Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Отдельный бизнес, связанный с контентом
Другие направления бизнеса Sony, такие как музыкальный, кинобизнес и финансовые услуги, были организованы как отдельные компании. Акио Морита изначально утверждал, что «аппаратное и программное обеспечение — два колеса электронного бизнеса», но, как оказалось, достижение эффекта синергии между ними является практически невыполнимой задачей. Филиалы Sony America Sony Music Entertainment и Sony Pictures Entertainment были независимыми корпорациями. Штаб-квартира Sony могла контролировать их деятельность лишь очень ограничено, и менеджеры Sony, не имевшие большого опыта в индустрии развлечений, вынуждены были во всем полагаться на местный управленческий персонал. Генеральный директор Sony America Мики Шульхоф изо всех сил старался создать синергию между «железом» и «софтом», но его усилия приводили к обратным результатам, особенно когда он пытался вмешиваться в управление отдельных бизнес-единиц [15]. Вандер Дуссен, возглавлявший в те годы электронный бизнес Sony America, рассказывал: «После того как Sony выкупила кинобизнес, Мики постоянно заставлял нас помогать ему, но при этом сам совершенно нам не доверял, и все расходы мы должны были оплачивать из своего кармана. Логично было бы распределять деньги между нами честно, по справедливости, но этого не происходило. Например, однажды мы решили в рекламных целях, продавая видеомагнитофоны, вложить в них диск с фильмом в качестве подарка для покупателей. Warner могла бы пойти на сотрудничество с нами и продать нам свои диски с хорошей скидкой. Но Мики настаивал, чтобы мы заплатили за диски по каталогу, да еще и бесплатно выполнили всю вспомогательную работу. Тогда я сказал ему: «Хорошо, но давайте сейчас, заранее признаем, что это очень ударит по нашему карману и негативно скажется на прибыли фирмы». Иными словами, мы хотели открытого признания того факта, что идем на жертву ради успеха компании в целом. Однако первое, что я услышал, придя на работу на следующий день, — это телефонные жалобы Мики генеральному директору Sony Ore на то, что мы отказываемся с ним сотрудничать. И такое противостояние, вместо столь необходимого нам всем духа сотрудничества, было постоянным» [16]. Судя по всему, эффекта синергии можно было достичь, но для этого следовало предложить всем бизнес-подразделениям компании мощные стимулы, a Sony этого не сделала. В 1991 году внутренний конфликт между направлениями бизнеса, работающими в сфере «софта» и в секторе аппаратного обеспечения, стал секретом Полишинеля; сведения о нем появились в широкой прессе. Руководители подразделений, выпускающих аппаратуру, открыто жаловались на то, что разработчики программного обеспечения отпугивали сторонних поставщиков контента, без которых невозможно было создать успешный портативный CD-плеер Data Discman. Этот антагонизм стал совершенно явным, когда Sony объявила о создании плеера Walkman с цифровой аудиолентой. Выведя этот продукт на рынок, Sony предложила потребителям цифровые кассеты с музыкой от Sony Music. Фирмы, работающие в индустрии звукозаписи, возражали против выпуска музыкальных файлов в цифровом формате DAT, опасаясь широкого распространения пиратства в отрасли. И Шульхоф, генеральный директор Sony Music, поддерживал их в этом вопросе, что, понятно, очень сильно разозлило менеджеров отделений компании, занимавшихся аппаратным обеспечением [17]. Но и без учета всех этих конкретных, внутренних условий Sony становилось все труднее достичь эффекта синергии между «железом» и контентом — просто потому, что в эру цифровой конвергенции интересы этих двух направлений начинают сильно конфликтовать между собой, чего не наблюдалось в мире аналоговых технологий. В те времена, когда запись была абсолютно «материальной» (виниловые пластинки, кассеты или CD), аппаратное и программное обеспечение не пересекались, а дополняли друг друга. После перехода всего мира с винила на CD, Sony решила создать подразделение, которое будет заниматься контентом. И когда Sony выпустила свой контент на собственных CD, потребители получили отличное качество звука и дружно покупали ее компакт-диски. Компании, специализирующейся на аппаратуре, тоже было выгодно пропагандировать CD, ведь она могла зарабатывать хорошие деньги, выпуская CD и плееры для них. Но после того как обмен аудиофайлами стал возможен через Интернет, потребители, которые раньше покупали музыкальные CD Sony, начали нелегально и бесплатно скачивать ее файлы из Сети. При этом отделениям — производителям аппаратуры было выгодно помогать им в этом деле, увеличивая тем самым объемы продаж своей продукции. Именно поэтому, когда Sony создала аудиоплеер Memory Stick Walkman и компьютер VAIO с электронной музыкальной картотекой мультидисковых программ, Sony Music выступила против их вывода на рынок, опасаясь, что несанкционированное скачивание контента для этих цифровых аудиоустройств негативно скажется на ее бизнесе. Вот что сказал по этому поводу один из высокопоставленных руководителей Sony: «Бизнес, занимающийся контентом, не всегда является нашим активом; иногда он становится и нашим обязательством, поскольку нам приходится защищать его интересы. Мы никогда не поступили бы так, как поступил Стив Джобе с iPod. Мне кажется, он отдал контент слишком дешево». К тому же штаб-квартира Sony, вместо того чтобы заставить Sony Music безоговорочно выполнять свои приказы, продолжала прислушиваться к мнению американского филиала, даже восстановив над ним контроль путем увольнения Шульхофа. Этот эпизод еще раз наглядно демонстрирует традиционную склонность японских компаний к поиску консенсуса, а не к открытой конфронтации, а также стремление Sony убеждать стороны, стимулируя их к добровольному сотрудничеству, а не вынуждать их к этому силой. Отделения Sony, специализирующиеся на контенте, остались холодны к призывам Нобуюки Идеи идти в ногу с технологическими инновациями в области программного обеспечения и благодаря этому достичь эффекта синергии. В 2001 году, чтобы все же создать этот эффект, Sony основала Sony Broadband Entertainment, Inc. и начала активно искать пути для использования своих цифровых активов. Компания также предприняла попытку заняться разработкой игрового контента в отделении Sony Pictures Digital Entertainment (SPDE). В апреле 2002 года ею был основан специальный сектор сетевых приложений и ассоциативного обслуживания Network Application and Content Service Sector (NACS), президентом которого стал ветеран Sony Pictures Юки Нозое. NACS исследовала области взаимодействия контента с «железом», стараясь создать эффективное программное обеспечение для управления музыкальными файлами, подобное iTunes Apple, но из-за частых реорганизаций и оппозиции со стороны музыкального подразделения ее успехи были не слишком велики. В 2004 году Sony основала Connect Company, задача которой заключалась в разработке программ для управления музыкальными файлами и продаже этих файлов через Интернет. И отделение аппаратного обеспечения, и Sony Music назначили своих менеджеров, которые заняли посты со-президентов Connect Company, но они так и не сумели прийти к согласию ни по одному сколь-нибудь важному вопросу, и созданный в результате Connect Player имел кучу технических дефектов. А когда проект с треском провалился, оба президента ушли из компании [18]. Некоторые критики вообще сомневаются, что Sony могла создать синергию между такими разными направлениями бизнеса, как электронные устройства и контент. По словам аналитика из Goldman Sachs, «у Sony изначально были две разные ДНК — двух ее основателей, Масару Ибуки и Акио Мориты. Ибука был инженером до мозга костей, ему нравилось играть с технологиями. А Морита, хотя тоже имел инженерное образование, был прирожденным предпринимателем. Морита происходил из богатой семьи и всегда хотел, по сути, только одного — производить игрушки для взрослых. Этим частично объясняется и то, что со временем его заинтересовала индустрия развлечений. Когда Ибука из последних сил налаживал бизнес по выпуску телевизоров Trinitron и нес огромные убытки, Морита возводил новомодное здание в Гинза - фешенебельном районе Токио. В определенном смысле, оба они занимались любимым делом, и эти ДНК никогда не смешивались. Возможно, идея Мориты о синергии, которая возникнет, как только он объединит два разных направления бизнеса, была слишком наивной и, в сущности, неосуществимой. Я знаю людей, которые считают такую синергию иллюзорной. Однако iPod Apple наглядно демонстрирует, что эта синергия существует и что ее можно достичь, даже не будучи владельцем всех необходимых технологий».
|