![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Нарушение фразовой речи моторных алаликов
Нарушение фразовой речи – АГРАММАТИЗМ. Диагностируется: - составление предложений по сюжетной картинке, - составление предложений по опорным словам. Аграмматизмы могут быть различными. Условно выделяют 2 вида: 1. Структурный (конструктивный) 2. Морфемный (грамматический)
В рамках проводимого обследования необходимо отмечать какой вид аграмматизма преобладает у ребенка. 1. Структурный аграмматизм – ребенок выпускает из фразы значимые для понимания смысла слова или нарушает их порядок. Варианты проявления: - вместо целой фразы называется существительное и дополняет его жестом (паралингвистическими средствами); - вместо целой фразы оформляет мысль двумя существительными: Мама..рыба; - исключается предлог, следующий за глаголом: Кошка сидит.. аболе; - нарушается порядок слов в предложении: Петя кошку купать нет. В силу того, что преимущественно страдает глагольная часть предложения – такой вид аграмматизма называется предикативным аграмматизмом.
2. Морфемный аграмматизм – нарушаются законы грамматики Шаховская описала в своей работе неумения сочетать слова в предложении по законам грамматики: управления и согласования. Наиболее нарушено сочетание слов по закону согласования, т.к. приходится согласовывать слова по трем грамматическим категориям: род, число, падеж. В то время, как при управлении сочетается по одной категории – падежу. Варианты проявления: - ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ – когда одна хорошо усвоенная грамматическая форма заменяет все другие: ем ложком; - ребенок не дифференцирует между собой грамматические формы и происходит смешение – одну и ту же грамматическую форму может произнести правильно или заменить на другую; - не договаривает окончание слов – РЕДУКЦИЯ: красн чашка.
Исследования Соботович по нарушению фразы показало, что: - для одних детей с моторной алалией организация слов в синтагматическую цепочку является наиболее трудным. Это вид нарушения называется синтагматическая алалия; - для других – наиболее трудными оказываются выбор формы слова, т.к. каждое слово имеет несколько парадигм (число, падеж), то это послужило основанием назвать такую форму – парадигматическая алалия.
Ребенок умеет сцеплять слова в цепочку, но не умеет выстраивать слова по грамматическим формам.
Виды речи Существует: устная, письменная и внутренняя речь. Они отличаются кодовыми символами, которыми пользуется человек. Устная речь делится на: 1. Диалогическую речь 2. Монологическую речь
|