Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификации алалии






Алалия

Алалия - это отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического

поражения коры головного мозга во внутриутробном или раннем

периоде развития (1-2 года).

 

Термин алалии встречается в специальной литературе достаточно давно. Вначале он определялся как суммарное обозначение различных речевых нарушений.

В 30-х годах XIX в. Шультес ввел новое понятие «дислалия» и противопоставил дислалии алалию, которую он характеризовал как полную невозможность артикулирования.

В дальнейшем полная невозможность артикулирования получила название «анартрия». Алалия включала в себя нарушения, затрагивающие не только внешнюю сторону речи, но и словарь, грамматический строй и понимание.

Длительное время «алалия» и «афазия» употреблялись без видимого разграничения. Только к 30-м годам XX в. Окончательно были разведены.

В настоящее время алалия – это глубокое системное недоразвитие речи.

Алалия относится к числу органических речевых нарушений центрального характера. Это нарушение характеризуется полным или частичным отсутствием речи, несмотря на сохранность периферического слуха, а также интеллекта.

 

Классификации алалии

Выделяют 4 концепции, которые по разному толкуют механизмы и природу речевых нарушений. Существует 4 классификации алалии:

-Клиническая

-Психологическая

-Лингвистическая

-Психолингвистическая

Клиническая классификация

Представители клинического направления выделяют 4 формы алалии.

1. МОТОРНАЯ АЛАЛИЯ. Её впервые описал ФРЕШЕЛЬС.

Моторными алаликами названы те дети, у которых отсутствие речи объяснялось поражением лобных отделов коры головного мозга области Брока. Эти дети сами не говорят, но относительно понимают обращенную к ним речь.

2. В 1937г. ОРТОН описал в своей работе нескольких детей, у которых наблюдалось нарушение восприятия и понимания речи при сохранной возможности произносить слова. Эти дети были отнесены к СЕНСОРНЫМ АЛАЛИКАМ. Причинами нарушений является недоразвитие речеслухового анализатора доминантного полушария области Вернике.

3. В конце XIXв. Немецкими врачами ЛИБМАНОМ и ГУЦМАНОМ были описаны дети, у которых отмечались трудности как в понимании, так и в воспроизведении слов.

4. ПЕРЕХОДНАЯ ФОРМА АЛАЛИИ (от алалии к косноязычию) была описана ЛИБМАНОМ. В эту группу вошли дети, у которых отмечалось не отсутствие речевой деятельности, а её недоразвитие в легкой форме. У таких детей на фоне хорошей фразовой речи отмечались грамматические и фонетические ошибки.

Многие авторы считают неправомерным выделение таких форм алалии, т.к. часто клинические исследования не подтверждают у них наличие расстройств лобных отделов – невозможность выполнения планомерных целенаправленных движений.

Встречаются дети, у которых расстройство работы речеслухового анализатора проявляются в агностических нарушениях. Многие исследователи считают, что такая классификация алалии была проведена по аналогии с афазией. Несколько позднее появились другие классификации этой патологии.

Психологическая классификация

Психолог Р.Е.Левина опубликовала свои наблюдения за группой неговорящих детей в работе «опыт изучения неговорящих детей алаликов». Ею было выявлено 3 группы.

Подход: она предположила, что отсутствие речи необходимо анализировать не по речевому дефекту, а рассмотреть, как у неговорящего ребенка формируются предпосылочные механизмы речи с точки зрения формирования.

С точки зрения сформированности ВОСПРИЯТИЯ:

1. слухового и фонематического,

2. зрительного восприятия (опознавание предметов и их изображений).

С точки зрения ПСИХИЧЕСОЙ АКТИВНОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ИХ МОТОРНОЙ ВОЗМОЖНОСТИ.

Левина выделила 3 группы по принципу преимущественного нарушения:

1 группа – дети с нарушением фонематического восприятия – специфическая невосприимчивость к звукам человеческой речи при охранном физическом слухе.

2 группа – дети с нарушением зрительного (предметного) восприятия – ребенок слышит слово, опознает его как слово, но не может определить к какому предмету слово относится. Для таких детей характерно не узнавание предмета как целого. Такие дети хорошо видят детали предмета, хорошо улавливают его свойства. Причиной этих нарушений является оптико-гностические расстройства (зрительная агнозия). В результате чего у ребенка сужается представление об окружающем предметном мире. Нарушение соотнесенности слова с предметом ведет к нарушению понимания слов. Для этих детей характерно нарушение процесса чтения, т.к. трудно опознавать изображения не только букв, но и предметных картинок.

3 группа – дети с нарушением психической активности, что обусловлено ослаблением процессов самоорганизации как в речевой, так и в слуховой сфере. Для них свойственны амнестические проявления, природа которых обусловлена недостаточность акта припоминания. Эти дети характеризуются:

- рассеянностью на занятиях,

- кривлянием, отказом выполнения заданий,

- нарушением письма, обусловленного трудностями

соотнесения звука и буквы.

 

Трудно отличить У.О. от Алалии.

 

 

Лингвистическая классификация

 

Подход Веры Константиновны Орфинской. Она рассматривает свою классификацию как психолого-лингвистическую классификацию. Традиционно ее называют лингвистической.

В основу деления детей на определенные группы положен принцип нарушения языковых систем (характер недоразвития языковых систем): 2-х языковых систем – фонетической и морфологической, которые объединяют словообразование и словоизменение. В основе любой формы алалии может лежать как речевые, так и неречевые нарушения. Логопед должен уметь выявить то ведущее расстройство, которое обуславливает расстройство языковых систем.

В качестве таких нарушений может выступать:

НЕРЕЧЕВЫЕ РАССТРОЙСТВА

1. Нарушение намеренных артикуляционных движений (апраксия). Это двигательное расстройство, в результате которого нарушается фонетическая система языка.

2. Нарушение дифференциации и обобщения по пространственным и временным действиям (сначала, потом, за, под, на, утро, день, вечер и т.д.)

РЕЧЕВЫЕ РАССТРОЙСТВА

1. Нарушение языкового анализа и синтеза (фонематический).

2. Нарушение общих речевых функций.

В.К. Орфинская выделила 10 форм алалии.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал