соответствует запланированным мероприятиям, требованиям настоящего стандарта и требованиям к системе менеджмента качества, установленным организацией; b) результативно внедрена и поддерживается в рабочем состоянии. / Должна быть разработана документированная процедура для определения ответственности и требований к планированию и проведению аудитов, установлению записей и отчетности по результатам. / Руководство, несущее ответственность за область, подлежащую аудиту, должно обеспечить, чтобы все необходимые коррекции и корректирующие действия для устранения выявленных несоответствий и вызвавших их причин предпринимались без необоснованной задержки. Последующие действия должны включать верификацию предпринятых действий и отчетность по результатам верификации (Примечание - Руководство приведено в ISO 19011.) 2.3 Мониторинг и измерение процессов

Методы должны демонстрировать способность процессов достигать запланированных результатов. Если запланированные результаты не достигаются, должны быть предприняты соответствующие коррекции и корректирующие действия.

2.4 Мониторинг и измерение продукции 3 Управление несоответствующей продукцией / Организация должна обеспечить, чтобы продукция, которая не соответствует требованиям, идентифицировалась и управлялась для предотвращения ее непреднамеренного использования или поставки. Должна быть разработана документированная процедура для определения действий по управлению, соответствующих ответственности и полномочий для работы с несоответствующей продукцией. 4 Анализ данных. Анализ данных должен обеспечить информацию относительно: a) удовлетворенности потребителя b) соответствия продукции требованиям c) характеристик и тенденций процессов и продукции, включая возможности проведения предупреждающих действий d) поставщиков

5 Улучшение 5.1 Постоянное улучшение 5.2 Корректирующие действия.

5.3 Предупреждающие действия Предупреждающие действия должны соответствовать последствиям потенциальных проблем.

27. Способы описания процессов СМК. Методология IDEF 0.

В СТБ ISO 9001-2009 установлен ряд требований к описанию процессов, которые могут включать: •карты процессов; •блок-схемы процессов; •описания процессов в любой приемлемой форме./При этом могут использоваться различные методы: графические, вербальные, визуальные, электронные. Степень детализации описаний процессов должна определяться исходя из необходимости и достаточности обеспечения эффективности руководства процессами. Документированию в рамках процесса подлежат: планирование и обеспечение, управление ходом процесса, ресурсы, процессы контроля./В СТБ ИСО 9001, упоминаются следующие категории документов по процессам в рамках системы менеджмента качества:

• описания процессов; • процедуры.

Основным графическим методом описания процессов СМК является функциональное моделирование./Функциональное моделирование – построение модели (описания) процесса, которая отражает внутреннюю структуру процесса, его входы и выходы, взаимосвязи с другими процессами в сети процессов, а также классификационные и идентификационные признаки, характеризующие процесс в виде функций.

Цель построения функциональной модели – формализованное описание всех процессов, из которых состоит, моделируемый процесс, а также характера взаимосвязей между ними. Такая модель дает представление как о функционировании процесса, так и обо всех потоках информации и материалов (ресурсов).

/Методология IDEF0 нашла широкое признание и применение, в первую очередь, благодаря простой графической нотации, используемой для построения модели. Главными компонентами модели являются диаграммы. На них отображаются функции системы в виде прямоугольников, а также связи между ними и внешней средой посредством стрелок. Использование всего лишь двух графических примитивов (прямоугольник и стрелка) позволяют быстро объяснить правила и принципы построения диаграмм IDEF0 людям, незнакомым с данной методологией. Это достоинство позволяет подключить и активизировать деятельность заказчика по описанию бизнес-процессов с использованием формального и наглядного графического языка.

Рассмотрим основные элементы графической нотации IDEF0

Элементы графической нотации IDEF0

Прямоугольник представляет собой работу (процесс, деятельность, функцию или задачу), которая имеет фиксированную цель и приводит к некоторому конечному результату. Имя работы должно выражать действие (например, «Изготовление детали», «Расчет допускаемых скоростей», «Формирование ведомости ЦДЛ № 3»).

Взаимодействие работ между собой и внешним миром описывается в виде стрелок. В IDEF0 различают 5 видов стрелок:

- вход (англ. input) – материал или информация, которые используются и преобразуются работой для получения результата (выхода). Вход отвечает на вопрос «Что подлежит обработке?». В качестве входа может быть как материальный объект (сырье, деталь, экзаменационный билет), так и не имеющий четких физических контуров (запрос к БД, вопрос преподавателя). Допускается, что работа может не иметь ни одной стрелки входа. Стрелки входа всегда рисуются входящими в левую грань работы;

- управление (англ. control) – управляющие, регламентирующие и нормативные данные, которыми руководствуется работа. Управление отвечает на вопрос «В соответствии с чем выполняется работа?». Управление влияет на работу, но не преобразуется ей, т.е. выступает в качестве ограничения. В качестве управления могут быть правила, стандарты, нормативы, расценки, устные указания. Стрелки управления рисуются входящими в верхнюю грань работы. Если при построении диаграммы возникает вопрос, как правильно нарисовать стрелку сверху или слева, то рекомендуется ее рисовать как вход (стрелка слева);

- выход (англ. output) – материал или информация, которые представляют результат выполнения работы. Выход отвечает на вопрос «Что является результатом работы?». В качестве выхода может быть как материальный объект (деталь, автомобиль, платежные документы, ведомость), так и нематериальный (выборка данных из БД, ответ на вопрос, устное указание). Стрелки выхода рисуются исходящими из правой грани работы;

- механизм (англ. mechanism) – ресурсы, которые выполняют работу. Механизм отвечает на вопрос «Кто выполняет работу или посредством чего?». В качестве механизма могут быть персонал предприятия, студент, станок, оборудование, программа. Стрелки механизма рисуются входящими в нижнюю грань работы;

- вызов (англ. call) – стрелка указывает, что некоторая часть работы выполняется за пределами рассматриваемого блока. Стрелки выхода рисуются исходящими из нижней грани работы.

Графический язык IDEF0 удивительно прост и гармоничен. В основе методологии лежат четыре основных понятия.

 Функциональный блок графически изображается в виде прямоугольника и олицетворяет собой некоторую конкретную функцию в рамках рассматриваемой системы. По требованиям стандарта название каждого функционального блока должно быть сформулировано в глагольном наклонении (например, «производить услуги», а не «производство услуг»).

Каждая из четырех сторон функционального блока имеет своё определенное значение (роль), при этом:

1. Верхняя сторона имеет значение «Управление» (Control);

2. Левая сторона имеет значение «Вход» (Input);

3. Правая сторона имеет значение «Выход» (Output);

4. Нижняя сторона имеет значение «Механизм» (Mechanism).

Каждый функциональный блок в рамках единой рассматриваемой системы должен иметь свой уникальный идентификационный номер.

 Интерфейсной дуги. часто называют потоками или стрелками. Интерфейсная дуга отображает элемент системы, который обрабатывается функциональным блоком или оказывает иное влияние на функцию, отображенную данным функциональным блоком.

Графическим отображением интерфейсной дуги является однонаправленная стрелка. Каждая интерфейсная дуга должна иметь свое уникальное наименование (Arrow Label). По требованию стандарта, наименование должно быть оборотом существительного.

С помощью интерфейсных дуг отображают различные объекты, в той или иной степени определяющие процессы, происходящие в системе. Такими объектами могут быть элементы реального мира (детали, вагоны, сотрудники и т. д.) или потоки данных и информации (документы, данные, инструкции и т. д.).

В зависимости от того, к какой из сторон подходит данная интерфейсная дуга, она носит название «входящей», «исходящей» или «управляющей». Кроме того, «источником» (началом) и «приемником» (концом) каждой функциональной дуги могут быть только функциональные блоки. Необходимо отметить, что любой функциональный блок по требованиям стандарта должен иметь по крайней мере одну управляющую интерфейсную дугу и одну исходящую.

 Декомпозиция Принцип декомпозиции применяется при разбиении сложного процесса на составляющие его функции. При этом уровень детализации процесса определяется непосредственно разработчиком модели.

Декомпозиция позволяет постепенно и структурированно представлять модель системы в виде иерархической структуры отдельных диаграмм, что делает ее менее перегруженной и легко усваиваемой.

28. Повышение эффективности СМК на основе стандартов ISO серии 10000.

ISO 10001: 2007 " Менеджмент качества - Удовлетворенность потребителя - Руководящие указания по кодексам поведения организаций".

Стандарт обеспечивает руководство по планированию, проектированию, разработке, внедрению, поддержанию и улучшению кодексов поведения в целях удовлетворенности потребителей. Стандарт применим к кодексам, связанным с продукцией, в части содержания обещаний, данных потребителям организацией и касающихся ее поведения. Такие обещания и связанные с ними положения (условия) нацелены на усиление удовлетворенности потребителей. Стандарт ИСО 10001: 2007 предназначен для использования любыми организациями вне зависимости от типа, размера и поставляемой продукции, включая организации, которые разрабатывают кодексы поведения в отношении удовлетворенности потребителей для использования другими организациями. ISO 10014: 2006 " Менеджмент качества - Руководящие указания для понимания финансовых и экономических выгод". Стандарт ИСО 10014: 2006 дополняет положения стандарта ИСО 9004: 2000 в части улучшения характеристик деятельности и содержит примеры некоторых выгод. В нем также идентифицированы методы и инструменты менеджмента, которые могут помочь в достижении упомянутых выгод. В пресс-релизе по поводу выхода этого стандарта отмечается, что вплоть до последнего времени высшее руководство компаний и профессионалы в области качества не имели общего, понимаемого ими всеми языка. Взгляд высшего руководства на операции обычно выражается в финансовых терминах. Качество выражает себя с помощью данных и деталей, содействующих снижению вариаций или улучшениям. Получаемая при этом финансовая прибыль часто только подразумевается профессионалами качества. Решение такой несогласованности теперь доступно. Стандарт ИСО 10014: 2006 базируется на предпосылке, которая объединяет высшее руководство и менеджера по качеству: Прибыль должна увеличиваться с ростом инвестиций в менеджмент качества. Стандарт ИСО 10014 был разработан с целью определить точки соприкосновения между высшим руководством и профессионалами в области качества и помочь им найти общий язык. В стандарте исследуются восемь принципов менеджмента качества и описывается, как путем осуществления этих принципов можно добиться финансовых и экономических выгод.

 

29. Классификация процессов СМК.

Процесс СМК - процесс, представляющий собой структурную единицу бизнес - процесса, и имеющий " узаконенные" параметры;

В соответствии со стуктурой стандарта ISO 9001: 2000 процессы СМК в данном случае подразделяются на:

процессы высшего руководства;

процессы менеджмента ресурсов;

процессы жизненного цикла продукции;

процессы мониторинга, измерения и улучшения СМК.

Подход " от стандарта" незаменим при создании " формальной" СМК, базирующейся на ISO 9001: 2000. " Формальность" такой СМК не означает её бесполезности в случае грамотного построения системы сбора данных о качестве процессов.

При применении данного подхода наиболее простым будет осуществление менеджмента качества в организации путём доведения до администраторов плановых значений показателей качества процессов СМК и " закручивания гаек" внутри " чёрных ящиков".

Эффективность подхода " от стандарта" и базирующейся на нём СМК тем выше, чем больше соответствие между оргструктурой и сетью процессов СМК (в идеале каждый процесс должен функционировать в одном подразделении, что на практике трудно осуществимо) и чем проще рассматриваемый бизнес - процесс (простота определяется количеством продуктов, являющимися выходами бизнес - процесса, технической сложностью продуктов, полнотой их жизненного цикла).

 

30. Результативность СМК. Подходы к оценке результативности.

Стандарты ISO серии 9000 рассматривают оценку результативности СМК как один из инструментов совершенствования системы и одной из задач высшего руководства. Повышение результативности СМК посредством использования политики и целей в области качества, результатов аудитов, анализа данных, корректирующих и предупреждающих действий – должно стать неизменной целью организации. Данная оценка, проводимая регулярно, реализует принцип менеджмента качества – принятие решений на основе фактов.

В соответствии со стандартом ISO 9000: 2005 результативность – это «степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов», поэтому при оценке результативности системы менеджмента качества следует установить:

• степень реализации запланированной деятельности;

• степень достижения запланированных результатов в области качества.

Первая оценка дает представление о степени достижения установленных результатов (выходов) процессов и степени выполнения требований стандарта СТБ ISO 9001-2009. Вторая оценка необходима для характеристики степени достижения поставленных целей в области качества на всех уровнях организации.

Методика оценки результативности СМК заключается в разработке и систематизации показателей результативности на 4-х взаимосвязанных уровнях (рисунок 1).

Рисунок 1 – Структура показателей результативности СМК

 

Алгоритм оценки результативности СМК:

1. Количественная оценка выполнения каждого показателя 4-го уровня. Все показатели рассчитываются как относительные путём отношения достигнутого значения показателя результативности в текущем периоде к достигнутому значению показателя в предыдущем периоде.

2. Определение и утверждение экспертным советом весовых коэффициентов для каждого из показателей 4-го уровня, отражающих их значимость для отдельных показателей 3-го уровня.

3. Количественная оценка результативности каждого показателя 3-го уровня на основании количественных оценок выполнения показателей 4-го уровня с учетом весовых коэффициентов по отдельным показателям.

4. Определение и утверждение экспертным советом весовых коэффициентов, отражающих значимость показателей 3-го уровня для отдельных показателей 2-го уровня.

5. Количественная оценка результативности каждого показателя 2-го уровня на основании количественных оценок результативности показателей

3-го уровня с учетом весовых коэффициентов по отдельным показателям.

6. Определение и утверждение экспертным советом весовых коэффициентов, отражающих значимость показателей 2-го уровня для итоговой оценки результативности СМК.

7. Итоговая количественная оценка результативности СМК, полученная путем расчета комплексного показателя результативности.

31. Организация и порядок проведения работ по оценке результативности СМК.

Стандарты ISO серии 9000 рассматривают оценку результативности СМК как один из инструментов совершенствования системы и одной из за-дач высшего руководства. Повышение результативности СМК посредством использования политики и целей в области качества, результатов аудитов, анализа данных, корректирующих и предупреждающих действий – должно стать неизменной целью организации. Данная оценка, проводимая регулярно, реализует принцип менеджмента качества – принятие решений на основе фактов. В соответствии со стандартом ISO 9000: 2005 результативность – это «степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов», поэтому при оценке результативности системы менеджмента качества следует установить: • степень реализации запланированной деятельности; • степень достижения запланированных результатов в области качества. Первая оценка дает представление о степени достижения установленных результатов (выходов) процессов и степени выполнения требований стандарта СТБ ISO 9001-2009. Вторая оценка необходима для характеристики степени достижения поставленных целей в области качества на всех уровнях организации.

В соответствии с требованиями стандарта СТБ ISO 9001-2009

Оценка результативности включает: - формирование критериев результативности;

- выбор метода оценивания; - расчет интегрального показателя результативности

- анализ результативности через запланированные периоды, принятие управленческих решений. = Результативность определяется следующими составляющими:

- результативностью функционирования процессов СМК;

- результативностью проведения внутренних аудитов;

- результативностью взаимодействия с потребителями;

- результативностью проведения мероприятий по улучшению СМК.

^ Результативность функционирования процессов СМК

Коэффициенты весомости процессов определяются с использованием эксперт-ных оценок. В роле экспертов выступают: представитель руководства по СМК и руководители процессов СМК. Эксперты оценивают значимость каждого процесса в рамках СМК по десятибалльной шкале. Результативность процесса СМК оценивается интегральным показателем, рас-считываемым по следующей формуле:

где Rинт – интегральный показатель результативности процесса;

Ri – результативность процесса по i-му критерию;

Кi – коэффициент весомости i-го критерия процесса;

n – кол. критериев, используемых для оценки результативности процесса.

Коэффициенты весомости критериев определяются с использованием эксперт-ных оценок. В роле экспертов выступают: руководитель соответствующего процесса и руководители основных структурных подразделений, обеспечивающих реализацию процесса. Эксперты оценивают важность критериев процесса СМК для достижения целей процесса. Сумма коэффициентов весомости равна единице.

^ Результативность проведения внутренних аудитов определяется двумя критериями:

- выполнение программы внутренних аудитов где Nплан – количество запланированных внутренних аудитов в календарном го-ду; Nфакт – количество проведенных внутренних аудитов в календарном году.

- доля коррекций, корректирующих и предупреждающих действий, выполнен-ных в установленные сроки где Nплан – количество запланированных коррекций, корректирующих и преду-преждающих действий;

Nфакт – количество коррекций, корректирующих и предупреждающих действий, выполненных в установленные сроки.

^ Результативность взаимодействия с потребителями определяется следую-щими критериями: - удовлетворенность выпускаемой подукцией; - удовлетворенность персонала условиями работы; ^ Результативность проведения мероприятий по улучшению определяется по следующей формуле: где Nплан – количество запланированных мероприятий по улучшению; Nфакт – количество фактически выполненных мероприятий по улучшению.

В зависимости от полученной оценки результативности СМК, руководство принимает соответствующие меры. Постоянное улучшение осуществляется на основе систематической проверки качества предоставляемых услуг и продукции, периодического мониторинга и анализа функционирования СМК и обратной связи с потребителями и заинтересованными сторонами.

 

 

32. Характеристика методов совершенствования качества товаров и процессов.

Совершенствование системы качества – непрерывный процесс, охватывающий актуальность целей и подходов в области управления процессами, постоянное улучшение структуры и механизмов системы. Статистическое регулирование технологического процесса Под статистическим регулированием технологического процесса понимают корректировку параметров процесса по результатам выборочного контроля параметров продукции для технологического обеспечения требуемого качества. Статистическое регулирование заключается в том, что на основании данных о состоянии процесса в предшествующие моменты времени прогнозируется его состояние в будущем и, в случае необходимости, осуществляется управляющее воздействие. Основное техническое средство статистического регулирования – контрольная карта, на которой отмечают значения регулируемой характеристики с смежных выборках. Обычно контрольную карту строят на бланке с сеткой. По вертикали откладывают статистическую характеристику регулируемого параметра, а по горизонтали – время или номер контрольной пробы. На карту наносят горизонтальную центральную линию регулирования, соответствующую среднему значению регулируемой характеристики при правильной наладке процесса (центр настройки) и границы регулирования – линии ограничивающие область значений регулируемого параметра, соответствующую удовлетворительной наладке технологического процесса. Регулирование может проводиться по количественному и по альтернативному признаку. При регулировании процесса по количественному признаку обычно используют карты средних арифметических Х, медиан Х, среднеквадратичных отклонений S и размахов R. Контрольные карты средних арифметических и медиан применяют как для одностороннего, так и для двухстороннего регулирования. Их целесообразно применять в процессах, для которых разладка характеризуется смещением настройки, а рассеивание мало изменяется (например, при механической обработке). Метод средних требует меньших объемов выборок (примерно в 1, 6 раза), но более трудоемок, чем метод медиан.

Методы среднеквадратичных отклонений и размахов применяют для регулирования процессов разладка которых характеризуется наибольшим увеличением рассеивания контролируемого показателя. Нередко для регулирования технологических процессов используют комбинированные контрольные карты. При регулировании процесса по альтернативному признаку каждую единицу продукции относят к категории годных или дефектных, а решение о настройке процесса принимают в зависимости от количества обнаруженного количества дефектных единиц или дефектов

При постоянном объеме выборки можно пользоваться картой числа дефектных единиц nР. Статистическое регулирование можно осуществлять как по качественным (доля бракованных изделий, число дефектов), так и по количественным показателям.

Простым и полезным средством обнаружения разладки процесса являются контрольные карты. Главная цель их применения - своевременное выявление ухудшения характеристик технологического процесса. Важно, чтобы данные по результатам контроля наносились на карту возможно скорее после извлечения выборки. Это позволяет своевременно обнаружить нарушение процесса.

 

 

33. Методы менеджмента качества. Технология развертывания функций QFD.

Области распр QFD затрагивают такие осн секторы рынка как машиностроение, пищ и текст пром-сть, торговля, строительство.Стандарт ISO 9001 предъявляет к бизнесу требование быть ориентированным на клиента. Смк любого предпр. Вкл. в себя как измерение треб. потребителей, так и их р-ции на продукты и услуги компании.

Алгоритм внедрения методологии QFD

1. Опр-ние требований потребителей

2. Понимание требований потребителей

3. Анализ текущих возможностей

4. Оценка возможностей конкурентов

5. Опр-ние разрывов

6. Опр-ние способов достижения стратегического превосходства

7. Анализ компромиссов

8. Выбор главных показателей качества

9. Структурирование программы качества.

Применение методологии QFD:

• позволяет наиболее эффект. способом опр-ть ожидания потребителей, выделить среди них ключевые требования и воплотить их в техн. Хар-ки продукции, процесса или услуги

• резко сокращает время цикла «Исследование рынка – Проектирование – Производство Сбыт»

• предоставляет возм. оптимально распределять, а значит – наиболее эффективно исп-ть ресурсы орг-ции

• учитывать треб. потребителя на всех стадиях произв-ва готовой прод-ии, процесса, услуги и, таким образом, повысить степень удовле-сти потребителя

• специалисты Вашего предприятия работают не «на отдел», а «на проект»

• сравнив треб. клиентов с реальным положением, Вы увидите, по каким параметрам Ваша прод., процесс, услуга превосходит ожидания потреб., по каким существует отставание, и сможете сконцентрироваться на решении наиболее важных проблем

Внедренная методология QFD настраивает весь бизнес-процесс орг-ции т.о., что проектировщики прод-ции, процесса, услуги получают информ. об изменившихся треб. потребителей раньше, чем сам потреб. успевает осознать необх-сть такого совершенств-ия фирмы, ставящей своей целью не только догнать, но и обогнать своих основных конкурентов.

34. Методы менеджмента качества. Концепция «шесть сигм».

6 сигм– попу. концепция упр-ния, направленная на улучшение кач-ва работы орг-ции. Эта концепция была разработана в 1980-х годах. В основу были положены статистические методы управления процессами, и работы японского специалиста в области качества Тагучи.

В совр. понимании 6 сигм рассм-тся и как философия, и как методология, и как набор инструментов совершенст-ния работы. Она прим-ся в орг-циях разл. сфер деят-ти – пром. Предпр., мед. учреждениях, банках, транснациональных корпорациях и пр.

Если в кач-ве случ. величины рассм-тся параметр кач-ва процесса, то с помощью ср. знач. и стандартного откл-ния можно оценить вероятную долю дефектов процесса. Для этого предварительно необх. Уст-ть верхнюю и нижнюю границы поля допуска параметра качества. Чем больше будет поле допуска, тем больше будет доля годной прод-ции этого процесса. Чем больше будет значение сигма, тем меньше доля годной продукции.

Чтобы повысить долю годной прод-ции, необх. для заданного поля допуска стремиться уменьшить значение сигмы, тем самым, увеличив их количество, укладываемых в поле допуска.

Суть концепции шесть сигм заключается в том, чтобы применяя различные методы и инструменты упр-ния процессами добиться снижения значения стандартного откл-ния при заданном поле допуска.

Шесть сигм является процессно-ориентированной методологией, направленной на улучшение работы. Она позволяет совершенствовать все области деятельности.

35. Методы менеджмента качества. Метод FMEA.

Метод FMEA - " Анализ характера и последствий отказов" (часто его также называют " Анализ потенциальных несоответствий и их последствий") появился в США в середине шестидесятых годов.

Этот метод нацелен на " внедрение " качества в продукцию, поэтому он должен применяться как можно раньше, по крайней мере, до начала производства. Этот метод сначала применялся в основном при конструировании и создании процессов во всех технических сферах.

На этапе создания процессов методом FMEA решаются задачи:

• принятие решений о пригодности альтернативных процессов и оборудования при предварительном планировании и определении лучших из них;

• обнаружение " слабых" мест и принятие мер по их устранению при планировании производства;

• подготовка серийного производства;

Результат применения метода – исключение или уменьшение вероятности возникновения потенциальных дефектов и (или) отказов в продукции и процессах ее изготовления на таких важнейших стадиях жизненного цикла продукции, как ее разработка и подготовка к производству.

Преимущества метода. FMEA– систематизированная совокупность мероприятий, позволяющих:

выявить потенциальные дефекты и варианты отказов, которые могут возникнуть при применении продукции или функционировании процесса;

определить основные причины их появления и возможные последствия;

выработать действия по устранению этих причин или предотвращению возможных последствий. FMEA прекрасно вписывается в набор средств обеспечения качества продукции и создания конкурентных преимуществ, которыми должно обладать каждое предприятие;

помогает производителям предотвращать появление дефектов, повышать безопасность продукции и удовлетворенность потребителей;

достаточно просто осваивается специалистами.

 

36. Методы менеджмента качества. Бенчмаркинг бизнес-процессов.

В ХХ веке термин«бенчмаркинг» впервые появился в1979 году в Ин-ституте стратегического планирования Кембриджа(США).

Бенчмаркинг – это процесс сравнения своей деятельности с лучшими компаниями на рынке и в отрасли с последующей реализацией изменений для достижения и сохранения конкурентоспособности. Бенчмаркинг бывает совместным или конкурентным. Различные формы социальных медиа начинают влиять на многие бизнес-процессы. В этом смысле бенчмаркинг не является исключением.

В целом ключевые идеи бенчмаркинга заключаются в следующем:

Выявление лучших в своем классе организаций; Получение необходимых сведений с помощью соответствующих методов сбора информации для самооценки; Работа над самосовершенствованием за счет реализации изменений, направленных на достижение и перевыполнение установленных норм.

Данный подход подчеркивает наличие в бенчмаркинге двух отдельных этапов. Если на первом этапе работа нацелена главным образом на получение информации, то второй связан с реализацией изменений и поэтому является не менее важным.

Объяснение традиционного процесса бенчмаркинга:

1Выявление области или темы (на основе стратегии). 2Выбор группы бенчмаркинга (с одновременным участием сторонников и скептиков, сочетанием различных экспертов в области предмета исследования и, возможно, внешней поддержкой) 3Выявление уже известной информации и пробелов в доступных знаниях 4Выбор типа бенчмаркинга (совместный или конкурентный и т.п.) 5Поиск и выбор партнеров по бенчмаркингу (компании) 6Подготовка планов действий по восполнению недостающей информации (методы исследования, совместные посещения объектов, вторичные исследования, конкурентная разведка и т.п.) 7Поиск знаний и обмен информацией с партнерами (нацеленность на передовые методы работы) 8Анализ полученных результатов и подготовка рекомендаций в отношении изменений 9Управление реализацией рекомендаций и изменениями 10Мониторинг прогресса.

 

37. Характеристика методов системного решения проблем в области качества.

 

 

38. Инструменты системного решения проблем: диаграмма родственных связей и диаграмма взаимосвязей.

Автор метода: Дзиро Кавакита (Япония), 1967 г.Назначение методаПрименяется для систематизирования большого числа ассоциативно связанной информации..Цель методаСистематизация и упорядочение идей, потребительских требований или мнений членов групп, высказанных в связи с решением какой-либо проблемы.Суть методаДиаграмма сродства обеспечивает общее планирование. Это инструмент, который помогает уяснить нерешенные проблемы, раскрывая ранее невидимые связи между отдельными частями информации или идеями, путем сбора из разных источников бессистемно изложенных устных данных и их анализа по принципу взаимного сродства План действий-Сформировать команду из специалистов, владеющих вопросами по обсуждаемой теме.-Сформулировать вопрос или проблему в виде развернутого предложения.-Провести " мозговую атаку", связную с основными причинами существования проблемы или ответов на поставленные вопросы.-Зафиксировать все высказывания на карточках, сгруппировать родственные данные по направлениям и присвоить заголовки каждой группе. Достоинства методаРаскрывает родство между различными частями информации.Недостатки методаПри наличии большого числа объектов, уступают инструментам логического анализа.Диаграмма сродства - первый из инструментов среди семи методов управления качеством, который способствует выяснению более точного понимания проблемы и позволяет выявлять основные нарушения процесса путем сбора, обобщения и анализа большого числа устных данных на основе родственных (близких) отношений между каждым элементом.диаграмма взаимосвязейНазначение методаПрименяется для систематизирования большого количества логически связанной информации..Цель методаВыявление связей между причинами возникновения проблемы и выбор приоритетов для приложения усилий в те области, которые принесут наибольшую отдачу в решение проблемы.Суть методаДиаграмма связей - инструмент, позволяющий выявлять логические связи между основной идеей, проблемой и различными факторами влияния.Диаграмма связей обеспечивает общее планирование и помогает уяснить нерешенные проблемы, раскрывая ранее невидимые причинные связи между отдельными частями информации путем их графического представления.План действий такой как и в диаграмме сродстваОсобенности методаНа практике с помощью построения и анализа диаграммы связей, являющегося логическим инструментом, стараются уточнить и улучшить группирование данных диаграммы сродстваПравила построения диаграммы связей1.Каждую проблему записать на карточке. Родственные причины следует размещать рядом друг с другом.2.Затем следует выявить связи между причинами 3, При рассмотрении проблемы, имеющей большое число причин, следует сначала установить связи между родственными причинами..4Все выявленные связи обозначить стрелками, показывая направление влияния.5После выявления взаимосвязей между всеми событиями, подсчитывается число стрелок, исходящих из каждого и входящих в каждое событие.Событие с наибольшим числом исходящих стрелок является исходным. Обычно выделяют два или три исходных события и решают, на каком из них следует сконцентрировать усилия в первую очередь. При этом учитываются различные факторы, например, имеющиеся ограничения, ресурсы, опыт. Достоинства метода Наглядность, простота освоения и применения. Выявление логических связей.

39. Инструменты системного решения проблем: матричная диаграмма.

Матричная диаграмма - инструмент, позволяющий выявить логические связи между основной идеей, проблемой или различными данными. Этот инструмент служит для организации огромного количества данных, так что логические связи между различными элементами могут быть графически проиллюстрированы.Целью матричной диаграммы является изображение контура связей и корреляций между задачами, функциями и характеристиками с выделением их относительной важности. Поэтому матричная диаграмма в конечном виде выражает соответствие определенных факторов и явлений различным причинам их появления и средствам устранения их последствий, а также показывает степень зависимостей этих факторов от причин их возникновения и мер по их устранению. Такие матричные диаграммы называются матрицами связей Они показывают наличие и тесноту связей компонентов, например причины Основные преимущества, которыми обладает матричная диаграмма по сравнению с другими методами это наглядное графическое представление взаимосвязи между различными элементами, возможность быстро оценить силу взаимосвязи, возможность проводить многомерное сравнение элементов списков (от двух до четырех).. Варианты получили названия по латинским буквам алфавита, т.к. форма представления большинства матриц имеет сходство с этими буквами (за исключением 2-х, которые имеют сходство с формой предметов). Основные варианты применяемых матриц: L - матрица, T – матрица, X – матрица, C – матрица, Y – матрица, матрица типа «крыша»

Пример:

L – матрица применяется для определения взаимосвязи элементов одного списка с элементами второго списка.

 

40. Инструменты системного решения проблем: древовидная диаграмма и стрелочная диаграмма.

Древовидная диаграмма – данная диаграмма препятствует тенденции скачкообразного движения в решении проблемы. Она используется для отображения полного перечня видов деятельности, необходимых для достижения желаемой цели;

определения факторов, связанных с проблемой.

Древовидная диаграмма строится в виде многоступенчатой древовидной структуры, составные части которой — различные элементы (причины, средства, способы) решения проблемы.

Принцип построения древовидной диаграммы проиллюстрирован на рис.

Метод Стрелочная диаграмма. Применяется после выявления проблем, требующих своего решения, и определения необходимых мер, сроков и этапов их осуществления. Цель метода: Детальное планирование оптимальных сроков выполнения всех необходимых работ для реализации поставленной цели и последующий эффективный контроль хода проведения работ.

Суть метода: Наглядное и системное графическое отображение последовательности и взаимозависимости действий (работ, решений или мероприятий), обеспечивающих своевременное и планомерное достижение конечных целей. Стрелочная диаграмма представляет собой диаграмму хода проведения работ, из которой наглядно видны порядок и сроки проведения различных этапов. Этот инструмент используется для обеспечения уверенности, что планируемое время выполнения всей работы и отдельных ее этапов по достижению конечной цели является оптимальным. Инструмент применяется как для планирования, так и для контроля работ.

Стрелочная диаграмма

41. Инструменты системного решения проблем: диаграмма анализа матричных данных и блок-схема процесса принятия решения.

Используется при исследовании операций. Поскольку реализация программ внедрения для достижения конкретных целей не всегда идет по плану и возникновение непредвиденных обстоятельств может иметь серьезные последствия, РОРС была разработана не только для получения оптимальных результатов, но и для того, чтобы избежать неожиданностей. Блок-схема процесса принятия решения - PDPC – инструмент, который помогает запустить механизм непрерывного планирования. Его использование способствует уменьшению риска практически в любом деле. Входит в состав инструмента " Семь (новых) инструментов управления качеством".

Применяется при решении сложных проблем в различных областях техники и бизнеса. Цель - оценка сроков и целесообразности проведения работ по выполнению программы и их корректировка в случае необходимости.

Суть метода. Блок-схема отражает последовательность действий и решений, необходимых для получения требуемого результата. Оценивая развитие событий и разнообразие возможных результатов, метод PDPC помогает определить, когда и какие процессы использовать, чтобы получить желаемый результат.

Блок-схема процесса принятия решения Метод PDPC

Диаграмма процесса осуществления программы.

Применяется при решении сложных проблем в различных областях науки и техники, при разработке бизнес-проектов и т. д.

Японский союз ученых и инженеров в 1979 г. включил блок-схему процесса принятия решения в состав семи методов управления качеством.

Метод PDPC предлагает возможные варианты решения поставленной задачи и пути их реализации, позволяя принимать решение непосредственно в момент появления проблемы.

Эта рубрика представляет собой так называемые уроки на одном листе, где в сжатом виде изложены цель, суть, план действий, результат, достоинства и недостатки того или иного метода.

 

42. Аудит качества. Виды аудитов.

Одной из важнейших задач системы качества является задача организации и проведения внутренних проверок качества и анализа их результатов. Такие проверки являются разновидностью контрольной деятельности, называемой аудитом.

Различают три основных вида аудитов: - финансовый аудит; - аудит материальных запасов; - аудит качества. / Все вместе они образуют систему контроля за основными результатами деятельности предприятия. Первые два вида относятся к сфере экономического управления и здесь не рассматриваются. Аудит (проверка), в соответствии с определением, данным в ГОСТ Р ИСО 9000-2001, – это «систематический, независимый анализ и документированный процесс получения свидетельств аудита (проверки) и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита (проверки)»

Аудит качества проводится для получения картины работы системы качества на предприятии за определенный период времени. Цель внутреннего аудита состоит в том, чтобы собрать свидетельства в форме «наблюдений», которые позволят выявить несоответствия в процессах, продуктах и системе качества. / Основные задачи аудита качества, как правило, заключаются в следующем: определить действие и результативность Системы Менеджмента Качества; получить информацию насколько хорошо работает Система Менеджмента Качества; определить уровень соответствия стандартам (ISO 9000) и процедурам Системы Менеджмента Качества;

проверить качество производства продукта или предоставления услуг;

оценить влияние изменений в организации на Систему Менеджмента Качества;

определить возможные улучшения Системы Менеджмента Качества.

Различают три вида аудита качества (проверок):

аудит, ориентированный на продукт; аудит, ориентированный на процесс;

аудит, ориентированный на систему качества. Аудит, ориентированный на продукт

Этот вид аудита предназначен для оценки качества продукта (определенного количества готовых продуктов). В ходе аудита взаимосвязано анализируется соответствие качества продукта требованиям потребителей, техническим спецификациям, контрольной и технологической документации, а также делается заключение о действенности, целесообразности и состоянии документации. Тем самым аудит, ориентированный на продукт, выходит далеко за рамки контроля качества продукта и охватывает также соответствующие элементы системы качества. Основными целями этого вида аудита качества являются:

контроль качества продукта; доказательство стабильности процесса изготовления продукта; обеспечение выводов из результатов конечных испытаний.

Аудит, ориентированный на систему качества. Этот вид аудита предназначен для обширной оценки эффективности всей системы качества. В ходе аудита анализируется соответствие всех инструкций (методологических и рабочих инструкций, а также инструкций по испытаниям и др.) требованиям взятых за основу нормативных документов, а также соответствие проводимых мероприятий по обеспечению качества на предприятии предписаниям на всех стадиях жизненного цикла продукта.

Основными целями аудита, ориентированного на систему качества, являются:

регистрация фактического состояния системы качества; четкое выделение «узких мест»; «активирование» правильного отношения сотрудников предприятия к существующим предписаниям. Аудит, ориентированный на процессы

Данный вид аудита предназначен для оценки качества способа или процесса производства. В процессе проведения аудита анализируется соответствие качества процесса рабочим инструкциям, технологическим предписаниям и другой нормативной документации, а также соответствие продуктов на выходе процесса техническим спецификациям и требованиям потребителей. В этом случае, также как и при аудите продукта, одновременно рассматривается действенность, целесообразность и состояние документации и тем самым рассматривается состояние элементов СК на предприятии. К числу важнейших целей аудита, ориентированного на процессы, относятся: проверка возможности соблюдения технологических параметров;

документирование параметров производительности и качества процесса;

определение «узких мест» процесса.

Кроме того, каждый из перечисленных видов аудита качества может производиться:

1-й стороной (внутренний аудит), когда предприятие на основе свода нормативных документов проверяет, например, свою систему качества; при проведении внутренних аудитов, как правило, применяется комбинация аудитов, ориентированных на систему качества, процессы и продукты; анализ направлен, в первую очередь, на процессы со сбоями;

2-й стороной и 3-й стороной (внешний аудит), когда предприятие анализирует применяемую поставщиком систему качества (аудит 2-й стороной) или независимая третья сторона проверяет предприятие на предмет соблюдения имеющегося и подлежащего согласованию свода нормативных документов.

Аудит 3-й стороной может проводиться как у предприятий – поставщиков по поручению предприятия – потребителя, так и у предприятия по его поручению. Аудит 3-й стороной обычно заканчивается или разработкой аудиторского информационного сообщения, или разработкой аудиторского заключения, или выдачей сертификата (если 3-я сторона является органом по сертификации).

Аудиты 3-й стороной не должны:

приводить к перекладыванию ответственности за выполнение предъявляемых к качеству требований с персонала предприятия на аудиторскую фирму;

приводить к расширению функций системы качества за пределы, необходимые для достижения намеченных качественных показателей.

Существуют различные виды аудита: - Внутренний аудит является неотъемлемым и важным элементом управленческого контроля. Потребность во внутреннем аудите возникает на крупных предприятиях в связи с тем, что верхнее звено руководства не занимается повседневным контролем деятельности организации и низших управленческих структур. Внутренний аудит дает информацию об этой деятельности и подтверждает достоверность отчетов менеджеров.

Внутренний аудит необходим главным образом для предотвращения потери ресурсов и осуществления необходимых изменений внутри предприятия. Определенные функции внутренних аудиторов выполняют ревизорские группы при бухгалтериях крупных предприятий, подчиненные главному бухгалтеру или финансовому директору, однако функции внутренних аудиторов шире и включают в себя:

- контроль за состоянием активов и недопущение убытков, подтверждение точности информации, используемой руководством при принятии решений; - подтверждение выполнения внутрисистемных контрольных процедур; - анализ эффективности функционирования системы внутреннего контроля и обработки информации; - оценку качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой.

Некоторые виды внутреннего аудита называются управленческим или производственным аудитом.

- Управленческий аудит, выполняемый независимыми аудиторами, является одним из видов консультационных услуг клиенту для повышения эффективности использования его мощностей и ресурсов и достижения намеченных целей.

- Довольно близок к управленческому аудиту аудит хозяйственной деятельности, т.е. систематический анализ хозяйственной деятельности

организации, проводимый для определения целей. Этот вид аудита иногда называют аудитом эффективности работы или административного управления и организации. При аудите хозяйственной деятельности предполагаются объективное обследование и всесторонний анализ определенных видов деятельности.

Этот вид аудита преследует три цели: оценка эффективности управления; выявление возможностей улучшения хозяйственной деятельности; внесение рекомендаций, касающихся улучшения деятельности или дальнейших действий;

- Аудит на соответствие требованиям. Этот аудит заключается в анализе определенной финансовой деятельности субъекта в целях определения ее соответствия предписанным условиям, правилам или законам.

- Аудит финансовой отчетности, представляет собой проверку отчетности субъекта с целью вынесения заключения о соответствии ее установленным критериям и общепринятым правилам бухгалтерского учета.

- Специальный аудит - это проверка конкретных вопросов в деятельности хозяйствующего субъекта, соблюдения определенных процедур, норм и правил, обычно имеющая целью подтвердить законность, добросовестность и эффективность деятельности управляющих, правильность составления налоговой отчетности, использование социальных фондов и др.

- Обязательный и инициативный аудит. Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, установленных непосредственно законодательством или по поручению государственных органов. Объем и порядок проведения обязательного аудита регламентируется законодательными нормами.

- Первоначальный и согласованный аудит. Первоначальный аудит проводится аудитором (аудиторской фирмой) впервые для данного клиента. Согласованный (повторяющийся) аудит осуществляется аудитором (аудиторской фирмой) повторно или регулярно и основан поэтому на знании специфики клиента, его положительных и отрицательных сторон в организации бухгалтерского учета, результатах длительного сотрудничества с клиентом (консультирование, помощь в организации системы внутреннего контроля и др.).

С точки зрения развития аудит разделяется на 3 стадии и, соответственно, 3 вида:

- подтверждающий аудит (проверка и подтверждение достоверности бухгалтерских документов и отчетности);

- системно - ориентированный аудит (аудиторская экспертиза на основе анализа системы внутреннего контроля. Доказано, что при эффективной системе внутреннего контроля вероятность ошибок незначительна и необходимость в слишком детальной проверке отпадает; при наличии неэффективной системы внутреннего контроля клиенту даются рекомендации по ее улучшению);

- аудит, базирующийся на риске (концентрация аудиторской работы в областях с более высоким возможным риском, что значительно упрощает аудит в областях с низким риском).

С точки зрения направленности аудит подразделяется на:

- общий аудит (предприятия и их объединения независимо от организационно – правовых форм и видов собственности, организации и учреждения);

- банковский аудит; аудит страховых компаний; аудит бирж; аудит внебюджетных фондов; аудит инвестиционных институтов и др.

Внутренний аудит СМК

Организация и проведение внутреннего аудита в соответствии с требованиями международных стандартов ISO 9001, ISO 19011

Курс рассчитан на специалистов, ответственных за планирование и проведение внутренних аудитов системы менеджмента качества, а также участвующих во внутренних проверках СМК.

Он предназначен для:

- изучения истории менеджмента качества;

- разъяснения участникам принципов обеспечения качества;

- изучения требований МС ISO 9001: 2008 к документации СМК;

- обучения внутренних аудиторов принципам применения на практике требований стандартов ISO 9001 и ISO 19011.

На семинаре рассматриваются следующие темы:

I.Анализ требований и особенности МС ISO серии 9000:

1. Основные принципы СМК в соответствии с МС по ISO 9001.

2. Процессный подход в СМК по ISO 9001.

3. Термины и основные особенности применения МС ISO 9000, 9001, 9004.

4. Анализ требований разделов:

Общие требования.

Ответственность руководства.

Менеджмент ресурсов.

Процессы жизненного цикла продукции.

Мониторинг и измерение.

5. Обзор планируемых изменений требований MC ISO 19


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.063 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал